Особенности развития немецкой журналистики в XIX веке.

Развитие печати в Германии шло медленее, чем в передовых западноевропейских странах. Причина — раздробленность Германии, суровая цензура. В 1749 г. — ограничения для политической прессы. В 1788 г. цензуре подлежат научные периодические издания. В середине 90-х гг. XVIII века назрела необходимость реформ. Выразителями «эстетической» программы стали литературные журналы «Оры» Шиллера и «Пропилеи» Гёте (эстетические вопросы, проблемы состояния современной культуры и литературы). Журнал «Атеней» братьев Шлегелей.В начале XIX века немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов, была скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма, авторы которых рассказывали о тех или иных событиях.

Толчок развитию политической прессы дала Великая французская революция. появились многочисленные новые газеты и журналы. «Немецкий Меркурий» (политическая тематика). Берлинская ежедневная газета «Дер Телеграф». Не все немецкие периодические издания выступили в поддержку Франции («Берлинские вечерние листки» — орган консерваторов). Но французское влияние на определенном этапе оказалось благотворным для немецкой журналистики. На левобережных территориях — свобода печати. С 1798 г. — «Всеобщая газета» Котта. Бастионами немецкого романтизма — «Газета для отшельников», литературно-художественный журнал «Феб», «Европа» — обращалась к немецкой истории, пыталась пробудить национальное самосознание немцев.

«Рейнский Меркурий» Йозефа Гёрресома — проповедовала национальные чувства, разбудила политический инстинкт в Германии (Гёррес против реставрации). Впервые публикует передовые статьи с продолжением в нескольких номерах газеты. Стремление к более тесному контакту с читателем, что побуждало его придавать своим статьям разговорную форму, рассчитанную на чтение вслух. 28 июня 1832 г. верховный орган Германского союза Союзный сейм принял постановление, отменяющее свободу печати, политических союзов и народных собраний. В связи с этим был образован «Союз печати», провозгласивший своей главной целью борьбу за свободу печати. Пик борьбы двух лагерей немецкой интеллигенции: либерально-демократического (журнал «Аврора», «Газета для элегантного света», журналы «Форум журнальной литературы» и «Немецкий телеграф» — фельетон, путевые записки, мемуары, рецензии, рассказы-корреспонденции, новеллы) и консервативного («Литературный листок») — пришелся на середину 30-х гг. XIX века. Либерально-демократический лагерь был представлен «Молодой Германией» — литературным течением, которое возникло в начале 1830-х гг. одоначальником течения был немецкий публицист Людвиг Берне (1786—1837). В числе идейных вождей и крупнейших писателей течения — Г. Гейне, К. Гудков, Г. Лаубе. Наиболее известными периодическими изданиями младогерманцев были произведения самого Лаубе, которые неоднократно запрещались прусской цензурой. Дважды писатель подвергался аресту за свою политическую и журналистскую деятельность. В 1835 г. Менцель в «Литературблат» публикует статьи, содержащие резкую критику романа К. Гуцкова «Валли сомневающаяся», в котором проповедовалось «освобождение плоти» в духе младогерманцев. На защиту младогерманцев встал Людвиг Берне. В журнале «Весы» пропагандирует национально-освободительные идеи. Берне ответил памфлетом «Менцель-французоед» (вопрос о патриотизме). Диалогизм. В 30—40 гг. XIX века в Германии появились первые рабочие организации. Идеолог Вильгельм Вейтлинг («Гарантии гармонии и свободы»). Вейтлинг издавал два журнала — «Призыв о помощи немецкой молодежи» и «Молодое поколение», в которых пропагандировал идеи уравнительного коммунизма и революционные методы борьбы. В 1840 на прусский престол вступает король Фридрих-Вильгельм IV, с которым оппозиционные круги связывали надежды на либеральный правительственный курс. Наиболее допустимой формой политической деятельности была публицистика. «Рейнская газета по вопросам политики, торговли и ремесла» - выходит с 1 января 1842 г. в Кельне в противовес влиятельной «Кёльнской газете», органу католической партии. Она финасируется группой представителй оппозиционной правительству либеральной буржуазии. Чтобы составить реальную конкуренцию «Кельнской газете», были привлечены публицисты: Бруно Бауэр, Кёппен, Гесс и др. Газета не поднимается выше уровня обычного либерального издания, но в «Рейнской газете» начал сотрудничать К. Маркс. Авторитет газеты возрастает. Первые его статьи были посвящены дебатам о свободе печати. Во время прений в парламенте в отдельных выступлениях говорилось, что свобода печати в Пруссии находится под постоянной угрозой. Предложено назвать прессу составной частью любого промысла. Но Маркс не согласен: «Писатель не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. Главнейшая свобода печати - не быть промыслом». В 1842 году Маркс становится редактором «Рейнской газеты», сменив Рутенберга. Направление газеты меняется, она приобретает выраженный революционно-демократический характер. Чаще появляются статьи, резко критикующие порядок в Пруссии. Маркс привлекает к сотрудничеству публицистов из революционно-демократически настроенных кругов. Все большее место занимают социально-экономические проблемы. Он начал проводить встречи с участием ряда сотрудников и членов наблюдательного совета, на которых обсуждались соцальные вопросы. Все эти изменения продуктивны и очень заметны, они способствуют росту популярности газеты. Газета стала выразителем настроений демократических кругов Германии. Происходит рост тиража: первые месяц существования газеты - 400, к августу 1842 - 850, ноябрю - 1800, январь 1843 - 3400. Правительство усмотрело вред и газета было закрыта, по всей Германии прокатилась волна протеста. Ведь их идеи имели большое количество сторонников.В Германии появились первые иллюстрированные журналы с карикатурами. В 1843 г. первое немецкое периодическое издание с иллюстрациями «Иллюстрированная газета» И.Я. Вебера. В 1843 г. вновь введена цензура на изображения. В 1845 г. Каспар Браун иллюстрированный юмористический журнал «Летучие листки» (полит. сатира) ( Готтфрид Бидермайер — филистер). К концу 1840-х гг. ситуация в Германии продолжала обостряться. Раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Немецкой газеты», у левых радикалов — журналы «Немецкий зритель» и «Мангеймский журнал». Революция 1848 г. вызвала подъем немецкой прессы. 3 марта 1848 г. Ассамблея немецкой Конфедерации отменяет цензуру и объявляет о свободе прессы (по усмотрению княжеств). Эти послабления к появлению многочисленных новых периодических изданий. Многие из возникших в послереволюционную эпоху газет имели либеральную и радикально-демократическую направленность. Демократические венские газеты: «Прямодушный», «Конституция», «Радикал». Все венские демократические газеты выступали за проведение избирательной и судебной реформы, за отделение церкви от государства, отмену дворянских привилегий, освобождение крестьян от феодальных податей и т. д. Другая важная тема немецкой прессы: объединение Германии (либеральные «Национальная газета», «Берлинская всеобщая газета», «Северонемецкая всеобщая газета»). Наиболее влиятельные из немецких провинциальных газет в XIX веке — «Франкфурте цайтунг», «Магдебурге цайтунг» и особенно «Кёльнская газета». Главным оппонентом демократической и либеральной прессы — «Новая прусская газета» (монархическое издание, выражавшее интересы прусской верхушки). Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета Карла Маркса «Новая Рейнская газета». В состав редакционного комитета «Нойе Райнише цайтунг» вошел Ф. Энгельс (руководил всеми иностранными отделами газеты, курировал ее внешнеполитическую стратегию, военные вопросы). На страницах газеты были представлены различные жанры: статья, информационная заметка, рецензия и корреспонденция, фельетон, обзор печати. Часто авторами статей, международных обзоров и литературных рецензий выступали Маркс и Энгельс. «Новая Рейнская газета» регулярно печатала материалы о рабочем движении в Германии и революционном и рабочем движении в других странах. Выступала за свободу прессы. Критика охранительной, консервативной и реакционной немецкой прессы. Свой стиль: ясность и сжатость изложения материала в сочетании с публицистической страстностью, иронией, сарказмом и другими приемами сатирического изображения своих политических противников.





В 1850-х гг. развивались неполитические издания, популяризировавшие естественно-научные и историко-культурные знания. Среди неполитических журналов выделялся ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов). Журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекательной литературой. С 1852 г. К. Гуцков издавал журнал «Развлечения у домашнего очага», большой популярностью пользовались «Родной дом», «Друг семьи», «Беседка». 6 июля 1854 г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова.

Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом «железного канцлера» стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг». Курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874 г. рейхстаг принял закон о печати (один экземпляр в полицейское управление). Сведения о редакторе и т.д. Три случая, когда печатные издания могли быть конфискованы (отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии, публикация в военное время информации о передвижении войск, публикация материалов, содержащих признаки нарушения уголовного кодекса). В конце 70—80-х гг. XIX века политика Бисмарка в области печати более репрессивна. Запрет периодических изданий немецких социал-демократов. Ежедневная газета «Вперед» и журнал «Новое время» (для рабочих). Накануне и после Первой мировой войны усилились национализм и шовинизм прессы. Популярность либеральных изданий падает.ПЕЧАТЬ В США 19 ВЕКА.

Америка в 19 в. это огромная лаборатория где создавалась единая американская нация. Экономика страны отставала от З. Европы, особенно от Великобритании. Экономика имела преимущественно аграрный характер. Образцами для американской журналистики были брит. урналы»Эдинбургривью» и «Блэквудзмэгэзин». По количественным показателям роста америк. пресса опережала европейскую. Это было обусловлено 2 причинами:- 1-ая стремительный рост населения за счет иммигрантов из Европы.- 2-ая В США легко было основать газету, поскольку для этого не требовалось ни разрешения властей ни больших денег, т.к. америк. издания не облагались налогами. В результате , если в 1775 г. в англ. колониях в Америке было 35 газет, то в 1810г кол-во возрастает до 358.Импульс развитию американской период. печати дала Война за независимость !775-1783г.В Америке легко было основать газету, но ее трудно было сделать влиятельной, известной, ибо конкуренция между изданиями была высокой. Для американцев, расселившихся на огромной территории, местные новости важнее, чем общенациональные. Пресса не рассылалась по домашним адресам. Подписчик сам должен был ее забрать на почте. Поэтому удобнее и дешевле подписываться на местные периодические издания. Отличительной чертой американской прессы было, то что большинство газет выходили с еженедельной периодичностью, лишь нек. появлялись 3 раза в неделю.По сравнению с западноевропейской прессой, общий лит. уровень был невысоким. Европейцев удивлял резкий, грубый тон полемики в американских изданиях. Оскорбления, клевета, грубая брань, были обычными на страницах прессы.30е гг. 19 в. - новый этап в развитии прессы, что было связано с зарождением дешевой массовой печати. Обычная цена -- 6 пенсов, а некоторые 1-2 пенса. Дешевая пресса зародилась в Нью-Йорке.Газеты стали ежедневным чтением широких слоев американского общества.В 1848г. в результате объединения 6 нью-йоркских газет возникает первое америкаское информ агентство «АсоушиейтедПресс». Несколько газет согласились покупать у него новости, что привело к дальнейшему удешевлению америк. Периодики. В 1882г -- появляется «Юнайтед Пресс» (еще одно информ.Агент-во).Что бы выжить газетам приходилось печатать объявления.В 90-е 18в -- возникает Аболиционизм, как движение за ликвидацию рабства. Газеты «Нозен стар», «Нью-Йорк трибьюн» «Н.-Й. Ивнинг пост» выступали с аболиционистских позиций.На рубеже 19 -- 20 веков зарождается «желтая пресса» В 1883г. Бенжамин Дей основал первую дешев.газету «Нью-Йорк сан» .На смену «персональной журналистике», которая представляла собой практику писания статей для конкретного издания, приходят агентства поставляющие инфу.Качественные американские газеты XIX столетия.Утверждение принципов "нового журнализма" в американской газетной индустрии привело как к появлению "желтых" изданий, так и к созданию "качественной журналистики". "Качественная журналистика" в истории американской журналистики связывается с именем Адольфа Окса, который в 1896 г. приобрел некогда популярное издание "The New York Times". К моменту приобретения тираж газеты упал до 9000 экз. Первое, на что обратил внимание новый владелец "The New York Times", -- изменение облика газеты. Вскоре у газеты появился девиз, ставший ее "визитной карточкой" -- "All the News That's Fit to Print" -- и вынесенный на первую страницу рядом с заголовком. Однако эти новости должны быть сбалансированными, достоверными, а газета -- обладать определенными моральными критериями для их отбора. В 1897 г. "TheNewYorkTimes" (традиции высокого журнализма + удачный коммерческий проект) резко выступила против самой эстетики "желтых" изданий, посвятив этой теме ряд программных публикаций. В одной из статей говорилось, что "газета призвана быть спутником читателя, и интеллигентному читателю, конечно же, не нужен порочный и развращенный спутник"Борьба за "качественную" журналистику в США завершилась тем, что в 1923 г. было образовано "Американское общество редакторов газет", и вскоре был разработан кодекс журналистской этики, определявший нормы поведения журналистов. Этот кодекс был принят более чем 100 американскими газетами, не желавшими связывать свою репутацию с традициями "желтой прессы"."Качественные" издания:• «Н-Й ивнинг пост» основ. в 1801г. Гамильтон (редактор -Брайент, «честный журнализм»• «Нозен стар»• «Н-Й. трибьюн» основ. В 1841г. ByХорэсГрили (родоночальник передовиц в амер. прессе).Массовая периодическая печать XIX века. Желтая пресса. Первые таблоиды. В США - раньше, чем в Европе. В 30е годы 19в. зарождается «желтая пресса» В 1883г. Бенжамин Дей основал первую дешев.газету «Нью-Йорк сан». Его номер стоил всего 2 пенса..Издержки на производство покрывались за счет широкой публикации объявлений.Дей организовал розничную продажу,наняв группу мальчишек-распространителей. «Сан» бликовала репортажи с места преступления.,сенсации, политике отводилось мало места.«Нью-Йорк геральд» основ. в 1841г. Ее создателем и галным редактором был Джеймс Беннет.

«Геральд» была разнообразнее «Сан» по материалу и жарнрам,оперативнее в подаче информации. На ее страницах печатались политические эссе. Именно здесь родился жанр репортажа.«Желтая пресса» рождалась в конце 19 столетия в острой конкурентной борьбе двух газет «Н-Й Уорлд» и «Н-Й. моргинг пост».«Н-Й.Уорлд» основал в 1883 Джозеф Пулитцер. В 1894 в газете «Н-Й Уорлд» создана цветная юмористическая страничка, на кот.нарисован Желтый мальчик, облаченный в странный костюм желтого цвета. Пулитцер в своем «Н-Й.Уорлд» ориентировался на массового читателя. Совмещал репортажи, сенсации, юмор, рекламу, спорт интригующие заголовки. Пулитцеровская премия присуждается с 1917г.Основным конкурентом пулитцера был Хёрст - «Дейли экзэминер», «Нью Йорк морнинг джорнл» (сенсационный, циничный хар-р материалов, Хёрст стал крупнейшим газетным магнатом). Таблоиды.Газеты небольшого (таблоидного) формата выходили и в XIX веке, но при этом не делалось различия между такого рода изданиями и другими газетами. Таблоид как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания появился на рубеже веков.В США расцвет сенсационной таблоидной прессы пришелся на двадцатые годы, после старта в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «IllustratedDailyNews», созданного Паттерсоном и Маккормиком (слово «Illustrated» впоследствии было исключено из названия этой газеты). Несколькими месяцами спустяв конкурентную борьбу межу таблоидами вмешался издатель Макфадден, который предложил аудитории свою газету того же типа - «DailyGraphic». Таблоиды обильно оснащались текстовыми материалами и иллюстрациями.Журналистская и издательская деятельность Д. Пулитцера (1847—1911 г.г.)Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма"Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии, прибывшего в Америку в 1864 г. Журналистская работа в Сент-Луисе дала Пулитцеру необходимый опыт и средства, чтобы в 1878 г. он смог издавать собственную вечернюю газету "The St. Louis Post-Dispatch", которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 г. Пулитцер приобрел газету "The New York World" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк. В это время пресса Нью-Йорка испытывала финансовые затруднения, в определенной степени связанные с дефицитом новых идей. "The New York World" переживала тяжелые времена, а ее тираж составлял всего 15000 экз. В редакционной статье Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут "направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков" [129]. Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской "The New York World" отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "penny press". Пулитцер требовал от своих журналистов не столько «добывать» сенсации, сколько уметь их подавать. Талантливый журналист стремительно завоевывал читательский интерес. Методы его были достаточно просты и, одновременно, очень действенны. Он совмещал на страницах газет статьи о политической коррупции, журналистские расследования, сенсации в различных областях жизни, немного юмора и достаточное количество рекламы. Позже он стал добавлять спортивные новости, рубрики, посвященные женщинам, яркие иллюстрации. Таким образом, на страницах пулитцеровских газет было все – от сплетен до серьезных политических анализов. Особое внимание Пулитцер уделял заголовкам материалов. Набранные аршинными буквами заголовки типа «Дыхание смерти», «Террор на Уолл-стрит» или «Любовники малышки Лизы» захватывали внимание. Кроме того, Пулитцер особо ценил хорошие иллюстрации.На фотографиях место события (например, положение трупа или пробоина в судне) выделялись особо. С приходом Пулитцера The New York World стала первой газетой, постоянно помещавшей политические карикатуры на первой полосе. К этому добавлялись обязательные забавные и поучительные истории и полицейская хроника. В общем, это была газета для массового среднего читателя. А вместе это составляло созданный Пулитцером новый газетный стиль, названный позже «новым журнализмом».Интересным пулитцеровским приемом были так называемые крестовые походы корреспондентов. Молодые журналисты внедрялись в какую-то среду и в жанре репортажа освещали какую-либо засекреченную или малоафишируемую информацию.В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100000 долларов, а тираж "The New York World" достиг 100000 экз. В 1889 г. Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец "эффектного журнализма". Он отправил известную журналистку Нелли Блай повторить путешествие вокруг земного шара. Н. Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд - быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна.В этом заключалась еще одна принципиальная особенность "нового журнализма", исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности — важный аспект "нового журнализма".Социологические данные рубежа веков говорят о том, что каждый второй житель Нью-Йорка покупал воскресное издание .Учитывая этот фактор, Пулитцер превратил воскресные издания в особый тип газетной периодики, в котором находилось место информации, развлекательному и литературному материалу, карикатурам и иллюстрациям. В 1893 г. Пулитцер выпустил цветное приложение к воскресному выпуску, что привело к значительному росту тиража.

Традиции "нового журнализма" были быстро усвоены американской прессой. Успех издания Пулитцера и высокие тиражи (в 1898 г. тираж "The New York World" достиг одного миллиона) привлекали внимание многих. Приемы "нового журнализма" были использованы газетными издателями в Детройте, Чикаго и других городах США.Пулитцеровская премия — одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. Первое вручение состоялось в 1917 г. номинации: за служение обществу, за выдающееся расследование, за мастерство, за выдающуюся подачу сенсационного материала, за очерк, за художественную критику, за карикатуры, за художественную фотографию, за новостную фотографию, за стихотворение, за книгу по истории Соединенных Штатов и т.д. – всего более двадцати номинаций. Пулитцеровская премия является венцом профессионального признания.Журналистская и издательская деятельность У. Херста. Самым удачливым продолжателем принципов "нового журнализма" стал выходец из обеспеченной калифорнийской семьи Уильям Рэндолф Херст. В 1885-1887 гг. он прошел школу репортерской работы в пулитцеровской "The New York World" и досконально изучил приемы "нового журнализма". Вернувшись в 1887 г. в Сан-Франциско, Херст взял в свои руки управление газетой "The San Francisco Examiner" и за три года превратил это издание в агрессивную, жесткую и процветающую газету. Херст внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. С точки зрения Херста, сенсацию можно было сделать из самого незначительного факта: главное — форма подачи материала и соответствие запросам читателя. В 1895 г. Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal".Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровской "The New York World", усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 г. Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Началась борьба между Херстом и Пулитцером за авторские права на издание комикса. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом".В дальнейшем термин "желтая пресса" ассоциировался со стилем Херста, который писал в одной из редакционных статей: "Политика "The New York Journal" заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей" [132]. Сенсационно-развлекательный стиль стал ведущим в эстетике печатных изданий, ориентированных на вкусы и потребности "человека-массы", Ожесточенная конкурентная борьба между Пулитцером и Херстом приобрела неприглядные формы, особенно в период кубинских событий 1895-1898 гг. Сражаясь за тиражи, "The New York Journal" и "The New York World" соревновались в сенсационной подаче новостей о кубинских событиях, пренебрегая точностью и достоверностью в подаче материалов. Они не только подробно расписывали зверства испанских войск на Кубе, но и позволяли себе вмешиваться во внутренние дела зарубежного государства. В 1897 г. газета Херста организовала побег из гаванской тюрьмы молодой кубинки, обвиненной в измене, Ура-патриотическая кампания, развязанная этими газетами привела к тому, что война США с Испанией стала неизбежной. Редактор журнала "The Nation" Эдвин Годкин писал, что "никогда еще история американской журналистики не знала ничего столь постыдного, как поведение этих двух газет".

Уильям Херст умел приспосабливаться к меняющимся временам. Он не остался в стороне от движения "разгребателей грязи", сулившего ему финансовый успех. Для этой цели он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание. В 1906 г. серия публикаций в "Cosmopolitan Magazine" потрясла общественное мнение Америки — разоблачительная волна достигла высших политических кругов страны. Скандальные материалы под общим заголовком "Предательство сената", принадлежавшие перу Д.Филлипса, нанесли чувствительный удар по ряду крупных политических фигур.Интуиция и деловая хватка подсказали Херсту необходимость создания газетного концерна. В 1911 г. он основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press. К 1922 г. корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет, 11 воскресных изданий, а также 2 радиостанции, компанию по производству хроникально-документальных фильмов и кинокомпанию, а к началу 1990-х гг. в издательский трест Херста вошло 14 ежедневных газет, 30 еженедельников, 20 журналов, 5 телестанций и 7 радиовещательных станций, не считая ряда книжных издательств.Движение «разгребателей грязи»

В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление "разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском "The Forum" (1886-1950) и бостонском "The Arena" (1889-1909), предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.Традиционно начало "макрекерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Ллойда.Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина" (1890). Факты полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина "разгребатели грязи") писал впоследствии, что книга Дж. Рииса стала для него "просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность". Десятилетний "крестовый поход" Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге "Битва с трущобами" (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.Не меньшее значение для становления движения "разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Ллойда, независимого журналиста-реформатора из Чикаго. Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 небольшой статьей, опубликованной в журнале "The Atlantic Monthly". В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией "The Standard Oil". Классическим произведением Г.Д. Ллойда стала книга "Богатство против благосостояния" (1894), в которой рассказывалось "как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования. Что бы не хотел доказать Ллойд, он убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия". Афористичная фраза Г.Д. Ллойда о том, что "свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу", стала девизом "разгребателей грязи". Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение "разгребателей грязи" от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий, несшей на себе печать политических пристрастий.1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как "макрекерские", - Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал "McClure's Magazine" (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 статьи "Времена Твида в Сент-Луисе", написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов-макрекеров. Публикация статьи Стеффенса, разоблачавшей коррупцию муниципальных властей, считается официальной датой начала эпохи "макрекерства" в американской журналистике. Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений.Стеффенс был приглашен на должность главного редактора "McClure's Magazine" и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В "McClure's Magazine" последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу "Позор городов" (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и Другие не менее "горячие" материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.

Публикации журналистов-макрекеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрекеров. Но разоблачения макрекеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на "разгребателей грязи" и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. В результате макрекерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику.

Билет №16 вопрос 1

Наши рекомендации