Основные функции государства по регулированию экономики.

Функции:
- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения доходов;
- деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. К правилам относятся законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
Антимонопольное регулирование - современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Макроэкономическая стабилизация-деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов. Для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т. д.
Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.
Перераспределение доходов.
Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Методы и инструменты государственного регулирования экономики
Методы реализации структурной политики гос-ва (совокупность мер гос-ва, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики)

  • косвенные: налоговые льготы, политика ускоренной амортизации, льготные кредиты, субсидирование расходов на научно-исследовательские работы и т.п.
  • прямые: гос.заказы на продукты и услуги; госинвестиции; запрет на производство некоторых видов продукции

Инструменты гос. регулирования: экономическое прогнозирование; экономическое программирование; бюджетирование; индикативное и стратегическое планирование.

Экон.прогнозирование – научное предвидение возможного состояния экономики в будущем.
Экон.программирование – процесс разработки и раелизации программ экономики или отдельных сфер (развивается после 2 мировой войны)
Бюджетирование –процесс разработки и реализации гос.бюджета страны.

Индикативное планирование – процесс формирования системы показателей, отражающих состояние целей развития страны, совокупность мер гос. воздействия на экономику страны для достижения поставленных целей. (Заставить частный бизнес получить показатели невозможно). Индикативное план-е имеетособенности:
1) рекомендательный характер (частный бизнес будет выполнять рекомен-и при наличие стимула)
2) оно имеет вариантный характер ( разрабатывается как минимум 3 варианта: пессимистический, оптимистический, реальный)
Методы: Административные - базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы государственного регулирования подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные инструменты государственного регулирования: фискальная политика; денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика; государственное регулирование ценообразования; внешнеэкономическое регулирование. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.
Налоги широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства (налоговая система, налоговые ставки, льготы).
Основные экономические инструменты денежной политики - регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственные капиталовложения направляются в государственный сектор экономики - комплекс хозяйственных объектов, принадлежащих государству, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала.
Внешнеэкономическое регулирование - меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью.


Наши рекомендации