Основные особенности формирования и развития современной казахстанской теории журналистики
Казахстанская школа журналистской науки берет свое начало со времен создания Коммунистического института журналистики (КИЖ) в 1934 году, в котором преподавали замечательные деятели истории Казахстана. Среди них Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, Санжар Асфендияров, Федор Жеребятьев и другие (1). Со дня основания отделения журналистики на филологическом факультете Казахского государственного университета, позже самостоятельного факультета журналистики, научные исследования в области функционирования всех сфер журналистской практики Казахстана формируются в оригинальные направления и становятся основными в этой сфере научного поиска фактически по сегодняшний день.
Во времена советской журналистской науки ощущалось определенное преимущество научной школы Московского государственного университета, что предопределялось сосредоточением корифеев журналистских исследований в столице государства на факультете журналистики МГУ. Высшее журналистское образование строилось на принципах, разработанных учеными Московского университета и по учебникам с грифом «Издано в МГУ», поскольку научный и методический центр находился также в Москве.
Этот этап исследования журналистских и публицистических принципов деятельности по сбору, обработке и распространению информации уже в прошлом. Однако, несомненно, то, что наработано блестящей когортой ученых и исследователей, относящих себя к советской школе журнализма, стало фундаментом, на котором возводится современная теория журналистики во всех бывших советских республиках, включая Казахстан.
При этом надо отметить, что исследования казахстанской школы теории журналистики не были узконаправленными. Они, как правило, охватывали самые различные сферы журналистской практики. В советское время говорили о теоретической школе Московского университета, исследованиях жанров ученых Воронежского университета, изучении партийной публицистики Уральского университета, что было связано с наличием ряда научных публикаций и монографий преимущественно по этим сферам исследований в указанных регионах. В казахстанской же школе, как правило, отмечалась широкая разноплановость ее исследований.
Прежде всего, следует сказать об основателях изучения истории казахской журналистики, последователи которых работают в этой сфере до настоящего времени. История казахской журналистики как неисчерпаемый кладезь тайн для ученых предоставляет немало возможностей для открытия замечательных страниц жизни, деятельности и творчества выдающихся казахских общественных деятелей прошлого. Эту традицию заложили ученые казахстанской науки, работавшие на факультете журналистики КазГУ в разное время проф. Х.Б.Бекхожин, проф.Т.С.Амандосов, проф. М.Ж.Аргынбаев, проф. Ш.Р.Елеукенов, проф. А.Идрисов (2).
Справедливо замечают современные исследователи, что большой массив публикаций наших СМИ несет в себе историческую информацию. Материалы готовятся на базе исторических источников - архивов, документов, кино- и звукозаписей, свидетельств очевидцев. Ценность их, конечно же, неоднозначна. В исторической журналистике необходимо быть предельно внимательным, обладать большими знаниями и опытом их практического применения.
В исторической тематике много уровней и специализаций. В их числе можно назвать портретную, занимающейся историческими личностями; проблемную, рассматривающую разномасштабные проблемы исторического развития; гедонистическую, представляющую собой развлекательное чтиво исторической тематики: военную, исследующую войны и конфликты в истории человечества. Все они формируют собственно общественное историческое сознание /3/.
Одним из важнейших аспектов журналистики является эффективность деятельности редакций как творческого коллектива, результативность работы каждого корреспондента. Этими вопросами занимался профессор Ю.А.Крикунов (4).
Вклад журналистов Казахского радио и радио как средства массовой информации во времена испытаний на прочность духа человека, в годы войны, изучен профессором С.К.Козыбаевым (5).
Исследования связей казахской сатирической журналистики с традициями и новаторством русской и других литератур легли в основу научного направления по исследованию казахстанской сатирической публицистики, основанного профессором Т.Кожакеевым (6). Это направление успешно продолжили доценты М.Дмитровский, Р.Е.Алтынбекова и др. (7).
Большим успехом пользовались исследования казахстанцев в становлении и формировании современной телевизионной публицистики, ее жанрового и организационного своеобразия благодаря научным трудам, многочисленным книгам и статьям корифея казахстанской науки профессора М.К.Барманкулова (8). эти исследования углубили и развили его ученики доценты Г.Ж.Ибраева, К.Турсын и др.(9)..
Опыт становления и развития Казахского радио стал объектом изучения также складывающегося направления в науке по исследованию форм вещания и радиотворчества, руководителем которого является один из первых исследователей радио республики профессор Н.Омашев (10).
В последние годы активно исследуются особенности публицистического наследия многих выдающихся казахстанских журналистов, оставивших значительный след в истории прессы республики (11).
Современная казахстанская журналистская наука продолжаетисследования не только по традиционным направлениям, но и открывает новые смежные, межнаучные и междисциплинарные области исследования. Так, в связи с ростом влияния журналистики на все области человеческой деятельности много исследований посвящается отражению средствами массовой информации страны политических, экономических, социально общественных процессов в государстве. В этой связи выявляются основные факторы влияния публицистического выступления на ход и темп проведения тех или иных важных реформ в обществе (12).
Значительная часть исследований в последние десять лет была посвящена новым формам организации и функционирования средств массовой информации, возникших на информационном поле Казахстана в связи с обретением независимости и суверенитета республики. Законодательно предоставленная свобода слова, а также свобода учреждения средства информации выявили огромные творческие потенции казахстанской журналистики (13).
Межнаучные исследования касаются ряда пограничных проблем фундаментальных наук и журналистики. Например, популярны разработки на стыке журналистики и социолингвистики, определяющие закономерности коммуникационных процессов, языка и стиля печатных и аудиовизуальных средств коммуникаций. Целый пласт исследований открывается в сфере соприкосновения психологии и журналистики, влияния журналистики на формирование социальных и психологических ориентиров личности /14/.
Объектом самостоятельного изучения для казахстанских ученых выступают зарубежные средства массовой информации /15/. Проблемы взаимодействия казахстанских и зарубежных СМИ, сравнительный анализ творческого, методического и методологического воплощения на практике объективных законов информационной деятельности - наиболее малоизученный перспективный аспект.
Таким образом, современная казахстанская журналистская наука является продолжением исследований ряда научных направлений, начало которым было положено учеными советского периода. Вместе с тем, она является самостоятельной областью научных исследований, определяющей наиболее общие и частные закономерности функционирования социальной человеческой деятельности по сбору, обработке, распространению общественно значимой информации, выражению и формированию актуального общественного мнения в целях оптимальной жизнедеятельности независимого государства.
1.2. Содержание понятий «журналистика» и «публицистика»
Теория журналистики включает несколько разделов, посвященных различным областям функционирования журналистской деятельности и публицистического творчества. Необходимо, прежде всего, иметь четкое представление об основополагающих категориях в этой области. Речь идет о двух понятиях: «журналистика» и «публицистика».
Журналистика в самом общем понимании представляет род человеческой деятельности. Значит, при изучении журналистики исследуются закономерности функционирования, ее основное назначение и роль в обществе, в различных процессах, происходящих в нем. Публицистика же род особого, прежде всего, литературного творчества. Вот почему закономерно словосочетание «публицистические жанры».
Полемика вокруг содержания терминов «журналистика» и «публицистика» началась в далекие времена зарождения теории журналистики. С одной стороны, журналистика - понятие более узкое, чем понятие литература, ибо журналистика включает ту часть литературы, которая связана со средствами массовой информации, с каналами массовой коммуникации; с другой, термин «журналистика» употребляется в еще более узком смысле, когда имеется в виду литературно публицистическая деятельность журналистов. В этом случае он выступает как синоним термина «публицистика».
Чтобы более полно определиться с содержанием этих категорий, попытаемся ответить на вопросы:
- Всякий ли журналист может считать себя публицистом?
- Всякий ли публицист есть журналист?
- Есть ли принципиальное творческое различие в процессе осуществления каждым из них своих обязанностей.
Исходя из заявленной позиции в понимании этих категорий, следует, очевидно, считать, что понятие «журналист»: обозначает людей, занятых журналистской деятельностью по сбору, обработке и подготовке общественно-значимой информации для публикации в печати или озвучивании в аудиовизуальных средствах коммуникации. «Журналистом» называют творческого работника, пишущего литературные (художественные, публицистические или научно-популярные) произведения для средств массовой информации, и любое должностное лицо в творческих организациях, связанное с подготовкой литературных произведений к публикации (редактор издательства, ответственный секретарь и т.п.), то есть всякого, кто связан со сбором и обработкой информации.
Гораздо шире понятия «публицистика». Публицистика часть литературы, опубликованной в средствах массовой информации, основой которой является объективная реальность. При этом основным творческим принципом отражения этой действительности выступает документальность.
Исследователь теории журналистики, долгое время работавший в Казахстане, Г.В.Колосов, анализируя дискуссию по поводу содержания этих терминов, приводит высказывание одного из первых толкователей данных понятий Е.Лазебника: «Публицистика (от слова публичный, общественный) - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно политические и практические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенных социальных сил (партий определенного класса) в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженную оценку, призыв» /16/.
Развертывая свою характеристику, Г.В.Колосов далее пишет: «Публицистика исторически слагается из суммы специфических произведений различных жанров, различных авторов в особый род литературы, рассматривающей все явления с социально-политических позиций, выступает как одна из форм общественного сознания, теснее всего связанная с общественным мнением, в то время как журналистика возникла и сложилась как род общественно-политической деятельности, направленной на духовно-познавательное (теоретическое, эстетическое, политическое) освоение мира, связанное с функционированием всех средств массовой коммуникации» 117/. Эта полемика долгое время развивалась вокруг соотношения публицистика - наука, публицистика - литература. В книге «Горизонты публицистики: опыт и проблемы» один из авторов отмечает: «В теоретических спорах есть довольно много схоластического. Так, когда кто-то из ученых утверждает, что публицистика стоит одной ногой в науке, а другой в литературе, а кто-то возражает, что если одна нога там, а другая здесь, то где же сама публицистика, и т.д., то этому спору, видно, нет конца, а пользы мало как для науки, так и для практики. Ведь дело по существу в том, чтобы отличать журналистику как вид литературного творчества с одной стороны, от художественной словесности и, с другой стороны, от литературы специально научной. Отличать, но не противопоставлять, ибо талантливое публицистическое произведение может быть и художественным, и глубоко научным одновременно» /18/.
Вместе с тем, многие авторы при анализе содержания термина «публицистика» отмечают четыре момента:
1. Публицистика всегда есть явление тенденциозное.
2. Публицистика предполагает популярность формы, общедоступность, раскованность, яркость выражения.
3. Публицистика имеет содержание, которое может интересовать - живо заинтересовать - самые широкие круги читателей.
4. Публицистика содержит призывность, открыто пропагандистски-агитационное звучание, страстную напряженность материалов. /18. с.8/
Важным является также понимание того, что журналистика - один из социальных институтов общества, который играет важную роль в политической, экономической и социальной жизни государства. Социально направленная актуальность публикуемых материалов служит не только объектом внимания для чтения массовой аудитории, но и. своеобразным ориентиром в выборе курса развития всех сфер жизни общества.
Таким образом, подводя предварительный итог анализа полемики вокруг содержания двух фундаментальных категорий, можно привести замечательное высказывание профессора МГУ В.В.Ученовой из книги «Публицистика и политика»: «Журналистика включает в себя всю деятельность прессы как социального института. Публицистика составляет содержательное наполнение массовых периодических органов, письменно материализованную общественно-политическую мысль и оперативное воплощение текущей политической практики» /19. с.73/.
Своеобразие журналистики как социального института отмечено в учебниках московских ученых, например, Е.П.Прохорова и др. Это:
1) Журналистика вторгается во все социальные процессы, во все сферы действительности - от экономики до спорта, от экологии до отношений в семье. Если во времена советской журналистики все-таки оставались некие запретные темы или темы, которые, так сказать «не интересовали советского человека», то в связи с новыми формами издательской деятельности, открытостью информационных границ, распространением Интернета, таких тем в журналистике, по существу, нет. Это связано также еще и с законодательной отменой цензуры. Статья 2 Закона РК «О средствах массовой информации» провозглашает «Цензура запрещается».
2) Газеты, журналы, издательства, радио и телевизионные каналы организованно связаны с теми или иными партийными (речь идет о самых разных партиях), государственными, общественными, формальными и неформальными институтами или общественными группировками, слоями и т.д. /20/.
Это своеобразие журналистики, безусловно, остается актуальным и в современных условиях, однако требует уточнения. В связи с новыми формами издательской деятельности по Закону РК «О СМИ» учредителем издания сможет быть физическое лицо. На страницах таких газет автор, редактор и учредитель могут выражать интересы любых слоев общества. Например, в Алматы издается газета «Казахская правда», учредителем и редактором которой является один человек - А.Аимбетов. Организационно эта газета не связана ни с какой партией, однако она выражает интересы той общественной группы, к которой принадлежит автор и учредитель этого издания.
В разные исторические периоды развития общества журналистика переживала разные функциональные обязанности, возложенные на нее в связи с определением ее как социального института. Например, в период руководящей роли одной партии журналистика служила «идейным проводником идей» этой партии. Долгое время устойчивой была аббревиатура СМИП, в которой буква «П») обозначала «пропаганды». Это были средства массовой информации и пропаганды. Состоявшаяся в 1988 году Всесоюзная партийная конференция приняла резолюцию «О гласности», в которой провозглашалась гласность как действенный политический фактор перестройки и переходный этап к независимости средств информации.
В настоящее время активно используется понятие «массовые информационные потоки», основная идея которого, по мысли исследователя Г.Лазутиной, заключена в том, что «само по себе, в одиночку, журналистское произведение не живет... Обычно оно часть газетного номера, радио- или телевизионной программы. А номер или программа оказывается дискретной порцией информации, которая вливается в массовые информационные потоки, циркулирующие в обществе непрерывно» /21/.
Постоянное наполнение содержания информационных потоков требует сотрудничества представителей самых разных видов деятельности и информационного производства: от чиновников высокого уровня до передатчиков прогноза погоды. Организатором же такого сотрудничества, считает Г.Лазутина, является журналистика.
В обязанности журналистов входит:
- планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни;
- редактировать полученные тексты, доводя их до принятых В обществе норм цивилизованного текстового общения;
- конструировать из этих текстов некоторое деинство, именуемое номером газеты или журнала, программой радиовещания или телевидения;
- с определенной периодичностью выпускать такие «притоки потоков» в свет /21/.