Объемы дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Утверждаю
Теории и истории международных отношений Декан факультета
   
Протокол №________ ______________________
дата________________ К.К. Худолей
   
зав. кафедрой _______________  
С.М. Виноградова  

Программа учебной дисциплины

«ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ»

Global development and the international information interchange

цикла общепрофессиональных дисциплин

(бакалавриат, «Международные отношения» --52900 )

Разработчик: докт. полит.наук. ______________ Смирнова И.С.
Рецензенты: проф., докт. полит. наук _____________Виноградова С.М. доц., канд. ист. наук ____________________ Павлов А.Ю.  
   

Санкт-Петербург

Организационно-методический отдел

1.2. Цель курса:на основе изучения деятельности отечественных и зарубежных массмедиа сформировать у студентов развернутое, системное представление о сущности и основных характеристиках международного распространения информации в контексте процесса глобализации, о взаимосвязи и взаимообусловленности изменений в сферах информации и коммуникации, мировой политики и международных отношений, а также о масштабах трансграничных информационных обменов и их роли в преобразовании общественного бытия.

1.3. Задачи курса: способствовать выработке и закреплению у студентов знаний об актуальных проблемах, тенденциях и закономерностях развития международного обмена информацией и о перспективах его развертывания в условиях глобализации, содействовать формированию у студентов навыков и умений, связанных с профессиональным анализом фактов, событий и явлений, характеризующих современное мировое информационно-коммуникационное пространство.

1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускников:важность и значимость информации и коммуникации в глобальных процессах диктует необходимость включить лекционный курс в подготовку бакалавров по направлению «Международные отношения». Полученные знания могут быть применены в практике дипломатии и международных отношений, в информационно-аналитической и научно-исследовательской работе.

1.5. Требования к уровню освоения дисциплины: в результате ознакомления с современными теоретико-методологическими подходами к анализу феномена функционирования массмедиа в глобализирующемся мире профессионально ориентироваться в совокупности данных, касающихся особенностей протекания современных информационных процессов, на основе научной методологии квалифицировать и анализировать социальные факты, документальные и прочие источники, выявлять их значимость в свете развития информационно-коммуникационного пространства.

Методика преподавания курса предполагает сочетание лекционной формы подачи важнейших положений курса с самостоятельной работой бакалавра в соответствии с учебными планами.

Объемы дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

№ п/п Название тем и разделов Всего часов (трудоемкость) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа
в том числе
Лекции Семинары
1. Вводная лекция. Цели и задачи курса. Литература. Источники.  
2. Международный обмен информацией и глобальное развитие: основные понятия, терминология, понятие регионализации.  
3. Международный обмен информацией и глобализация: исторические корни и динамика взаимодействия.  
4. Информация в сфере политики. Международный обмен информацией.    
5. История СМИ и журналистики разных стран. Медиагнаты. Монополия в СМИ.    
6. Влияние освоения космического пространства на развитие человечества. Влияние космоса на международный обмен информацией.    
7. Тенденции и перспективы развития современных информационно-коммуникационных процессов  
  Итого:  

Курс рассчитан на один семестр: лекции 34 ч., по окончании изучения курса в соответствии с учебным планом предусмотрена сдача экзамена.

Содержание дисциплины

Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий.

Тема 1. Вводная лекция. Цели и задачи курса. Литература.

Источники.

2 ч. лекций.

Основная и дополнительная российская и зарубежная научная литература (монографии, учебные пособия, специализированная периодика). Ведущие источники изучения курса (документы, периодические издания, в том числе имеющиеся в библиотеке факультета международных отношений, материалы радио и телевидения, Интернет). Связь курса с дисциплинами, изучаемыми в блоках социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Тема 2. Международный обмен информацией и глобальное развитие: основные понятия, терминология, исследовательские подходы.

4 ч. лекций.

Глобализация: концептуальные основы, преимущества, проблемы и потенциальные конфликты. Россия в контексте процессов глобализации: возможности, риски, стратегии. Информационная и интеллектуальная составляющая глобализации. Информация и коммуникация: социально-гуманитарные аспекты. Литература, публицистика и журналистика в свете информатизации. Социальная и журналистская информация: основные свойства. Массовая информация и массовая коммуникация: особенности терминологического аппарата, социально-ролевые функции, принципы деятельности. Журналистика и Интернет: особенности взаимовлияния.

Тема 3. Международный обмен информацией и глобализация : исторические корни и динамика взаимодействия

8 ч. лекций.

Основные вехи развития международного обмена информацией в эпоху дописьменной и письменной культуры. Роль текста в жизни общества. Связь международной коммуникации с политическими, экономическими и социокультурными процессами. Возникновение книгопечатания и расширение международных информационных потоков. Развитие новых технологий и попытки регулирования в информационно-коммуникационной сфере в новое и новейшее время. Информационно-коммуникационные аспекты колониальной экспансии. Монополизация и конкуренция в сфере коммуникации. Формирование внутреннего и международного информационного рынка и попытки его раздела. Зарождение и развитие информационного противостояния. Внешнеполитическая пропаганда и информационные войны в вооруженных конфликтах XIX в. и первой половины XX в.

Наши рекомендации