Управленческие решения: сущность и специфика.
Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни. Последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому принятие решений является функцией каждого человека в личной жизни и функцией руководителя любого уровня в процессе управления.
Чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений. Существенным отличительным признаком решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятиям, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.
К управленческим решениям предъявляются определенные требования,которые обеспечивают выполнение поставленных задач:
1. Научная обоснованность, компетентность. Данное требование означает, что решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Каждое решение, противоречащее этим закономерностям, влечет за собой серьезные последствия, замедляет развитие системы.
Доя смягчения негативных последствий принимаемых решений необходимо, чтобы они принимались на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и окружающей его среде. Соблюдение отмеченных требований повышает научную обособленность решений, снижает их ошибочность. Тщательность обоснования решения - это залог его оптимальности.
2. Полномочность. Управленческое решение должно быть
полномочным. Это означает, что оно должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение, а не другое.
Полномочность выполнения функции принятия решения является необходимым условием обеспечения директивности принятого решения и определяется правами для его принятия и ответственностью за его последствия.
Выход за рамки этих прав создает риск невыполнения решения. С другой стороны, лицо, принимающее решение, не должно подменять нижестоящих руководителей, что неизбежно ведет к снижению инициативности подчиненных.
3. Директивность. Директивность решения означает обязательность его исполнения. Она обеспечивается полномочностью руководителя.
4. Непротиворечивость. Непротиворечивость означает его согласованность с ранее принятыми решениями. Принимая решения, важно учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, и должно развивать и дополнять ранее принятые решения. Непоследовательность в принятии решений, их взаимо-аключаемость резко снижает эффективность управления.
5. Своевременность (оперативность), означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых явлений, делающих это решение ненужным. Несвоевременно принятое решение часто бывает не только недостаточно эффективным, но и вредным.
6. Точность, ясность, лаконичность формулировки решения. Управленческое решение должно быть точным и ясным, что исключает разночтения. Простота и лаконичность, строгость формы помогают лучше усвоить требования управленческого решения исполнителями, что является залогом его успешной реализации.
7. Экономичность, эффективность и оптимальность. Требование эффективности состоит в том, чтобы цели были достигнуты при оптимальных затратах ресурсов (трудовых, материальных и финансовых). В этом суть экономичности решения. Если правильно соблюдена прямая зависимость между целями, средствами и ресурсами, то принятое решение будет оптимальным.
8. Комплексность. Означает необходимость учета всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме, а также рационального использования логического мышления и интуиции принимающего решения лица, математических методов и вычислительной техники при формировании и выборе решения.
30. Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
-равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
-государственная целостность и национальная безопасность Российской Федерации;
-равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
-право каждого гражданина добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность;
-знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации при одновременном признании права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
-запрещение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также действий, направленных на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
-гарантия и обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с законами Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
-поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении родного языка и культуры, в укреплении их связей с Российской Федерацией;
-включенность институтов гражданского общества в выработку и реализацию задач государственной национальной политики.
Задачи государственной национальной политики в Российской Федерации
Задачи государственной национальной политики в политико-правовой сфере и сфере государственногостроительства:
-обеспечить равенство граждан перед законом и судом, независимо от их национальной принадлежности;
-обеспечить открытость и публичность рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных отношений, их непредвзятое и ответственное освещение в средствах массовой информации;
-сформировать систему мониторинга состояния межнациональной напряженности и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, позволяющую оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;
-обеспечить вовлечение институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, общественных организаций в систему взаимных обязательств о совместном противодействии росту межнациональной напряженности, межэтническому насилию, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти;
-обеспечить учет задач государственной национальной политики в документах стратегического планирования (стратегии социально-экономического развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации), включая вопросы формирования общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных отношений, поддержки культурного многообразия, интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов;
-обеспечить учет задач государственной национальной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов;
-внести в действующее законодательство изменения, предусматривающие правовые гарантии политики согражданства и интеграционной политики, в том числе:
-наделить национально-культурные автономии и национальные общественные организации правом.