Государственная территория и ее границы. Понятие, правовые способы приобретения и изменения государственной территории. Виды государственных границ.
В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море.
Различие в правовых решениях этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей.
К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся: 1) морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; 2) воды портов; 3) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы. Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства.
Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года, не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.
Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств.
Международное право дает три основания для изменения границ:
- во-первых, это осуществление народами и нациями своего права на самоопределение: образование новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединение двух или нескольких государств или разделение существующего государства;
- во-вторых, это обмен участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного прохождения линии границы на местности;
- в-третьих, это наибольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации.
Развивая приведенные положения общего международного права, Российская Федерация в ст. 2 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. закрепила следующие принципы, которыми она руководствуется при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории:
- обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
- взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
- взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
- мирного разрешения пограничных вопросов.
По основной классификации границы делят на:
1. Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.
2. Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.
3. Воображаемая поверхность, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.
По другой классификации, границы делятся на сухопутные и морские (по природным признакам), прямолинейные и извилистые (по морфологии), колониальные, по военные, «воссоединенные» (установленные в результате воссоединения земель определенного народа), компенсационные (установленные в результате обмена территориями между соседними государствами), восстановленные, навязанные в одностороннем порядке сильным соседом; установленные односторонним актом без сопротивления соседа (в соответствии с историческими условиями и последовательностью возникновения). Наконец, по свойству легитимности (законности) все государственные границы делятся: на договорные и недоговорные.