Тема 6 . Страны Запада в мировой цивилизации
Вопросы для обсуждения
1. Формационный и цивилизационный подходы в курсе новейшей истории.
2. Современная западная цивилизация: трактовки, критерии, основные ценности.
3. НТР и её влияние на социально-экономическое развитие западного общества.
4. Перспективы и пределы западной цивилизации в XXI веке.
Доклад или реферат
1. Запад и Восток: реалии и перспективы взаимоотношений.
Источники и литература
Барг М.А. О категории «цивилизация» //ННИ – 1990, № 5.
Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: конвейерная революция и государство //Полис - 1996,
№3.
Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: «Экономическое чудо» как воплощение мировой
Культуры //Полис -1996, №6.
Доган М. (Франция). Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государство-нация, власть //МЭМО – 1999, № 12.
Иноземцев В. Технологический процесс и социальная модернизация в XXI столетии //Полис - 2000, №6.
Ионов И.Н. Теория цивилизации на рубеже XXI века //ОНС – 1999, №2.
Неклесса А. Конец цивилизации, или конфликт истории//МЭМО- 1999, №3,5.
Орлов Б. «Европа с человеческим лицом» //МЭМО - 2005, №12.
Переосмысливая грядущее. Перспективы и противоречия современного развития в ответах ведущих американских социологов //СМ – 1998, №12.
Рашковский Е. Европа: внутренний облик и глобально историческая динамика //МЭМО - 2005, №12.
Соколенко Ч. Цивилизационный экспансионизм атлантизма//МЖ – 1999, №5.
Стечин B.C., Толстых В.Л. Демократия и судьбы цивилизации //ВФ – 1996, №10.
Уткин А. Геоструктура грядущего века //СМ – 2000, № 1.
Фукуяма Ф. Конец истории? // ВФ – 1990, № 3.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //ПОЛИС – 1994, № 1.
Черняк Е.Б. Цивилизации и революции //ННИ – 1993, № 4.
Методические советы
Данная тема является заключительной в курсе новейшей истории развитых стран Запада. На занятии следует обсудить общетеоретические и методологические проблемы изучения новейшей истории, обосновать необходимость применения формационного и цивилизационного подходов к анализу развития стран Запада после Второй мировой войны. Используя изученный ранее материал, дать общую характеристику экономического и социально-политического состояния западных стран, отметив, прежде всего, те новые черты государственно-монополистического капитализма, которые сформировались под воздействием НТР, интеграционных процессов, новых экономических доктрин о роли рынка и капитала в постиндустриальном обществе.
Устойчивое экономическое и политическое развитие стран Запада после Второй мировой войны позволило им приобрести столь же устойчивые и привлекательные черты, которые в современной литературе заявлены как «ценности западной цивилизации» (технический прогресс, рыночная экономика, парламентская демократия, высокий уровень потребления, права и свободы человека). Именно в этом страны Запада имели неоспоримое преимущество перед другими странами. Бесспорное лидерство все эти годы в западном мире занимали США. Следует дать трактовку современного американского общества, опираясь на аналитические исследования известных зарубежных и отечественных историков, политологов и футурологов. Западная цивилизация несет в себе и немало разрушающих элементов по отношению к природе, человеку, культуре. Достигнув прогресса на основе ресурсо-потребляющей технологии, она в своем развитии имеет и естественные пределы, о чем неоднократно отмечалось в докладах Римского клуба.
На занятии следует показать состояние общественной и исторической мысли, раскрыть сущность таких вошедших в научный и политический оборот категорий, как «конец истории», «столкновение цивилизаций», «мировая цивилизация», «информационное общество» и других, отражающих состояние современного развития. При обсуждении темы следует остановиться на роли и месте церкви и религии в странах Запада. Многие проблемы западного общества, упадок нравственности и морали, культуры, традиций, распад семьи вызваны ослаблением христианства, забвением его основных догм, распространением чуждых европейцам сект и верований. На занятии можно заслушать вопрос о взаимоотношениях Запада и Востока, о влиянии и проникновении различных цивилизаций, культур, традиций. Учитывая дискуссионность большинства обсуждаемых проблем, занятие можно провести в форме диспута или студенческой конференции.
Семинар №7