Сообщение

После того, как кодировщики осмыслили идеи отправителя (ис­точника) и перевели их на язык, понятный получателю, эти идеи нуж­но передать в форме сообщения. Сообщение можно сделать с помо­щью различных средств коммуникации: выступления, газеты, пресс-релиза, пресс-конференции, радиорепортажа, телевыступления, встречи с глазу на глаз. Правда, специалисты продолжают спорить о том, что представляет собой сообщение (message). Существует по меньшей мере три наиболее распространенные точки зрения.

1. Сообщение — это содержание информации. То есть считает­ся, что содержание коммуникации, то, что сообщается, как раз и есть сообщением. Основное тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д. При этом не важно, в какой среде, каким образом, с помощью каких средств было сделано со­общение и кто именно его сделал.

2. Сообщение — это среда (medium). С этой точки зрения со­держательная сторона коммуникации имеет мало общего с сообщением. Главное — это где и каким образом осуществля­ется коммуникация, какие средства для этого используются. Подобные утверждения в основном опираются на тот факт, что с наступлением эпохи телеполитики, люди, следящие за ходом событий по телевидению, способны легко ухватить суть дела, особо не углубляясь в содержание выступлений, ар­гументаций и др. Доказательством тому может служить попу­лярность политических лидеров, являющихся мастерами те­леимпровизаций, умеющих использовать телеэффекты для то­го, чтобы произвести нужное впечатление на аудиторию, ук­репить свою популярность.

3. Сообщение — это личность. Сторонники такого подхода считают, что ключевым моментом сообщения выступает не содержание или среда распространения информации, а сам выступающий. Например, мастером убеждать был Гитлер. Он прибегал скорее не к углублению содержания своих выступ­лений, а к совершенствованию формы и стиля их преподнесе­ния. Его маниакальная помпезность и жестикуляция воздейст­вовали на настроение людей, доводя толпу до исступления. То есть Гитлер как персона был главным элементом коммуника­тивного сообщения.

Нечто подобное представляют собой нынешние харизма­тические лидеры. Их популистские призывы оказываются ве­сомее, чем то, что они лично думают как политики. Люди за­частую неспособны различить слова и лицо, их произносящее. Слова, выражение лица, глаза, манера поведения, находчи­вость, само присутствие любимого лидера — все это вместе и есть сообщение, влияющее на аудиторию.

Очевидно, нет смысла долго доказывать, что подобные точки зре­ния как бы разрывают на отдельные части то единое целое, что в ко­нечном счете представляет собой сообщение. Только в целостности приведенных выше элементов и составных частей сообщение приоб­ретает законченный вид, достигая наибольшего эффекта воздействия на аудиторию (получателя).

Наши рекомендации