Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ
По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.
Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.
Общие для всех субъектов ограничения:
· потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
· право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.
Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).
Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.
Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имуществозакрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.
Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.
Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица
Право хозяйственного ведения | Право оперативного управления |
1. Субъекты | |
Государственные или муниципальные унитарные предприятия | Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения |
2. Являются ли субъекты коммерческими организациями? | |
Да | Нет (исключение — казенные предприятия) |
3. Распоряжение движимым имуществом | |
Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами) | Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества |
4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении | |
Не ограничено | Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия) |
Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это разные виды ограниченных вещных прав, в рамках которых собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу. Как и право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления производно и зависимо от права собственности.
Различают право хозяйственного ведения и оперативного управления по трем основным параметрам:
- по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям;
- по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);
- по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.
В случае, если право государственной собственности на объект недвижимого имущества, переданный в оперативное управление (хозяйственное ведение) возникло до момента вступления в силу Закона о регистрации, то государственная регистрация права хозяйственного ведения (оперативного управления) предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты осуществляется без проведения государственной регистрации права государственной собственности на данные объекты.
В случае, если объекты недвижимого имущества поступили в государственную собственность после вступления в силу Закона о регистрации, то государственную регистрацию права хозяйственного ведения (оперативного управления) необходимо осуществлять с обязательной государственной регистрацией права государственной собственности на данные объекты.
103 Особенности государственной регистрации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
1. Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
2. В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрено два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть, как правило, по соглашению между собственниками соответствующих земельных участков. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ) и круг его действия (круг правообладателей) обычно не ограничивается. Кроме того, сервитуты бывают срочными (устанавливаются на определенный срок) и постоянными (устанавливаются без ограничения во времени).
В соответствии с п.3 ст. 23 ЗК РФ сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных,
электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов
к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6) прогона скота через земельный участок;
7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность
которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном
на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскатель-
ских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление такого сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.
Согласно положению ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с правилами, установленными Федеральным Законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Закон о регистрации). Сервитуты вступают в силу только после их регистрации в Едином государственном реестре прав. Также, государственной регистрации подлежат и прекращения сервитутов.
Для регистрации сервитута в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, необходимо представить:
1) заявление собственника о государственной регистрации сервитута или
заявление лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае установления публичного сервитута заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим);
2) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию в
установленных законодательством размерах;
3) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;
4) документ, свидетельствующий об установлении сервитута. Таким документом может быть: соглашение (договор) лиц об установлении частного сервитута, копия распорядительного акта соответствующего государственного органа об установлении публичного сервитута или судебное решение об установлении сервитута;
5) учредительные документы правообладателя сервитута (если это юридическое
лицо) и учредительные документы юридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (если речь идет о частном сервитуте);
6) документы, подтверждающие полномочия руководителей юридических лиц на
подписание соответствующих документов;
7) документы, описывающие земельный участок, в отношении которого установлен
сервитут (кадастровый паспорт участка). При этом следует учитывать, что если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка не требуется. Если сервитут относится только к части земельного участка, то предоставление кадастрового плана участка обязательно, причем на нем должна быть отмечена сфера действия сервитута.
8) иные необходимые для проведения регистрации документы.
При регистрации сервитута на земельный участок необходимо, чтобы в Едином государственном реестре прав было зарегистрировано само право на земельный участок, обременяемый сервитутом.
Гражданским Кодексом РФ сервитут отнесен к числу вещных прав на недвижимость (п. 1 ст. 216). Однако в соответствии с Законом о регистрации все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как ограничение (обременение) права собственности, что является некоторым противоречием нормам ГК РФ. Записи о сервитутах вносятся в предназначенный для ограничений (обременений) прав подраздел III Единого государственного реестра прав. Но в целом указанное противоречие в законодательстве не влияет на суть сервитута, так как обладателю сервитута, в первую очередь, важно его содержание, а не то, в какой форме он регистрируется.
104 Особенности государственной регистрации прав на основании договора ренты, договора пожизненного содержания с иждивением.
Под рентой понимается передача одним лицом (получателем ренты) другому лицу (плательщику ренты) своего имущества в собственность под денежные выплаты или иные расчеты, услуги.
Договор ренты составляется в письменной форме и подписывается получателем ренты и плательщиком ренты, а также подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Удостоверение договора производится по месту нахождения указанного имущества.
Следует отметить, что договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты и заключенный до 01.03.2013 года, подлежит также и государственной регистрации.
Данное правило не применяется к договорам ренты, заключенным после 01.03.2013 года, так как в этом случае производится государственная регистрация перехода права собственности к плательщику ренты, и влечет за собой возникновение обременения – ипотеки в силу закона в пользу получателя ренты.
Договоры ренты различают двух видов, один из которых носит пожизненный характер, другой постоянный, то есть бессрочный.
Что такое пожизненная рента?
Договор пожизненной ренты должен определяться сроком жизни получателя ренты.
Получателем пожизненной ренты могут быть только граждане. Этот вид ренты не наследуется, обязательства по выплате ренты прекращаются со смертью ее получателя.
Пожизненную ренту будет получать человек на срок своей жизни, если он передал свое имущество во владение плательщику ренты, либо на период жизни другого указанного им гражданина.
Допускается установление пожизненной ренты в пользу нескольких граждан, доли которых в праве на получение ренты считаются равными, если иное не предусмотрено договором.
Следует отметить, что получатели ренты защищены законом в случае порчи, уничтожения или гибели имущества, которое было передано по договору ренты.
Плательщик пожизненной ренты обязан выплачивать ее до конца жизни получателя ренты. Следует отметить, что рента такого характера может выплачиваться только деньгами, заменить ее другими вещами невозможно.
Что такое постоянная рента?
Постоянная рента отличается от пожизненной тем, что после смерти получателя ренты, выплаты будут также причитаться его наследнику.
Особенностью постоянной ренты является возможность заменить денежную выплату оказанием услуг, работ или передачей вещей, которые равны по цене причитающейся ренты. Также возможен такой вариант ренты, когда ее будет получать третье лицо. При случайной гибели или порче имущества, которое было передано во владение плательщика ренты, собственник имеет право уменьшить оплату ренты или вообще расторгнуть договор.
Получать ренту могут как некоммерческие организации, так и физические лица. Если деятельность юридических лиц не связана с предпринимательской, то тогда и они могут быть получателями ренты
Плательщик постоянной ренты вправе отказаться от дальнейшей выплаты ренты, выкупив ее, и это условие является обязательным при заключении договора ренты.
Что такое пожизненное содержание с иждивением?
По договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты – гражданин передает принадлежащее ему недвижимое имущество в собственность плательщика ренты, который, в свою очередь, обязуется осуществлять его пожизненное содержание либо иного лица, указанного в договоре.
Этот договор становится недействительным после смерти получателя ренты.
В обязанности плательщика ренты могут входить уход за получателем ренты, покупка ему еды и одежды. Получатель такой ренты имеет право в любое время расторгнуть договор со своим плательщиком при условии нарушения вторым условий подписанного договора.
Договором пожизненного содержания с иждивением может быть предусмотрена возможность замены предоставления содержания с иждивением в натуре выплатой в течение жизни гражданина периодических платежей в деньгах.
В любом случае, рента всегда обременяет недвижимое имущество, переданное под ее выплату плательщику ренты, и в случае отчуждения такого имущества, обязательства по договору ренты переходят к его приобретателю, а получатель ренты в обеспечение обязательства плательщика ренты, в свою очередь, приобретает право залога на это имущество.
Таким образом, рента дает хорошие возможности как ее плательщику, так и ее получателю: одним, таким способом, получить свое жилье, а вторым обеспечить, таким образом, себе достойную старость, включающую уход и денежное содержание.
договоры ренты — это двусторонние договоры, сторонами которых выступают плательщик ренты и получатель ренты. Рента — это периодические платежи, которые плательщик ренты обязан уплачивать ее получателю в обмен на полученное в собственность имущество (ст. 583 ГК). Договор ренты подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Рентные договоры подлежат государственной регистрации, если под выплату ренты передается недвижимость (ст. 584 ГК). Рента может быть постоянная и пожизненная. Пожизненная рента может быть установлена на условияхпожизненного содержания гражданина с иждивением. По договору пожизненного содержания получателем ренты всегда передается недвижимость (ст. …
601 ГК), может быть передана и доля в праве общей собственности на нее (п. 2 ст. 246 ГК). Потребности в жилище получателя ренты могут быть обеспечены сохранением права пользования жилым помещением, переданным под выплату ренты, или предоставлением плательщиком ренты другого жилья. Одним из существенных условий договора является стоимость всего объема содержания, что должно составлять в месяц не менее двух установленных законом минимальных размеров оплаты труда (п. 2 ст. 602 ГК).
Договор, устанавливающий пожизненную ренту в пользу гражданина, который умер к моменту заключения договора, ничтожен (п. 3 ст. 596 ГК). Моментом заключения договора пожизненного содержания с иждивением является дата государственной регистрации. Если после нотариального удостоверения, но до государственной регистрации договора получатель ренты скончается, то данный договор ничтожен и не подлежит регистрации, соответственно не может быть зарегистрировано и право собственности плательщика ренты. Заявления о регистрации сделки должны быть поданы обеими сторонами — и плательщиком, и получателем ренты.Основные особенности договоров ренты, пожизненного содержания с иждивением — это обременение рентой недвижимого имущества (п. 1 ст. 586 ГК) ивозникновение залога в силу закона для обеспечения рентного обязательства (п. 1 ст. 587 ГК). Поэтому при заключении договоров пожизненного содержания с иждивением совершаются пять регистрационных действий. В ЕГРП вносятся записи о регистрации: 1) сделки (договора) – в подраздел II-2; 2) права собственности плательщика ренты – в подраздел II-1; 3) обременения рентой – в подраздел III-6; 4) залог в пользу получателя ренты – в подраздел III-2; 5) право пользования в случае сохранения за получателем ренты права пользования имуществом, переданным под выплату ренты – в подраздел III-6. Следует обратить внимание, что нормы о залоге в силу закона при ренте являются императивными и не могут быть отменены соглашением сторон, в отличие от залога в силу закона при купле-продаже в кредит. Записи об обременении рентой и залогом должны быть внесены регистратором без дополнительного заявления и дополнительной платы, поскольку данные ограничения и обременения установлены законом, а не соглашением сторон. Плательщик ренты как собственник вправе распоряжаться недвижимостью, переданной под выплату ренты. Носовершение и регистрация дальнейших сделок возможны только при соблюдении следующих условий:
· наличие согласия получателя ренты (п. 1 ст. 37 Закона об ипотеке, ст. 604 ГК);
· указание в договоре обременения недвижимости обязательствами по выплате ренты, предоставлению пожизненного содержания с иждивением и залогом в обеспечение этих обязательств (ст. ст. 586, 587, 353 ГК, ст. 38 Закона об ипотеке).Следует подчеркнуть, что согласие получателя ренты на отчуждение недвижимости не избавляет нового приобретателя недвижимости от обязательств по выплате ренты. Эти обязательства сохраняются при переходе права собственности, в том числе и при наследовании.Записи об обременении недвижимого имущества рентой и ипотекой погашаются в случае:
· расторжения договора ренты, пожизненного содержания с иждивением (п. 2 ст. 453 ГК);
· судебного признания данного договора недействительным (ст. 167 ГК);
· смерти получателя пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением (ст. ст. 596, 695 ГК);
· выкупа ренты (ст. ст. 592 — 594, 599, 605 ГК);
· в иных случаях прекращения обязательства в соответствии с ГК.
105 Договор доверительного управления: предмет договора, субъектный состав. Особенности государственной регистрации доверительного управления.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя, законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий.
Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.".
При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом. Доверительное управление паевыми инвестиционными фондами, а также автомобильными дорогами общего пользования федерального значения устанавливается законом.
Форма договора: письменная, путем составления одного документа, подписанного сторонами. ДДУ носит реальныйхарактер, поскольку он считается заключенным с того момента, когда имущество передается доверительному управляющему. ДДУ является каузальным, в договоре ясна цель и мотив – управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). ДДУ является возмездным. Размер и форма вознаграждения доверительному управляющему являются существенными условиями дог-ра, если выплата вознаграждения предусматривается договором (п. 1 ст. 1016 ГК). Если правило не соблюдается, то договор считается не заключенным.
Доверительное управление может учреждаться по следующим основаниям:
- по основаниям, предусмотренным договором;
- по основаниям, предусмотренным законом.
Перечень законных оснований для учреждения договора доверительного управления определен ст. 1026 ГК: 1)вследствие необходимости постоянного управления недвижимым имуществом подопечного (ст. 38 ГК); 2)на основании завещания, в котором назначен его исполнитель (душеприказчик), 3) по иным основаниям, предусмотренным законом: в частности, на сегодняшний день существует еще одно основание учреждения доверительного управления, основанное на норме ст. 1173 ГК. Если в составе наследства имеется имущество, требующее управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в соответствии со ст. 1026 ГК в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом. Договор доверительного управления наследственным имуществом заключается в этом случае по заявлению наследника, отказополучателя, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства либо других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества.
Основания учреждения доверительного управления имеют существенное значение для решения вопроса о том, кто может выступать в качестве сторон договора доверительного управления. Если доверительное управление учреждается по основаниям, предусмотренным договором, учредителем управления может являться только собственник имущества. Доверительным управляющим при этом может быть лишь индивидуальный предприниматель либо коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
В случае учреждения доверительного управления по основаниям, предусмотренным законом, учредителем управления помимо собственника имущества может быть: - орган опеки и попечительства; - исполнитель завещания (душеприказчик); - нотариус; - иное лицо, указанное в законе. Доверительным управляющим при этом может быть любой гражданин, обладающий дееспособностью в полном объеме, в том числе, не являющийся предпринимателем, а также некоммерческая организация, за исключением учреждения.
Ни при каких обстоятельствах и формах доверительного управления не может выступать в качестве доверительного управляющего государственный орган или орган местного самоуправления. Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом. Это правило особенно важно учитывать при заключении договора доверительного управления наследственным имуществом. Выгодоприобретателями по договору доверительного управления наследственным имуществом являются наследники. Если у нотариуса не имеется сведений о наследниках, то в договоре доверительного управления конкретный выгодоприобретатель может быть не назван, хотя в конечном итоге им будет являться наследник. Таким образом, наследник не может быть доверительным управляющим по договору доверительного управления наследственным имуществом.
Предметом ДДУ явл-ся юрид. и фактические действия доверительного управляющего, посредством которых он в интересах выгодоприобретателя управляет имуществом, переданным в доверительное управление. Если стороны при заключении договора не определили его предмета, то такой договор считается незаключенным имущество, которым управляет доверительный управляющий, считается объектом доверительного управления.
Перечень имущества, которое возможно передать в доверительное управление, содержится в ст. 1013 ГК
Существенные условия договора: состав имущества, которое передается в доверительное управление; наименование юр. лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя); размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором (возможно вознаграждение ст. 1023 ГК); существенным условием договора является срок его действия (срок не может превышать 5 лет, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока, его действие пролонгируются на тех же условиях и на тот же срок).
Субъектный состав: ДДУ заключается двумя сторонами (учредитель управления и доверительный управляющий), в то время как порождаемые им правоотношения могут касаться большего количества лиц (выгодоприобретателей).
Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Государственной регистрации подлежит не сам договор, а производится государственная регистрация ограничения права собственности на объект недвижимости, который передается в доверительное управление. Связано это с тем, что в ГК РФ содержится положение о регистрации именно факта передачи, что по существу является обременением прав собственника недвижимого имущества правами третьего лица (доверительного управляющего). Факт государственной регистрации передачи недвижимости в доверительное управление отражается в ЕГРП в подразделе III-6. С заявлением о государственной регистрации данного ограничения может обратиться либо собственник объекта недвижимости, либо лицо, в пользу которого будет зарегистрировано это ограничение (в пользу доверительного управляющего).
106 Особенности государственной регистрации прав на основании сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних, сделок об отчуждении жилого помещения, в котором проживают оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника.
В Гражданском кодексе РФ (далее – ГК) несовершеннолетние подразделяются на две категории – несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (малолетние), и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Вторая категория отличается от первой тем, что наделена большими правами при заключении гражданско-правовых сделок.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет уже имеют полное право принимать участие в совершении сделок: они самостоятельно заключают договоры, расписываются в документах и т.д. Однако все их действия происходят с письменного согласия родителей или же других законных представителей. Малолетние граждане подобных прав не имеют, за них участие в сделках принимают родители или другие законные представители.
Совершая сделки, где одной из сторон является ребенок, прежде всего, необходимо понять, кто является его законным представителем, то есть, чье участие необходимо в сделке, и какие документы подтверждают представительство.
Итак, законными представителями несовершеннолетнего ребенка являются его родители либо усыновители. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случаях, когда несовершеннолетние по иным причинам остались без родительского попечения, например: при лишении судом родителей родительских прав или когда родители уклоняются от их воспитания, законными представителями являются – опекун (для малолетних граждан) или попечитель (для детей от 14 до 18 лет) Данные представители совершают от имени несовершеннолетних и в их интересах все юридически значимые действия.
Законные представители подтверждают свои полномочия соответствующими документами: родители – паспортом и свидетельством о рождении ребенка, усыновители – свидетельством об усыновлении, опекуны и попечители – документами, выданными им органами местного самоуправления. Если ребенок воспитывается в приемной семье, то представляется документ о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, выданный органами опеки и попечительства. Если ребенок находится в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то руководитель данного учреждения является его опекуном, который действует от имени и в интересах ребенка на основании решения уполномоченного органа о помещении ребенка в учреждение, а иное лицо представляет доверенность, подтверждающую его полномочия действовать от имени учреждения (если функции опекуна/попечителя осуществляются таким учреждением).
При обращении за государственной регистрацией прав и сделок с объектами недвижимого имущества, заявление и другие необходимые документы от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет подают их законные представители, они же подписывают и договоры. Если же ребенку от 14 до 18 лет, то он подписывает договор, подает заявление о государственной регистрации прав и документы на регистрацию – самостоятельно.
Помимо заявления и предусмотренных законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документов, необходимых для её проведения, на государственную регистрацию прав предоставляются и иные установленные законодательством Российской Федерации доку