Тема: Административно-правовой статус органов исполнительной власти
Вопросы для обсуждения
Административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций
(семинар в диалоговом режиме)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и виды предприятий и учреждений.
2. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений. Их взаимоотношения с органами исполнительной власти.
3. Административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. Их взаимоотношения с органами исполнительной власти.
4. Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций.
Предприятия и учреждения также являются субъектами административного права. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Учреждение выполняет социально-культурные и административно-политические функции, создавая ценности, в основном, непроизводственного характера. В зависимости от видов собственности, предприятия и учреждения могут подразделяться на государственные, частные, общественные и смешанных форм собственности. Согласно части I Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от организационно-правовых форм различают полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, государственные и муниципальные, производственные кооперативы. Субъектами административно-правовых отношений предприятия и учреждения становятся, например, при получении разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, их государственной регистрации и т. д.
Субъектами административного права являются многочисленные общественные объединения. Студенты должны обратить внимание на понятие и виды общественных объединений, основы их правового статуса, административно-правовые гарантии их прав и законных интересов. Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, действуют от своего имени, целью их деятельности не является извлечение прибыли.
Относительно недавно было создано новое общественное объединение – Общественная палата Российской Федерации, которое обеспечивает взаимодействие граждан России с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Задание 1. Как практикующий юрист дайте консультацию гражданам РФ решившим создать религиозную организацию «Крест Господний» и общественное движение «Народ и армия едины». Раскройте механизм их создания.
Задание 2. Назовите основные направления осуществления контроля и надзора за деятельностью общественных объединений.
Задание 3. Создание каких общественных объединений запрещено законом?
Задание 4. Каковы функции государства по отношению к общественным объединениям?
Задание 5. Назовите особенности административно-правового статуса некоммерческих организаций.
Задание 6. Заполните таблицу:
Виды организаций | Нормативная основа деятельности | Порядок возникнове- ния право- субъектности | Меры контроля над деятельностью | Санкции за нарушения законодательства |
Финансово-промышленная группа | ||||
Субъект естественных монополий | ||||
Кредитная организация | ||||
Государственная корпорация |
Задание 7. Заполните таблицу:
Виды организаций | Кто утверждает устав | Особенности государственной регистрации | Подведомст-венность организации | Меры административ-ного контроля |
Федеральное государственное предприятие | ||||
Федеральное казенное предприятие | ||||
Федеральное государственное учреждение |
ДЕЛОВАЯ ИГРА.
Группе студентов поочередно поручаются несколько заданий: 1) создать и зарегистрировать общественную организацию «Путь», 2) создать и зарегистрировать профсоюз, 3) создать и зарегистрировать политическую партию, 4) создать и зарегистрировать религиозную организацию. Один из студентов при этом «играет» роль представителя общественной организации, другой - представителя Главного управления (управления) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, третий - представителя Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации. Студенты, проигрывая ситуацию, сменяют один другого так, чтобы задействована была вся группа студентов.
Задача 1. Три гражданина решили создать газету информационного характера. Прибыли они решили распределить в равных долях. От государственной регистрации они отказались, полагая, что в этом нет необходимости, так как газета, по их мнению, не является коммерческим изданием.
Правомерны ли действия граждан?
Задача 2. Какие субъекты относятся к коммерческим организациям:
- муниципальная школа;
- кинотеатр;
- управление бытового обслуживания края;
- общество собаководов;
- акционерное общество по производству безалкогольных напитков;
- научно-исследовательский институт;
- городская больница.
Задача 3.
Политическая партия «Народный голос» участвовала в выборах депутатов Государственной думы РФ. Партия получала добровольные взносы в свой избирательный фонд от физических и юридических лиц, средства использовались на предвыборную агитацию. В ходе проверки было установлено, что в ЦИК не был предоставлен отчет, а на требование его предоставить в установленный законом срок был получен отказ.
Законны ли действия руководителей политической партии?
Задача 4.
Гражданин Семкин В.П. Занимался распространением листовок, в которых восхвалялось потребление наркотических средств, психотропных веществ.
К какому виду юридической ответственности можно привлечь гражданина Семкина В.П. Ответ аргументируйте со ссылкой на нормативный акт.
Задача 5.
Газета «Местная правда» опубликовала во время предвыборном кампании статью о кандидате в депутаты Законодательного Собрания области Куранове Иване Ивановиче. В статье утверждаюсь, что Куранов И.И. имеет в собственности 2-уровневый коттедж в деревне Майская, но данный факт не был указан во время регистрации кандидата в депутаты.
Кандидат в депутаты Куранов И.И. за неделю до выборов подал заявление о защите чести и достоинства в избирательную комиссию. К заявлению прилагались документы, опровергающие принадлежность данного коттеджа Куранову И.И. Избирательная комиссия рекомендовала редактору газеты напечатать опровержение. Газета опубликовала опровержение лишь в день проведения выборов.
Есть ли в совершенном деянии состав административного пра-вонарушения? Кто может быть привлечен к административной
ответственности?
Задача 6.
Куранов И.И., проводя предвыборную агитацию, вручал каждому избирателю фиксированную денежную сумму с тем, чтобы каждый из них в день выборов проголосовал за кандидата, указанного Курановым.
Квалифицируйте совершенное Курановым деяние.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
Гражданский кодекс РФ. Часть 1. М., 2013.
Федеральный закон от 19 мая 1995г. №8-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ,2006, №6,Ст. 636.
Федеральный закон от 19 мая 1995г. №8-ФЗ «Об общественной палате» // СЗ РФ,2006 , №6,Ст. 636.
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 99-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» с изменениями и дополнениями // СЗ РФ, 1995, № 27,Ст. 2503.
Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 34,Ст. 3426.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» //СЗ РФ, 1996, № 1,Ст.1.
Федеральный закон от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ, 1995, № 33, Ст. 3340
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» //СЗ РФ, 1996, № 3,Ст. 145.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» //СЗ РФ, 1996, № 3,Ст. 148.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» //СЗ РФ, 1997, №39,Ст. 4465.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //СЗ РФ, 1997, № 30,Ст.3954.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» //СЗ РФ, 1998, № 7,Ст. 785.
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» //СЗ РФ, 2001, №29,Ст. 2950.
Федеральный закон от 4 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, 2011, 6 мая.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» //СЗ РФ, 2001, № 33,Ст. 3431
Федеральный закон от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» //СЗ РФ, 2002, № 48,Ст. 4746.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности. //СЗ РФ, 2002, № 30,Ст. 3031.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002г. №438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» //СЗ РФ, 2002, №26,Ст.2586.
Основная
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*
Россинский Б.В. Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*
Дополнительная
Агапов А. Б. Церковь и исполнительная власть //Государство и право. 1998. №4.
Бахрах Д. Н. Коллективные субъекты административного права //Правоведение. 1991. № 3.
Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России.М., 2001.
Винницкий Д. В. Налоговая правосубъектность организации //Журнал российского права. 2001. № 10.
Грось Л. А. Взаимоотношения публично-правовых образований - собственников и учредителей - с учреждениями или унитарными предприятиями //Журнал российского права, 2001, № 12.
Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права, 2004, №1.
Ершова И. В. Проблемы правового статуса государственных корпораций //Государство и право, 2001, № 6.
Лупарев Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса //Государство и право, 1995, № 11.
Лысенко В.В. Права на объединение и виды общественных объединений в РФ //Конституционное и муниципальное право, 2001, №3.
Лысенко В.В. Гражданское общество и общественные объединения в РФ //Конституционное и муниципальное право, 2001, №1.
Ногина О. А. Правовая природа государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации //Правоведение, 1996,№ 4.
Овчарова Е. В. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса юридического лица // Гражданин и право, 2001, № 1.
Петухов В. Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М., 1999.
Писенко К.А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации как разновидность административного договора // Государство и право, 2004, №3.
Талапина Э. В. Управление государственной собственностью. СПб., 2002.
Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности //Российская юстиция, 1996, № 4.
Черных О. В. Взаимоотношения государственного унитарного предприятия с федеральными органами исполнительной власти //Юрист, 2001, №2.
Тема: Административно-правовой статус органов исполнительной власти
Вопросы для обсуждения
1. Элементы административно-правового статуса органа исполнительной власти.
2. Система и виды органов исполнительной власти в РФ.
3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация). Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение.
Студентам следует помнить, что, согласно Конституции 1993г., Президент Российской Федерацииявляется главой государства, а не главой исполнительной власти, несмотря на его обширные полномочия в сфере государственного управления и реализации исполнительной власти.
При рассмотрении органов исполнительной власти как субъектов административного права, прежде всего, необходимо уяснить понятие «органа», его правовой статус и виды этих органов, затем остановиться на основах правового положения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Задание 1. Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб на решения судов органы государственной власти?
Задание 2. Можно ли считать субъектом административного права муниципальное образование и его специально создаваемые органы? В каких случаях?
Задание 3. Юридическое содержание компетенции. Ее структура.
Задание 4. Являются ли субъектами исполнительной власти органы местного самоуправления? Как строятся отношения между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления?
Задание 5. Составьте схему: «Виды органов исполнительной власти».
Задача 1.
Хозяйка трехкомнатной квартиры по ул. М. Горького решила объединить кухню с прилегающей к ней комнатой, сославшись на то, что кухня имеет очень малую площадь, а так как она проживает в квартире одна, то ей вполне достаточно одной комнаты. Перепланировку она произвела самостоятельно, не вызывая никаких комиссий и не получив никакого разрешения от компетентных органов. Есть ли в совершенном деянии состав административного правонарушения?
Задача 2.
Граждане, отдыхавшие на пляже, заметили моторную лодку, двигавшуюся с большой скоростью и совершавшую резкие повороты. Ими был вызван наряд речной полиции, который задержал гражданина Крачкова, управляющего маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения.
Квалифицируйте данное правонарушение.
Задача 3.
Трое молодых людей (16 лет) решили не оплачивать проезд в пригородном поезде. Боясь, что их оштрафует контролер, они вышли в тамбур и начали курить.
Содержит ли совершенное деяние состав административного правонарушения? Ответ аргументируйте со ссылкой на статью КоАП РФ.
Тема: Федеральные органы исполнительной власти
1. Система федеральных органов исполнительной власти.
2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
3. Правительство РФ: порядок образования, компетенция.
4. Организационные формы работы Правительства РФ. Аппарат
Правительства РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с
Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, судебной властью, субъектами РФ.
5. Федеральные министерства: понятие, структура, компетенция.
6. Федеральные службы: порядок образования; общая характеристика компетенции.
7. Федеральные агенства: порядок образования; общая характеристика компетенции.
Задание 1. В каком порядке подлежат исполнению судебные акты по искам, по которым в качестве ответчика выступает Правительство РФ?
Задание 2. Назовите основные полномочия Президента в сфере исполнительной власти.
Задание 3. Вашему вниманию предлагается перечень полномочий должностных лиц в сфере исполнительной власти. Укажите, чьи они:
- распределяет обязанности между заместителями, а также подписывает постановления Правительства РФ;
- назначает на должности заместителей федеральных министров;
- определяет и утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти;
- назначает директора ФСБ.
Задание 4. Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ, почему и в чем это подчинение выражается?
Задание 5. Составьте схему: «Система федеральных органов исполнительной власти».
Задание 6. Составьте схему: «Структура Правительства РФ».
Задание 7. Приведите примеры органов исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.
Задание 8. Федеральный министр назначил своим заместителем одного из руководителей департамента. Правомочен ли министр решать подобные вопросы?
Задание 9. Перечислите коллегиальные федеральные органы исполнительной власти.
Задача 1. Ответьте на следующие вопросы:
- является ли администрация государственного унитарного предприятия органом исполнительной власти;
- какие единоначальные и коллегиальные органы Вам известны в системе федеральных органов исполнительной власти?
Задача 2. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти: департамент потребительского рынка областной администрации; научно-исследовательский институт; территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; лесноехозяйство; администрация Президента РФ; администрация поселка.
Задача 3. Отвечая на практическом занятии, студент Иванов отнес к органам общей компетенции Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Допущены ли какие-либо ошибки в ответе Иванова? Какие из перечисленных органов являются органами общей компетенции?
Задача 4.
Гражданин Рева Б.С., строивший дом на берегу реки, вырыл яму для мусора. Врезультате затяжных дождей яму размыло, мусор попал в pеку.
Квалифицируйте данное правонарушение.
Тема: Органы исполнительной власти субъектов РФ
(семинар в диалоговом режиме)
1. Понятие и признаки системы исполнительной власти субъектов РФ.
2. Глава исполнительной власти субъекта РФ: понятие, виды, полномочия.
3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, его структура, состав, компетенция.
4. Отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти субъекта РФ.
5. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
При рассмотрении данной темы, прежде всего, необходимо уяснить понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти субъектов Федерации, затем остановиться на основах правового положения органов исполнительной власти конкретных субъектов: республик, автономных округов, краевой, областной администрации, которые действуют на основе Конституции, разграничивающей предметы ведения федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации.
На основании Конституции и Федеративного договора органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают участие в решении вопросов совместного ведения. За рамками совместной компетенции органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают полной самостоятельностью в решении подведомственных им вопросов и руководствуются в своей деятельности лишь нормативными правовыми актами представительных органов власти данного субъекта.
Реализуя закрепленные за ними полномочия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют свой бюджет, имеют право самостоятельно решать вопросы местного значения, владения и распоряжения собственностью, наделены государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств, вступают в административно-правовые отношения. В пределах своей компетенции они выступают от имени государства.
Задание 1. Составьте схему организации управления в Краснодарском крае.
Задание 2. Составьте схему организации управления в Ростовской области.
Задание 3. Перечислите коллегиальные федеральные органы исполнительной власти.
Задача 1. Государственная Дума направила Президенту РФ обращение с просьбой исключить из структуры федеральных органов исполнительной власти Управление делами Президента РФ, поскольку функции и полномочия данной государственной организации не соответствуют конституционным задачам и функциям исполнительной власти а, кроме того, это не соответствует действующей системе федеральных органов исполнительной власти.
Ваше мнение по данному вопросу?
Задача 2. Крошкин, занимающий должность федерального министра, обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным Указ Президента РФ об отставке Правительства РФ, поскольку он (Крошкин) в этот период находился на больничном и согласно ст. 81Трудового кодекса РФ не мог быть уволен по инициативе администрации.
Разрешите дело по существу.
Задача 3.
На предприятии, принадлежавшем предпринимателю Иванову, трудовую деятельность осуществляли в основном инвалиды. Они неоднократно обращались к Смирнову с просьбой оборудовать для них подъем между этажами эскалаторами, на что всегда получали отрицательный ответ.
Подлежит ли Смирнов административной ответственности? Ответ аргументируйте со ссылкой на статью КоАП РФ.
Задача 4.
Можно ли привлечь к административной ответственности гражданина Антонова, построившего без соответствующего разрешения баню на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности?
Как следует квалифицировать данное правонарушение? Ответ аргументируйте со ссылкой на статью КоАП РФ.
Задача 5.
Семья Печкиных строила деревянный дом и нуждалась в утепляющем материале. В качестве такого материала семья решила использовать мох и возила его из леса самовольно, без разрешения органов лесоохраны.
Возможно ли в данном случае привлечение к административной ответственности?
Квалифицируйте содеянное.
ДЕЛОВАЯ ИГРА.
Поочередно один из студентов перечисляет виды федеральных органов исполнительной власти, а другой студент пример на каждый вид. Игра продолжается до тех пор, пока иссякнет запас примеров каждого из видов федеральных органов исполнительной власти. Выигрывает тот студент, на котором прекратилась игра.
После этого игру усложняем путем введения дополнительного элемента - вида органов исполнительной власти субъектов РФ и примеров на каждый из видов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 28.12.2010) // СЗ РФ,1997, № 51, Ст.5712.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011г.) // Российская газета,2007, 7 марта.
Федеральный закон от 6 октября 1996г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 30.11.2011г.) //СЗ РФ, 1999, №42,Ст.5005.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 7.12.2011г) // СЗ РФ, 2003,№ 40,Ст. 3822.
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 26.06.2012г.) //www.kremlin/ru.
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.06.2005 г.) // СЗ РФ, 1996, №22, Ст. 2663; 2005, №28, Ст. 2865.
Указ Президента РФ от 6 апреля 2004г. №490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (ред. от 14.01.2011г.)// Российская газета, 2004, 8 апреля.
Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004г. №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (ред. от 25.04.2012г.) // Российская газета, 2004, 8 июня.
Основная
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2009г.*
Россинский Б.В. Административное право: учебник/ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., 4-ое издание, пересм. и доп. М.: Норма Инфра, 2010.*
Конин Н.М. Административное право: Учебник. 2-ое издание. М.: Проспект, 2009г.*
Дополнительная
Бобылев А. И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2003*
Герасимова М.А. Модели местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.//Государственная власть и местное самоуправление,2006,№5.
Васильев В.Г. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.
Журавлев А.Л., Комарова В.В. Правовые основы деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ //Конституционное и муниципальное право, 2001, №2.
Козлов Ю.М. Административное право. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: «Юристъ»,2001.
Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М., 2001.
Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. А.П. Любимова. М.,2005.
Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» /Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1999.
Лобода Т.И. Реформа местного самоуправления в России// Конституционное и муниципальное право, 2006, № 2.
Макосейчук Т.М. Роль Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании системы органов исполнительной власти //Правоведение, 2001, №6.
Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации // Государство и право,1996, № 8.
Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей.// Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 1.
Стародубцева И.А. Особенности полномочий органов государственной власти по обеспечению соблюдения федерального законодательства.// Государственная власть и местное самоуправление, 2006, №2.
Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2005.*
Фролов Г.И. Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.