Модернистская геополитика. Основные модернистские геополитические концепции. Мондиализм. Атлантизм. (геополитика Бжезинского)
Идеи атлантизма развивал идеолог «нового мирового порядка» 3. Бжезинский. Еще в 1986 г. в книге «План игры» он впервые совершенно ясно характеризовал соперничество СССР и США как геополитическую борьбу за контроль над Евразией. Он стал одним из теоретиков течения «мондиализма»
Мондиализм. Суть - утверждение полной планетарной интеграции, создание единого мира, переход от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру. Концепция мондиализма возникла задолго до победы Запада в холодной войне.
Версии мондиализма: теория конвергенции и доктрина фукуямы.
Збигнев Бжезинский - американский политолог, социолог и государственный деятель польского происхождения, главный советник Пентагона по Советскому Союзу и России.
выразил и обосновал политику нового американского экспансионизма. (основываясь на работах представителей классической геополитики морских сил: адмирала Мэхэна, Хальфорда МакКиндера и Николаса Спайкмэна).
Концепция Бжезинского о продвижении границ американской гегемонии заключается в постоянном расширении периметра доктрины Монро.
Основными компонентами этой доктрины являются следующие:
1. Россия - сердцевина земли – Хартланд, каковой ее концептуально определил в прошлом МакКиндер. Завоевать или расчленить Хартланд на части – это залог мировой гегемонии США. Россию необходимо расчленить на три отдельные государства: одно с центром в Петербурге, другое с центром в Москве, а Сибирь сделать отдельным государством.
2. Отталкиваясь от Николаса Спайкмэна, Бжезинский развивает концепцию окружения России путем захвата «окраинных земель» - евразийского пояса прибрежных территорий и стран или «римлэнд», в том числе и Югославии, которая является одной из таких стран. В этом контексте можно себе припомнить слова Спайкмена: «Кто контролирует «римланд», господствует над Евразией; кто господствует над Евразией, контролирует судьбы мира».
3. Динамика международных отношений после 1991 года - это вторжение в геополитическое пространство бывшего Советского Союза и завоевания его.
4. Завоевание и контроль над Евразией является основной целью США. Контроль над Евразией залог американского мирового владычества и их Нового мирового порядка.
«Развал Советского Союза превратил «хартлэнд» Евразии в геополитический вакуум. Это не только создает возможность для потенциального проникновения американского влияния в евразийский вакуум, в особенности путем консолидации геополитической разрозненности бывшего пространства СССР, но и имеет решающие геополитические последствия на юго-западной окраины Евразии. Ближний Восток и Персидский залив уже трансформированы в область исключительного американского преобладания. И это положение является исторически уникальным».
Конфликт между Советским Союзом и США, не что иное как извечный антагонизм между морской и континентальной силой.
Таким образом, контроль и доминирование над Евразией является центральным геополитическим императивом Соединенных Штатов. И НАТО его главный инструмент. В контексте американского экспансионизма НАТО для Бжезинского призвано играть такую же роль как морской флот для адмирала Мэхэна в прошлом.
конечная цель американского империализма – это покорение Евразии, которая, по мнению, британского геополитика Хальфорда МакКиндера является наиважнейшей геополитической областью в истории – географической осью истории.
Подобно МакКиндеру он рассматривает Евразийский массив Хартлэнд как геополитическое пространство, играющее решающую роль в мировой истории. Вслед за Спайкмэном он подчеркивает значение также и Римланда, окраинных земель, для блокады крепости «Хартлэнд».
В этом контексте «холодная война» для Бжезинского являлась блокадой крепости «Хартлэнд», в геополитическом контексте тождественной с Советским Союзом. Битва за Евразию –суть «холодной войны».
Бжезинский сформулировал фундаментальные принципы планетарного господства США в условиях однополярного мира, а главной целью американской геостратегии назвал «превращение Америки во властелина Евразии», которую предложил своей стране в качестве «главного геополитического приза».