Современное общество приходного периода
Общество, являясь сложной нелинейной системой, всегда находится в состоянии динамического равновесия, которое выражается в чередовании стабильных и нестабильных моментов социального бытия. Некоторые авторы отождествляют нестабильность и переходные периоды в процессе эволюции [1]. Другие указывают на последовательное протекание этих двух состояний. Например, Л. А. Зубкевич утверждает, что неравновесность системы предшествует и является предпосылкой вступления общества в переходный период [2].
Для осуществлении основной цели данного исследования определения понятия и основных характеристик переходного периода в развитии общества необходимо выполнить ряд задач: определить область применения концепта «переходный период», сопоставить бытующие в научном обиходе варианты смысловой трактовки понятия «переходный период» и, главное, попытаться выявить многосторонний характер изменений, происходящих в обществе переходного периода.
Проблему современности невозможно решить без определения переходного периода как такового: его онтологического статуса, создания гносеологической модели переходного периода. В последнее время в научном мире оформилось специфическое направление научного знания транзитология, изучающая переходные состояния. Прикладной аспект теоретической модели переходного периода должен рассматриваться прежде всего как методологическое основание анализа, а не законченное обоснование некоей доктрины, хотя некоторые авторы скептически относятся к методологическому потенциалу аналитических моделей транзитологии [3].
Под переходным периодом зачастую понимаются процессы, сопровождающие разрушение предыдущей экономической формации и становление последующей (причем сам переходный период хронологически включен в одну либо другую формацию). Другой вариант использования данного термина переходный период представляет собой скачок от доклассового к классовому обществу: «общества переходного периода рассматриваются и как завершающая стадия первобытной формации, и как «готовое» классовое общество» [4], хотя подобное использование подвергается критике с позиций марксистской философии. Наконец, некоторыми исследователями термин переходный период используется не как общесоциологическая категория, а как специфическое понятие в теории становления коммунистической формации [5] (переход от капиталистической к социалистической общественно-экономической формации).
Переходный период это качественная трансформация общества, ведущая к изменению его сущности. У всех у них схожие причины, и связаны они с системным кризисом: кризисом старых систем управления, старых экономических структур, старых земельных, социальных отношений, кризис идеологии и т.д. К признакам переходного периода можно отнести повышение социальной активности населения; рост волнений, инакомыслия, акций протеста; кризис во внутренней и внешней политике; падение уровня производства, уровня жизни людей; фрагментарность всех вновь возникающих классов и социальных групп; социальная фрустрация, вызываемая резкой имущественной дифференциацией. К признакам переходного периода можно отнести неразвитость и несовершенство законодательства, когда обновление фундаментальных основ экономики существенно обгоняет ее законодательное обеспечение. Начало переходного периода знаменуется свершением знаковых событий: политические перевороты, восстания, объявления войны, смена руководства государством, принятие или отмена законодательных актов, которые являются своеобразными «пограничными столбами» переходного периода.
Нестабильность целостной системы не предполагает обязательную нестабильность развития и функционирования ее элементов. Что же происходит в переходный период со структурными единицами социальной системы отдельными людьми и их сообществами?
В переходный период происходят объективные изменения в социальном составе населения, его количественная трансформация. Образуется сложная и непостоянная социально-классовая структура общества. Она характеризуется изменчивостью социальных процессов: развитием множественности форм собственности, существенным преобразованием в сфере властных отношений, распределения, организации производства, уровнем и качеством жизни разных категорий населения. Усиливается поляризация социальных позиций групп по отношению к старому общественному устройству. «Имевшее место быть» более не годится, но разнобой в понимании того, что нужно, и в том, как это нужное может быть достигнуто, неизбежен и необходим» [8]. Поляризация сказывается на коллективных представлениях о социальном идеале будущего. Социальные группы тяготеют к двум полюсам: к прошлому и будущему. В обществе переходного периода происходит выбор духовных ценностей, которые станут «основой жизни обывателей» [9] в новом общественном устройстве. Острое ощущение быстротечности жизни, хрупкости и ненадежности изменяющейся реальности провоцирует тягу к стабильности, к осознанию необходимости создания новых механизмов социальной регуляции и новых социальных институтов. По мере углубления и размаха переходных процессов увеличивается количество людей, которые принимают участие в коренных социальных преобразованиях. Старое общественное устройство вызывает всеобщее моральное возмущение тогда, когда его старые механизмы мешают удовлетворять новые потребности общества. Таким образом, отражением социальных потребностей общества является социальная психология, выдвигающая тезис о формировании в этот период особого типа общественного сознания. В общественном сознании зреют взаимоисключающие ориентации, которые противопоставляются друг другу и нередко претендуют на то, чтобы быть единственными спасительными средствами выхода из кризиса.
Переходный период ведет к утрате социального иммунитета и формирует готовность общественного сознания к политическому зомбированию. Часть общества, утратившая определенные идеологические ориентиры, но имеющая потребность в них, вновь будет являться благоприятной почвой для политических игр, а защита от политических и иных манипуляций будет иметь место лишь там, где в ней есть потребность [11]. Власть эксплуатирует социальные мифы. Используя современные информационные технологии, она реализует выгодную ей индоктринацию массового сознания. Символическое внушение через средства массовой информации маскирует неудачи политики, трансформирует восприятие жизни, создавая альтернативную версию прошлого и настоящего. В результате социальная и политическая реальность социума сводится к эскападам поп-звезд, криминальным эксцессам, девиациям или, напротив, к привлекательным абстрактным словам (свобода, плюрализм, реформа), чуждым большинству населения [12].
В переходный период сознание общества тоже переходное, в нем развивается, рождается сознание будущей новой эпохи. Такое состояние результат внутреннего саморазвития группового общественного сознания. Носителями более адекватного к изменяющейся реальности общественного сознания становится сначала некая передовая группа, а только со временем массовое общественное сознание дотягивается до ее уровня.
В переходный период наблюдаются глубокие изменения в культурной жизни общества, которые приводят к смене типа культуры общества (яркий пример культуры переходного типа эпоха Возрождения). Духовная культура переходного периода может быть многослойной (в ней сохраняются многие элементы старой духовности, формируются новые нормы) или же отличаться нигилизмом.
В социальной структуре переходного общества может происходить преобразование содержания социальных институтов, ослабление их действия. Ослабленный социальный институт, не выполняющий свои функции, может стать причиной сбоя в функционировании всей системы.
Любой переходный период носит болезненный характер для общества в целом, ему сопутствуют серьезные опасности, связанные с растущим неравенством, социальной напряженностью, этническими конфликтами. В этой ситуации старые поведенческие стереотипы не срабатывают и «ситуация заставляет людей больше крутиться, трезвее оценивать себя и свои возможности» [13]. Общество приспосабливается к изменениям, к тому промежуточному состоянию, в котором находится, вырабатывает новые поведенческие стереотипы.
Еще одной характерной чертой переходного момента для общества является выход на первый план выдающейся личности: в нестабильные исторические моменты огромную роль играет субъективный фактор (революционные психи, доктринеры, кукловоды, маргиналы и другие социопаты), а в стабильные обыватель. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. Личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности. Если некая личность сумела сделать нечто, значит, для этого в недрах общества уже имелись потенциальные возможности. Никакие личности не способны создать великие эпохи, если в обществе нет накопившихся условий.
На современном этапе российское общество находится в нестабильном (переходном, кризисном) состоянии. Связанные с этим состоянием российского общества многочисленные проблемы, а также пути их решения в изобилии рассматриваются на страницах современных периодических изданий и монографий. Однако эти исследования в большинстве своем имеют узкое направление: исследуется одна из сфер общественной жизни (или даже один из множества социальных процессов), ее дестабилизирующее влияние на систему в целом, а решение проблемы социальной стабилизации современной России сводится к решению рассматриваемой единичной проблемы. Возникла странная гносеологическая ситуация: все согласны с тем, что кризис, сопровождающий переходный период, переживаемый современным российским обществом, носит системный характер, а его разрешение получается явно не системным, состоящим из каких-то разрозненных рекомендаций и предложений.
В рамках данного исследования была предпринята попытка еще раз обратить внимание на существующую сложную взаимосвязь социальных процессов, происходящих в переходном обществе и на необходимость комплексного подхода к решению проблем, стоящих перед российским обществом на сегодняшний день.
Польза и вред интернета
Сегодня свое существование без интернета не могут представить большинство людей. В нашу жизнь он вошел очень прочно и давно уже стал не просто развлечением, а необходимостью, современной реальностью, от которой уже никуда не деться.
Если верить данным статистики:
В Америке интернетом пользуются около 95% процентов подростков и 85% взрослых.
Каждый седьмой человек использует facebook.
К 2016 году, по прогнозам, количество интернет-пользователей составит около трех миллиардов, а ведь это практически половина всех людей, населяющих землю.
Если бы интернет был страной, по уровню экономики он бы занял 5 место и тем самым опередил бы Германию.