Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.

Форма государственногоуправления – это правовой механизм взаимодействия высших органов государственной власти (разные способы распределения власти м/у главой гос-ва, прав-ом и парламентом).

Форма правления Дуалистическая Республика Парламентская Республика Смешанная (полупрезидентская) Суперпрезидентская
республика
Высшие ОВ През-т/ Парл-нт Прав-во/Парл-нт През-т/ Прав-во/Парл-нт През
Глава гос-тва Всеобщие выборы Избирается парламентом или специальным конгрессом Избирается прямыми всеобщими выборами, реже - непрямыми выборами или парламентом Избирается прямыми всеобщими выборами    
  Возглавляет исполнительную власть Жесткое разделе-ние З И С властей Символ.фигура, почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от прав-ва (контрсигнатура премьер-министром) Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий Сочетание режима единол.власти с основами конст.демократии
Парламент Избирается населением Избирается населением   Президент контролирует парлам. выборы, парлам. выборы - формальны
Правительство Если существует, полностью зависит от главы государства Формируется парламент. большинством с формаль. участием главы гос-ва, ответственно перед парламентом Формируется совместно президентом и парламент. большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом Если существует, полностью зависит от главы государства
Взаимовлияние Президент может сменить правительство и отдельных министров Прав-во (с формал. участием главы гос-ва) может распустить парл-т. парлам-т может отправить в отставку прав-во През. может распустить парламент, сменять мин-ов. Парламент может отправить в отставку прав-во с согласия през.  
Примеры США, Мексика, Бразилия, ФРГ, Италия, Чехия, Греция, Израиль Франция, Польша, Португалия, Швеция СНГ, РФ

Этапы:С момента своего становления РФ постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики.

90-е годы: Россия - президентская республика (дуалистическая) республика (дуализм в независимом формировании Парламента и Президента. Прав-во – техническое – нет самостоятельных полномочий.

История: С началом реформ и их высокой ценой, в стране формируется политическая оппозиция политике президента. Центром оппозиции становится Верховный Совет РФ. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум.

В марте 1993 года Б. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил.

Сегодня, согласно Конституции 1993 годаРоссия – смешанная или полупрезидентская республика. Эта форма правления предполагает двойную ответственность Правительства перед Парламентом и перед Президентом. Правительство является своего рода «буфером». Оно зависит и от Президента и от Парламента. Президент – глава государства, он выбирается народом (обычно прямые всеобщие выборы). Его основные функции:

- Верховный главнокомандующий ВС;

- Представляет страну на международной арене;

- Назначает высших должностных лиц в государстве (премьер, министры, послы, и т.п.);

- Осуществляет право помилования;

- Ведает вопросами предоставления гражданства, политического убежища;

- Может председательствовать на заседаниях Правительства (в России это оговорено в Конституции);

- Обладает правом роспуска Парламента.

В России Президент может издавать собственные нормативные акты. В смешанных республиках (в частности Россия) контросигнатура (подпись ответственного министра или премьера) отсутствует.

Перспективы 1:

Суть дискуссии сводится к определению формы правления в России – (супер) президентская республика, парламентарная или смешанная форма. Сложность состоит в том, что четко определить форму правления в России практически невозможно.

В России заимствованы традиции двух форм: президентской республики и смешанной формы.

По форме правления Россия схожа с Французской республикой (смешанная форма), но при наделении президента большими полномочиями (т.е. имеется схожесть с президентской формой).

Сущность президентской формы правления заключается в том, что президент формирует правительство и оно подотчетно только президенту. Именно президент (и никто иной) имеет право отправлять правительство в отставку. Президент является главой исполнительной власти и имеет широкий круг полномочий.

Для парламентарной республики характерно, что правительство формируется парламентом и оно ответственно перед этим законодательным органом.

В республиках со смешанной формой правления парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Президент является главой государства и стоит, как бы, над исполнительной, законодательной и судебной властями.

Для России характерно то, что Президент РФ является главой государства, Председатель Правительства утверждается Гос. Думой (нижней палатой парламента), формирует Правительство Председатель, но по согласованию с Президентом РФ (реально состав Правительства утверждает Президент своим указом).

Наиболее ответственные посты утверждаются ФС РФ, например, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центробанка и т.д.

Правительство РФ ответственно перед Президентом. Для отправки Правительства в отставку не требуется согласие парламента. Но ГД имеет право выдвинуть вотум недоверия Правительству. Если в течении трех месяцев это решение будет принято повторно, то Президент обязан отправить Пр-во в отставку или распустить ГД.

Исходя из вышесказанного, в России существует смешанная форма правления, которая в большей степени заимствована из опыта государственного строительства Французской Республики, но Президент РФ при этом наделяется гораздо большими полномочиями, что характерно для президентской республики. Все это накладывает отпечаток на специфику формы правления в России.

Перспектива 2

Россия «суперпрезидентская» республика.Признаки:юр. и факт. сосредоточением всех рычагов гос.ударственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является главой не только государства, но и прав-ва, а также лидером правящей партии. Нередко конституции закрепляют за таким президентом неограниченное право роспуска парламента, право введения (по своему усмотрению) чрезвычайного и военного положения, право издавать декреты с силой закона, единолично назначать и смещать глав местных администраций, судей и т.д. Практически отсутствуют конституционные механизмы смещения президента со своего поста. Нет характерной для «классической» президентской республики системы «сдержек и противовесов» в лице «сильного» парламента и независимого суда.

Эта форма правления, как правило, подразумевает принцип прямых выборов президента избирателями фактически без промежуточных органов или инстанций. Диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике.

17.3. Государственные и муниципальные социально-экономические программы.

Согласно К. РФ Россия является социальным государством, строит социально ориентированную экономику.

Реальные возможности для решения социальных задач появляются по мере улучшения показателей экономического развития, которое является основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы.

Вопросы социального развития являются предметом совместного ведения РФ и SФ. В ведении РФ основы федеральной политики, разработка федеральных программ социального развития, минимальные социальные стандарты в области труда, пенсионного обеспечения, пособий, здравоохранения, образования культуры.

Программа – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых путей и средства их достижения.

1. Программы – стратегии развития:

Либеральные и макроэкономические программы (свобода рынка, Международный Валютный Фонд), государственнические (усиление государства, наведение правопорядка и т.д.), административные.

2. Программы – конкретные цели и задачи на определённый период. Целевое решение насущных проблем (газопроводы, экология, дороги, ЖКХ).

Преимущество программ.

1. программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов (а они всегда ограничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень.

2. программы служат действенным способом соединения саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения базисных инноваций, решении крупных социальных и экологических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.

3. программирование обеспечивает дополнительный синергический (системный) эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва (с последующим его расширением), согласования проектов программы и взаимодействия сопряженных программ, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.

В силу указанных преимуществ программирование получило широкое распространение в государственном управлении.

ВЫВОД: государство в области социально-экономической политики задекларировало очень много положительного в отношении социальной помощи населению, но в реальности не обеспечивая в полном объеме финансирование этих направлений, оно сводит огромные усилия в области социально-экономической политики и помощи населению РФ на нет.

Одна из форм реализации политики государства – гос. программа, содержащая способы и методы воздействия на определённую сферу общественной жизни. Программно-целевой метод является одним из методов управления.

Все программы соответствуют структуре гос. нужд: соц.-экономические, научно-технические, экологические и другие. Программа СЭР на среднесрочную перспективу разрабатывается Правительством исходя из положений Послания Президента. ФЗ от 20.06.95 «О гос. прогнозировании и программах СЭР РФ» дает порядок разработки программы и ее структуру (Программа – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и планируемых путей и средств их достижения). Программными методами решаются проблемы регионов с особыми условиями хозяйствования, особо нуждающихся в структурной перестройке, пограничных районов. Правительство вместе с проектом бюджета представляет Гос. Думе перечень Программ, намеченных к финансированию за счет средств бюджета, где указываются:

- характеристика программы (цели, этапы, сроки);

- результаты выполнения этапов;

- требуемые объемы финансирования (с указанием источников);

- заказчики программы.

В соответствии с К., соц.-экономические вопросы являются предметом совместного ведения федерации и субъекта. ¼ часть всех программ составляют программы развития регионов, экологические.

Программа социально-экономического развития РФ - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Социально-экономические программы являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, помогают обеспечить выход экономики на новый, более высокий уровень. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику.

Можно выделить следующие виды социально-экономических программ: сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны (пример «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу»), государственные программы по сдельным направлениям деятельности, федеральные целевые программы ( ФЦП: «Жилище», «Культура России», «Социальное развитие села», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» и др.). 4 особо важным программам в РФ придали статус национальных проектов («Доступное и комфортное жилье», «Образование», (Здравоохранение», «АПК»).

Существуют отраслевые и проблемные программы, принимаемые министерствами и ведомствами в пределах их компетенции или в составе ФЦП.

Существуют региональные целевые программы и целевые программы МО. Городские целевые программы обеспечивают эффективное решение проблем, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития города с конкретными результатами их достижения. В приоритетном порядке в проект перечня социально-экономических программ, подлежащих финансированию из бюджета МО полностью, либо частично включаются: программы, ориентированные на достижение приоритетных целей, задач стратегии и прогноза социально-экономического развития МО (формирование благоприятного хозяйственного (предпринимательского) климата, улучшения городской среды и системы жизнеобеспечения населения, развитие институтов гражданского общества и МСУ); программы, обеспечивающие получение социально-экономического эффекта и результативность расходов бюджета МО; программы, отражающие комплексную межотраслевую направленность» программы, посредством которых обеспечивается привлечение финансовых средств вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников. Утвержденные программы отражаются отдельной строкой в бюджете на очередной финансовый год.

Социально-экономические программы подлежат мониторингу и контролю исполнения. Контроль за формированием и реализацией программ проводится как при формировании, так и при их реализации.

В МО также разрабатываются соц.-экономические программы. В Екатеринбурге: «Чистая вода», «Программа ликвидации ветхого жилищного фонда», «Модернизация лифтового хозяйства». Представительный ОМС осуществляет управление мун. собственностью через «Программы и планы управления и развития мун. собственности», и эти вопросы в соответствии с ФЗ относятся к вопросам местного значения – «исключительные полномочия» и финансируются за счет средств местного бюджета, кроме того, предусмотрена возможность поддержки со стороны SФ и его фондов (мун. развития, финансовых расходов) – нужно выиграть конкурс. Также могут быть разработаны межмуниципальные программы.

Билет №18

Наши рекомендации