Трансформация избирательного права в современной России.

Избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

(Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".)

Предметом ип -общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, составляющие в целом избирательные права граждан.

Правоведы практики А.А. Вешняков, В.И. Лысенко: избирательное право –это институт конституционного права, представляющий собой самостоятельную систему правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках избирательного права), которые регулируют общественные отношения, деятельность субъектов избирательного процесса, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия – при проведении свободных выборов в ОГВ и выборные ОМСУ, избираемые гражданами РФ, иными лицами, обладающими избирательными правами.

Д.Е. Катков и Е.В. Корчиго «избирательное право» понимают в двух смыслах: в объективном - как систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов, и субъективном - право гражданина избирать и быть избранным в ОГВ и ОМСУ.

К ограничениям активного и пассивного ИП относятся:

1) возрастной ценз. Для активного ИП – это 18 лет. При пассивном ИП: минимальный возраст кандидата – 21 год на выборах в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ и в ОМСУ, 30 лет – на выборах членов Совета Федерации, на пост Президента РФ (ст.81) – 35 лет, для депутатов ГД – 21 год (ст.97). Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов; 2) ценз гражданства. ИГ, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ. Однако в ОГВ не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; 3) ценз оседлости. В Конституции РФ установлено единственное ограничение по времени проживания на территории РФ для обладания пассивным избирательным правом – кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет (ч.2 ст.81), членом Совета Федерации может быть гражданин РФ, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации; 4) ценз военной службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в ОМСУ, на местном референдуме, если они не призывались из этой местности; 5) дееспособность. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными; 6) несвобода- лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными. Кроме того, с 2007 года не имеют права быть избранными граждане РФ: имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за преступления (за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, решение суда о лишении права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока; 7) несовместимость. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая при этом не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) ОГВ, исполнительного органа МСУ, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.





Избирательная кампания – деятельность, по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения, уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа МСУ о назначении выборов до дня представления избирательной комиссии, организующей выборы, отчета о расходовании средств, соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Законодательное определение понятия «избирательная кампания» включает в себя 2 аспекта:1) Деятельность субъектов избирательного права, по подготовке и проведению выборов (процессуальный аспект).2) Период времени, в течение которого осуществляются избирательные действия и процедуры (временный аспект).

Именно в период избирательной кампании, совершаются многочисленные, организационно-правовые процедуры, содержанием которых являются правоотношения между участниками процесса, подготовки и проведения выборов, основанные на нормах избирательного законодательства, материального и процессуального характера.

Назначение выборов -1 стадия любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования.

Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Сроки устанавливаются различным образом: установление твердой даты проведения выборов, срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования. В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;

2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;

3) голосование может быть назначено только на календарный выходной (но не праздничный) день;

4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов;

5) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.

Существенные изменения в порядке образования (определения) избирательных округов. Так, по ранее действовавшему законодательству избирательные округа образовывались перед каждыми выборами. Теперь же избирательные округа будут образовываться не перед каждой избирательной кампанией, а один раз в 10 лет.

до 2004 года все главы субъектов Российской Федерации избирались населением региона путем прямых выборов, однако в последующем этот порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ был упразднен. А в 2012 году закон вновь предусмотрел возможность избрания глав субъектов Российской Федерации, существенно трансформировав этот порядок.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ пассивными и активными избирательными правами, в том числе применительно к выборам в органы местного самоуправления, наделены только граждане Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством определен иной правовой статус иностранных граждан применительно к использованию и реализации их избирательных прав на территории конкретного муниципального образования. Так, п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях» предусмотрено, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Если в 1993 году все начиналось с временных положений о выборах, то к настоящему моменту федеральное законодательство о выборах и референдуме представлено Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Участие избирательных объединений в выборах: 1993 год – только партии и общественно-политические движения; 1995 год – любые организации, устав которых предусматривал участие в выборах путем выдвижения кандидатов; 1999 год – политические общественные объединения; 2003 год – только политические партии, региональное отделение или иное структурное подразделение, имеющие право в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. На муниципальном уровне – иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах. Единый день голосования: 2006 год – 2 единых дня голосования, с 2013 г. – один единый день голосования. Техническая оснащенность избирательного процесса (ГАС «Выборы», КОИБ, КЭГ, видеотрансляция). Эксперименты и применение на ограниченном числе участков на федеральных выборах, масштабное применение на региональных и муниципальных выборах.

Переход к единой системе избирательных комиссий, статус избирательных комиссий как независимых специализированных избирательных органов. Формирование избирательных комиссий с участием политических партий: 1997 год – органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления назначают не менее 1/3 членов комиссий по предложениям избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в Государственной Думе и региональных парламентах, 2002 г. – не менее 1/2.Формирование УИК сроком на 5 лет в 2013 году.


Наши рекомендации