Власть и социальные регуляторы поведения людей в первобытном обществе.

Первые государства на нашей планете стали возникать сравнительно недавно. Так в Древнем Египте оно возникло в конце 4 – начале 3 тыс. до н.э., в Китае – во 2 тыс. до н.э., на территории России – чуть более 1 тыс. лет назад.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Основной организацией первобытного общества была община – род, племя, их объединения. Основной единицей общества была родовая община.

Род - это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также общности имущества и труда, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Род – это личный, а не территориальный союз, люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям.

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода, путем участия на собрании рода (все были равны). Каждый взрослый член рода имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.

Органами общественной власти являлись:

1)Собрание рода, в которых участвовали все члены рода;

2)Старейшины, которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода (должность старейшин была не только выборной, но и сменяемой; власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

3)Военоначальники, выполнявшие функции власти во время войны; религиозные функции власти осуществляли жрецы.

Род восходил в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлись: племя , а иногда союз племен. Общими делами племен руководил совет, который состоял из старейшин и военоначальников.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза.

Община Власть Нормы
1. Стадо ----------------   Мононормы (социальные, религиозные, моральные,обычаи)  
2.Род (общ. род-к) Собрание рода, старейшина, военоначальники.
3. Фратрия (союз родов) Совет фратрий
4.Племя (союз фратрий) Совет старейшин, племенной вождь
5.Союз племен Совет племенных вождей, вождь союза.

Экономика обществабыла основана на общественной (коллективной) собственности. При этом реализовалось два принципа:

1)рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел»);

2)редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю).

Экономика носила присваивающий характер. Развитие эк. шло по 2 направлениям:

-совершенствование орудий труда,

-совершенствование способов, приемов организации труда (собирательство, рыбная ловля, скотоводство, земледелие, разделение труда).

Примечание:

В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род.

На первое место здесь следует поставить хозяйственное значение женщины в первобытном обществе, значение, обусловленное разде­лением труда между мужчиной и женщиной. На второе — то обстоя­тельство, что вследствие беспорядочного характера половых связей в первобытных человеческих группах стадного типа отцы детей оста­вались неизвестными, но достоверной и бесспорной была родствен­ная связь по материнской линии. Это приводило к матрилинейности родственных связей, т. е. к счету родства по материнской линии. Матрилинейность ставила женщину-мать в центре коллектива кров­ных родственников, создавала атмосферу уважения к родительнице и пра­родительнице. Данное обстоятельство запечатлелось в истории язы­ка. Понятия «род», «родоначальник», «родина», «родство» являются производными от глагола «рожать», что значит производить на свет.

Кроме того, ввиду разделения труда женщина являлась основоположницей целого ряда достижений материальной культуры: извест­но, что игла, шило и нить, веретено и приспособления для ткания, обувь и одежда, глиняная посуда и корзины из ветвей и коры — все это было создано женщиной. Приручение диких животных и превра­щение их в домашних также заслуга женщины.

Далее, женщина в силу естественной логики вещей выполняла ту важнейшую социальную функцию, которая неразрывно связана с прогрессом человечества: а именно, воспитательную функцию — на женщине лежали главные заботы и труды по выращиванию и воспи­танию потомства.

Материнский родовой строй является всеобщим, универсальным этапом в истории человечества, хотя у некоторых народов он не по­лучил полного развития. Матриархат охватывает исторический пери­од продолжительностью около 40 тыс. лет; его начало восходит к древнему каменному веку (палеолиту), его конец в новом каменном веке (неолите).

Наши рекомендации