Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты вещных прав на объекты недвижимости.

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=463414868156676134&lst=0&REFDST=100281&rmark=1Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 сентября 2014 года юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=23349148681566729789&lst=0&REFDST=1170&rmark=12. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=1978814868156671464&lst=0&REFDST=1171&rmark=13. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=16906148681566722834&lst=0&REFDST=1172&rmark=11) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=758014868156671177&lst=0&REFDST=10857&rmark=12) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

2.1) общественных движений;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=20911148681566722927&lst=0&REFDST=102270&rmark=13) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=25651148681566717547&lst=0&REFDST=1175&rmark=14) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=24190148681566718086&lst=0&REFDST=1176&rmark=15) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=1330914868156673855&lst=0&REFDST=1177&rmark=16) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=2749514868156671156&lst=0&REFDST=1178&rmark=17) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=24117148681566710761&lst=0&REFDST=1179&rmark=18) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=22228148681566721418&lst=0&REFDST=1180&rmark=19) автономных некоммерческих организаций;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=2492014868156675738&lst=0&REFDST=1181&rmark=110) религиозных организаций;

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=27363148681566729863&lst=0&REFDST=1182&rmark=111) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

(пп. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)

14) государственных корпораций;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

15) нотариальных палат.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=2509214868156679236&lst=0&REFDST=1183&rmark=14. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=1997814868156671857&lst=0&REFDST=1156&rmark=15. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

(п. 5 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=212416&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=16429148681566724426&lst=0&REFDST=1184&rmark=16. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

12 Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений.

К публично-правовым образованиям, выступающим в гражданском обороте, в соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ отнесены Российская Федерация и ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также муниципальные образования. Каждый из этих публично-правовых субъектов является самостоятельным собственником своего имущества (п. 2 ст. 212, ст. 214 и 215 ГК РФ), в связи с чем, в частности, исключается и его имущественная ответственность по обязательствам других публично-правовых образований (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). Данное положение предопределяет как необходимость участия публичноправовых образований в гражданских правоотношениях, так и выступление в них на равных началах с другими, частными, собственниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), являющимися обычными субъектами гражданского права. Указанное равенство также составляет один из основополагающих частноправовых принципов, определяющих гражданско-правовой статус государства и других публично-правовых образований (субъектов) в российском правопорядке.
Вместе с тем участие Российской Федерации в гражданском обороте характеризуется определенной спецификой, которая проявляется в следующем: объем правоспособности определяется самим государством посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов; наличием иммунитетов; правом собственности на природные ресурсы (земли лесного фонда, водные объекты, недра и др.), а также на объекты, изъятые из гражданского оборота, такие, как ракеты, иное оружие, кроме легкого стрелкового и охотничьего; исключительным правом эмиссии национальной валюты; особым правовым режимом государственной казны и государственного бюджета.
Поскольку собственниками соответствующего имущества и, следовательно, субъектами гражданских правоотношений законом признаются именно публично-правовые образования: Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как целое, возни

кает вопрос: кто вправе выступать от их имени в имущественном (гражданском) обороте? Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени этих субъектов в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства (Законом о правительстве, положениями о конкретных министерствах и ведомствах и т.п.)[39].
Так, в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ[40] «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики отнесено осуществление управления федеральной собственностью (ст.

14). Программы приватизации федеральной государственной собственности принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28). В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (с изм. от 27.01.2009) [41] указанное агентство наделено функциями в области приватизации и полномочиями собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах». Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника - фе
дерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
От имени субъектов Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется конституциями республик в составе РФ или уставами края, области, другого субъекта РФ.
От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по обязательствам публично-правовых образований. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Например, государство принимает на себя субсидиарную ответственность по долгам учреждений и казенных предприятий. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.

Наши рекомендации