Основы конституционного строя РФ. Конституционный строй понимается в 2х аспектах:
Конституционный строй понимается в 2х аспектах:
1. С формально – юридической точки зрения конституционный строй это устройство государства и общества, закрепленные нормами конституции.
2. С точки зрения обще социологического подхода конституционный строй это совокупность общественных отношений, обусловленных историческим уровнем производства, распределения и обмена, а так же характером социальных связей участников этих отношений.
Основы конституционного строя представляют собой систему закрепляемых в конституции фундаментальных принципов, устройство публичной власти и общества.
Плебисцитарная форма демократии была разработана Ж-Ж Руссо, который решительно отклонял идею представительства, поскольку, по его мнению перепоручение воли это неизбежное ее искажение.
Суверенитет государства – это проявление народного суверенитета в государственных и межгосударственных отношениях.
РФ как суверенное государство обладает:
1. Правом учредительной власти, означающим право определять себя в качестве государства, принимать конституцию, определять государственное устройство, форму осуществления власти и т.д.
2. Правом устанавливать общий правопорядок в стране, круг прав и обязанностей индивидов, государственных органов и должностных лиц
3. Правом территориального верховенства в пределах собственных границ
4. Правом самостоятельно и независимо осуществлять свою внешнюю политику, участвовать в деятельности международных организаций, заключать международные договоры
5. Право на обеспечение внутренней безопасности
Принцип федеративного устройства.
Понятие и виды федераций. Теория и практика Федерализма в РФ на современном этапе.
Федерация – это сложное государство, состоящее из нескольких образований (субъектов) и в настоящее время к федеративным относится примерно 20 государств мира.
Виды федерации:
1. По статусу субъектов – симметричные, асимметричные. Симметричные – все субъекты обладают равным правовым статусом м прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов с федеративном центром. Асимметричные – федерации с разным правовым статусом субъектов.
2. Исходя из этнического состава субъектов – территориальные, национальные и национально - территориальные. Территориальные – федерации, состоящие из субъектов, которые не имеют этнических особенностей и не являются национальными образованиями. Национальные – субъекты организованы по национальными признакам.
3. Исходя из правового статуса субъектов- федерации с суверенными субъектами и федерации с не суверенными субъектами. Юридическим опосредованием государственного суверенитета выступает их право на сецессию и право на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.
4. По способу создания федерации – конституционные, договорные, конституционно – договорные. К конституционным относятся такие федерации, в которых первичным учредительным актом является конституция.
5. От способа распределения компетенции между субъектами и федерации. Дуалистические и кооперативные. Концепция дуалистического федерализма нашла свое яркое отражение в конституции США 1787 года и заключалась в идее равноправия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свое компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга, следовательно предметы ведения в конституциях дуалистических федераций закрепляется путем их перечисления в закрытых или открытых перечнях либо за федерацией, либо за ее субъектами. Концепция кооперативного федерализма основана на идее взаимодополненеия . кооперативный федерализм предполагает выделение в конституции не только всех компетенций федерации и субъектов, но и сферы совместной компетенции.
Договор | КРФ |
П 3 ст 3 | П в ст72 |
П4 ст3 | П з ст72 |
П2 ст3 | П о ст72 |
Ст8 | Ст1 раздел 2 |
Теория и практика федерализма в РФ на современном этапе .
РФ – формально симметричная конституционная федерация, организованная по национально – территориальному принципу с не суверенным статусом субъектов.
Определение КС РФ от 27.06.2000г №92О
« о проверке соответствия КРФ отдельных положений Конституции республики Адыгея, Башкортостан»
В этом определении КС отменил положения конституции ряда республик, закреплявшие их суверенитет, статус в качестве субъектов международного права, верховенство республиканских законов над федеральными, право собственности этих республик на природные ресурсы. Тем не менее субъекты РФ все таки обладают определенной самостоятельностью и их самостоятельность выражается в следующем :
1. Невозможность изменения статуса субъектов РФ без их согласия
2. Самостоятельное принятие субъектами собственных учредительных актов и законов
3. Самостоятельное установление и изменение субъектами собственного наименования, собственной символики. Республики в праве иметь так же собственные языки, но они должны строится на графической основе кириллицы. (ч.6 ст.3 ФЗ от 25 октября 1991 г « о языках народов РФ» устанавливает, что в РФ алфавиты государственного языка РФ и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы, иные графические основы алфавитов государственного языка РФ и государственных языков республик могут устанавливаться ФЗ)
4. Субъекты РФ обладают собственной территорией.(ст67)
5. Субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью.( ч.1ст.1 ФЗ от 4 января 1999г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» устанавливает, что субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно – территориальными образованиями иностранных государств, а так же на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
6. Субъекты самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти (ч.1 ст.77 КРФ)
7. Субъекты обладают экономической самостоятельностью, экономическую основу деятельности субъекта составляют находящиеся в его собственности имущество, средства бюджета субъекта, а так же имущественные права субъекта. Собственность субъекта охраняется и защищается на ровне со всеми другими формами собственности.
Национально – территориальный принцип организации.
Республики, автономная область и автономные округа выделены по национально – территориальному признаку.
Свобода экономической деятельности и единство экономического пространства предполагают во-первых, создание единой экономической инфраструктуры в масштабах РФ для всех сегментов экономики, во-вторых, развитие и интенсификацию горизонтальных экономико-правовых отношений, в-третьих, предполагает обеспечение свободного вступления граждан в экономические отношения, в-четвертых, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а так же единство системы управления экономикой, оптимальное соотношение публичных и частных начал в регулировании экономической сферы. Такие ограничения могут устанавливаться в форме лицензирования.
Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти, каждая из которых, действуя самостоятельно, должна направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не остались бы на бумаге.
В соответствии со ст.2 и ч.1 ст.45 КРФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства. Такая обязанность лежит, прежде всего, на законодателе, который в целях эффективного восстановления прав участников уголовного процесса определяет процедуры пересмотра неправосудных решений.
Понятие избирательного права. Понятие избирательной системы.
Избирательное право в субъективном смысле это гарантированная гражданину возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательное право в объективном смысле представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право в объективном смысле регулирует избирательную систему. Избирательная система так же понимается в двух смыслах: в широком и в узком смысле. В широком смысле избирательная система представляет собой упорядоченные общественные отношения, составляющие порядок выборов органов публичной власти. В основном регулирование происходит посредством норм КП, так же норм иных отраслей законодательства, важное значение имеют нормы политической этики, обычаи и традиции, которые существуют в политической среде. В узком смысле избирательная система представляет собой способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов
голосования. Выборы – процедура образование государственных органов или наделение полномочиями должностных лиц, осуществляемое посредствам голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждый предоставляемый мандат могут претендовать 2 кандидата или более.
Функции выборов:
1. Легитимируют власть
2. Посредствам выборов народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Орган государственной власти или должностное лицо, получив в результате выборов полномочия, осуществляют эти полномочия в течении определенного срока.
3. Выборы служат «барометром» политической жизни и представляют собой средства селекции политических руководителей.
Виды выборов:
1. Прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают избиратели непосредственно, при косвенных выборах вопрос об избрании решают особые лица (выборщики), которых избиратели избирают специально для этого вопроса.
2. Федеральные, региональные
3. Очередные, внеочередные
Отзыв – досрочное лишение мандатов по воле тех, кто правомочен наделять данным мандатом, избирая в определенный государственный орган или на соответствующую должность. (Китай, Япония, некоторые штаты США на местном уровне).
Принципы избирательного права.
1. Всеобщность. Избирательные права признаются за всеми взрослыми психически здоровыми гражданами, но на практике и в законодательстве многих стран существует ряд цензов: возрастной ценз, ценз оседлости, ценз гражданства, имущественный ценз, половой ценз, образовательный ценз, ценз грамотности, моральный ценз, ценз совместительства.
2. Свобода выборов. Абсентеизм - сознательный отказ избирателя голосовать. Обязательный вотум – юридически закрепленная обязанность избирателей принять участие в выборах.
3. Принцип равенства. Во-первых, равная для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов, во-вторых, наличие равного числа голосов у каждого избирателя.
4. Принцип непосредственных выборов.
5. Принцип тайного голосования
Всеобщее, равное, прямое, свободное избирательное право при тайном голосовании.
Типы избирательных систем.
1. Мажоритарные
1.1. Относительного большинства. В рамках такой системы избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов.
1.2. Абсолютного большинства. Для избрания кандидатом при такой системе требуется абсолютное большинство голосов, т.е. более половины их общего числа. Исходное число, от которого рассчитывается , может быть общее число избирателей, может быть общее число поданных голосов, общее число поданных действительных голосов. При такой системе чаще всего устанавливается минимальный порог участия избирателей в выборах.
1.3. Квалифицированного большинства. Избранным считается тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов, оно установлено в законе.
2. Пред пропорциональные
2.1. Система ограниченного вотума. У избирателя в многомандатном избирательном округе меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Мандаты передаются кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
2.2. Системы кумулятивного вотума. Избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов надо избрать, но распределяет свои голоса как хочет (в многомандатном округе).
3. Пропорциональные. Заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте число мандатов, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Для пропорциональной системы ключевым является понятие избирательной квоте. Избирательная квота – наименьшее число голосов, необходимое для избрания кандидата.
4. Смешанные
Гражданство РФ.
Нормативное регулирование – КРФ, ФЗ от 31.05.2002 года №62 ФЗ О гражданстве РФ, указ Президента РФ от 14.11.2002г. №1325 об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, указ Президента РФ от 14.11.2002 №1318 об утверждении положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ.
Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Признаки:
1. Устойчивость гражданства. Выражается в его бессрочности и неизменности. Во-первых, гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, во-вторых, никто не в праве изменять правовое содержание гражданства по сравнению с тем как оно зафиксировано в законе.
2. Первичность гражданства. Заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства или иностранного гражданства) определяет правовой статус индивида, т.е. конкретный набор его прав и обязанностей.
Принципы гражданства:
1. Принцип единого гражданства.
2. Принцип экстерриториальности гражданства. Уполномоченные органы должны всячески способствовать реализации прав и свобод гражданина, следить за тем, чтобы они не нарушались. Нахождение на другой территории не прекращает автоматически гражданства.
3. Принцип допущения двойного гражданства. Во-первых, гражданин РФ, имеющий так же иное гражданство рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ о гражданстве. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
4. Принцип невосприимчивости гражданства к изменению семейного статуса. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет а собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных супругами детей.
5. Принцип недопущения лишения гражданства. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
6. Принцип сокращения числа лиц без гражданства. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (в т.ч. посредствам восстановления льготного режима приобретения гражданства для отдельных категорий лиц).
Избирательные комиссии.
От каждого избирательного объединения, избирательного блока кандидат в праве назначить в соответствующую комиссию несколько наблюдателей, которые в день голосования имеет право поочередно осуществлять наблюдение в помещении голосования и до получения сообщения о получении всех необходимых протоколов.
Конституционная юстиция.
Контроль – система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа.
Надзор – система отношений меду органами публичной власти, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.
Конституционный контроль – деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий НПА Конституции в ходе которой данные органы полномочны отменять несоответствующие Конституции НПА. Традиционно выделяют 2 модели конституционного контроля – американскую и европейскую. Исторически первая сложилась американская модель конституционного контроля. Примерно в начале 20 века возникает европейская модель. В рамках американской модели конституционный контроль может осуществляться любым судом общей юрисдикции по заявлению гражданина. В рамках европейской модели существует специальные уполномоченные органы, кторые проверяют НПА на предмет их соответствия конституции. В рамках смешанной модели возможно существование специального органа , а так же и проверка любыми судами (Греция, Португалия, ЮАР, Эквадор). Специальные органы контроля отличаются от судов общей юрисдикции следующим:
1. В их формировании обычно участвует несколько ветвей власти
2. Во многих странах полномочия судей специализированных органов ограничены определенным сроком
3. Не всегда эти органы формируются исключительно на профессиональной основе.
Место органов конституционного контроля в системе разделения властей.
1 точка зрения сводится к тому, что конституционное правосудие считается частью судебной власти.
2 точка зрения сводится к тому, что конституционное правосудие стоит над всеми тремя ветвями власти и оно призвано обеспечить соблюдение тремя остальными ветвями власти их полномочий, т.е. в данном случае конституционное правосудие выступает как некий координатор, при этом некоторые исследователи не стремятся выйти за рамки триады, поэтому прямо не говорят, что это особая ветвь власти.
Юридическая природа органов конституционного правосудия.
Всеми авторами признается, что такая природа носит двойственный характер.
С одной стороны, процедура, применяемая в рамках конституционного контроля, имеет общие черты с производством в судах общей юрисдикции. С другой стороны, органы конституционного контроля призваны решать особенные вопросы, иногда политические по своему характеру и важные для развития страны и правовой системы.
Виды конституционного контроля:
1. По времени осуществления. Предварительный и последующий. При предварительном конституционном контроле НПА проверяется на предмет его конституционности до его вступления в силу. Последующий КК распространяется на действующие и официально опубликованные НПА.
2. По месту осуществления. Внутренний и внешний. Внутренний проводится самим органом, который издает акт. Внешний другим органом, уполномоченным на проведение такого контроля.
3. С точки зрения обязательности. Обязательный и факультативный. При обязательном акты всегда должны быть подвергнуты процедуре, а при факультативном только в случае заявленной инициативы уполномоченного лица.
4. По форме осуществления. Абстрактный и конкретный. Абстрактный означает проверку НПА вне связи с конкретным делом. При конкретном контроль может быть осуществлен в связи с конкретным делом.
5. По объему осуществления. Полный и частичный. Полный охватывает всю систему общественных отношению, а частичная только какие-то ее сферы.
Объекты конституционного контроля
1. Законы
2. Внутригосударственные законы
3. Не вступившие в силу МД и проекты МД
4. Судебные решения
Существует ряд спорных вопросов по объектам. Например существует вопрос могут ли быть объектом референдальные законы. В мировой практике однозначного ответа на этот вопрос нет.
В мировой практике выделяют 3 процедуры защиты прав и свобод, которые связаны с конституционной юстицией. В некоторых странах такая защита связана с изданием судебных предписаний по принудительному осуществлению таких прав. 2 случай – конституционная жалоба. 3 процедура ампаро, разница с конституционной жалобой заключается в том, что решение, принятое в рамках той процедуры, распространяется только на стороны.
Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредствам конституционного судопроизводства.
Постановление КС РФ от 18-07-2003 №13-п По делу о проверке конституционности ГПК РФ и ГПК РСФСР.
Пункт а ч.2 ст.125 под термином федеральный закон понимать не только ФЗ, но и ФКЗ. ( постановление от 29-06-2004 года №13-п)
Проверка на предмет конституционности поправки.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П
Возможность рассмотрения поправки на конституционность так же существует, не смотря на то, что она имеет особую юридическую природу.
По пункту г ч.2 ст.125 речь идет об МД, подлежащих ратификации( ст. 89 ФКЗ о конституционном суде) ФЗ о международных договорах РФ от 1995 года ст.15 перечень договоров, которые подлежат ратификации.
Ч.3 ст.125. споры о компетенции
Компетенция должна быть определена конституцией РФ п.1 ч.1 ст. 93 ФКЗ о Конституционном суде РФ.
Ст.96 ФКЗ о КС
По поводу иных органов и лиц, указанных в законе ( ч.6 ст.35 ФЗ о прокуратуре) ген.прокурор в праве обращаться в КС по вопросу нарушения Конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
П.5 ч.1 ст.29 ФКЗ об уполномоченном по правам человека. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный в праве обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.
Постановление пленума ВС от 31-10-1995 года №8
Постановление по толкованию 126 127 128 статей конституции. Коллизия 2х постановлений.