Коммерческие и некоммерческие организации

Коммерческие организации, за исключением унитарных пред­приятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды пред­принимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не со­держится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься[1].

Некоммерческие организации наделены специальной правоспо­собностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учреди­тельных документах, и нести связанные с этой деятельностью обя­занности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособнос­тью наделены также некоторые коммерческие организации: госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предус­мотрена специальная правоспособность (банки, страховые органи­зации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной пра­воспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособ­ность путем соответствующего указания в учредительных докумен­тах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок. [9. с. 27]

Отдельными видами деятельности, перечень которых определя­ется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими дей­ствиями приобретать гражданские права и принимать на себя граж­данские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.). Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотрен­ных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участни­ков, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участ­никам (ст. 72 ГК РФ)1. Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юриди­ческого лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномо­чия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учре­дительных документах не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). До принятия закона о регистрации юридических лиц, в котором будут определены порядок и место регистрации юридических лиц, при разрешении вопроса о месте нахождения юридического лица следу­ет исходить из того, что «местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов»[2].

Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юриди­ческими лицами: филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Пред­ставительства юридического лица создаются для представления его интересов и осуществления их защиты. Представительство не выпол­няет производственные или иные основные функции юридического лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществля­ет все его функции или их часть, в том числе представительство (например, филиал центрального универмага, расположенный в одном из округов города и осуществляющий торговлю товарами для детей).
1.2 Возникновение юридических организаций

Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местно­го самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями — гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуп­равления. Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить, соответствует ли образованное юридическое лицо установленным нормами права требованиям и соблюден ли порядок его создания. При этом отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ). В нормативно-явочном порядке создаются: хозяйственные общества и товарищества, общест­венные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), ре­лигиозные объединения, средства массовой информации и др. [16. с.241]

При разрешительном порядке инициатива создания нового юри­дического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме «дачи согласия» на его создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций — союзы и ассоциации[3].

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) — ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизу­емого юридического лица, продолжается другими лицами. Реоргани­зация осуществляется по решению: учредителей (участников), орга­на юридического лица, уполномоченного на то учредительными до­кументами, компетентного государственного органа (например, фе­дерального антимонопольного комитета) или суда.

3акон различает пять видов реорганизации: слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выде­ление (из состава юридического лица выделяются одно или несколь­ко юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого про­изошло выделение, продолжает существовать), преобразование (из­менение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присо­единении юридического лица к другому юридическому лицу к пос­леднему переходят права и обязанности присоединенного юриди­ческого лица. При преобразовании юридического лица одного вида лиц в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическо­му лицу переходят права и обязанности реорганизованного юриди­ческого лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в со­ответствии с передаточным актом. [7. с.339]

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизован­ного юридического лица. В этих случаях правопреемство осущест­вляется в соответствии с разделительным балансом.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента госу­дарственной регистрации вновь возникших юридических лиц (в слу­чае присоединения — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производится по реше­нию учредителей (участников) или органа юридического лица, упол­номоченного на то учредительными документами, по любому осно­ванию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ГК: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д. С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобы их право на такое обращение было предусмотрено законом[4].

Закон предусматривает порядок ликвидации юридических лиц.

Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, не­замедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистра­цию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Выступившие с инициати­вой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персо­нальный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную реги­страцию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной миссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридичес­кого лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осу­ществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмот­ренном ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования креди­торов считаются погашенными. Погашенными считаются также тре­бования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. (см. Прил. А)

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму­щество юридического лица передается его учредителям (участни­кам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учреди­тельными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда. [17. с. 97]

Ликвидация завершается записью об этом в едином государствен­ном реестре юридических лиц.
2 Отличие коммерческих организаций от некоммерческих

Наши рекомендации