Организация бюджетного федерализма или условия его эффективного функционирования

1. Чёткое разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;

2. Разграничение доходных источников в объемах достаточных для реализации этих полномочий;

3. Сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов доходов и расходов нижестоящих бюджетов с помощью системы бюджетного выравнивания.

Необходимо так разграничить доходы между бюджетами, чтобы они покрывали максимум расходов этих бюджетов. Как показывает практика, ни в одной стране мира не удалось еще построить такую модель бюджетного федерализма.

Вертикальное выравнивание - На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить власти недостающие бюджетные ресурсы.

Вертикальное выравнивание обязательно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и финансовой помощи между субъектами Федерации и органами МСУ для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором.

В России в настоящее время применяются два основных метода бюджетного регулирования:

- перераспределение доходов между уровнями бюджетной системы;

- межбюджетные трансферты (наиболее востребованный способ).

С 1.01.2005 г. в БК РФ появилось новое понятие межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Формы межбюджетных трансфертов:

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов;

бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (для финансирования временных кассовых разрывов).

За исключением бюджетных кредитов, межбюджетные трансферты предоставляются из специальных фондов, закладываемых в бюджет на плановый период. На федеральном уровне к ним относятся 5 следующих фондов:

Самым востребованным является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, действующий с 1994 года и предоставляющий дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам РФ),

Федеральный фонд компенсаций – в форме субвенций для финансового обеспечения федеральных полномочий, делегированных для исполнения на региональный уровень бюджетной системы,

Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов1 - в форме субсидий для стимулирования усилий региональных и муниципальных органов управления по повышению качества управления общественными финансами, для поддержки бюджетных реформ,

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов – в форме долевых субсидий для поддержки регионов по предоставлению приоритетных, социально-значимых бюджетных услуг,

Федеральный фонд регионального развития – в форме долевых субсидий для предоставления финансовой помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Формирование и распределение указанных источников межбюджетных трансфертов в основном формализовано и регламентировано нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Сохраняется многоканальность предоставления федеральной финансовой помощи на поддержку инвестиционной деятельности в субъектах РФ. Инвестиционная финансовая помощь из федерального бюджета продолжает состоять из разрозненных элементов, формируемых и распределяемых без определения этих принципов. Становится очевидной необходимость систематизации предоставляемых межбюджетных трансфертов. Федеральная финансовая поддержка бюджетов других уровней должна формироваться как единая система, целью которой является создание стабильных условий функционирования региональных и муниципальных финансов, обеспечивающих максимально эффективное использование финансовых ресурсов для предоставления государственных и муниципальных услуг. Данный принцип предполагает, что предоставление финансовой поддержки должно производиться таким образом, чтобы расходуемые по одному направлению финансовые средства не только не нарушали общих принципов и задач, решаемых по другим каналам финансовой поддержки, но и усиливали этот положительный эффект за счет комплексного характера финансовой помощи.

Межбюджетное регулирование на региональном уровне служит цели обеспечения бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения возложенных на них полномочий и организуется аналогичным образом.

Базовым условием разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы является разграничение полномо­чий между органами власти разных уровней и органами местного самоуправления. В Российской Федерации основы разграничения полномочий по расходам между федеральным центром и субъекта­ми Федерации содержатся в ст. 71 Конституции РФ, где определе­ны предметы ведения Российской Федерации, а в ст. 72 — предме­ты совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.ведении Российской Федерации находятся: 71 статьяд) федеральная государственная собственность и управление ею;з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;и) ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;л) внешнеэкономические отношения; В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:72 статьяг) разграничение государственной собственности;и) установление общих принципов налогообложения и сборов; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Например, расходы на обеспечение противопожарной безопасности одновременно отнесены к совместному финансированию из бюджетов всех уровней (ст. 85 БК РФ) и к расходам, финансируемым исключительно из местных бюджетов (ст. 87 БК РФ). Если расходы на муниципальное дорожное стро­ительство предусматриваются из местных бюджетов, то феде­ральное дорожное строительство вообще не упоминается в пе­речне расходов федерального бюджета (ст. 84 БК РФ).


Наши рекомендации