Понятие и виды федераций. Проблемы российского федерализма.
Ф е д е р а ц и япредставляет собой добровольное объединение нескольких относительно самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом,т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Федерация — это одно государство, а не союз суверенных государств. В федеративном государстве делится не суверенитет, а компетенция, причем делится таким образом, что суверенитетом обладает федерация, а не субъекты федерации.
Признаки федерации:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.
По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США — 50 субъектов (штатов), в Швейцарии..— 23 кантона, в России"— 89 субъектов, в Индии — 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия, Австрия и др. К федеративным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.
2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
3. Две системы законодательства – общефедеральная и субъектов. Двухканальная система налогов.
4. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство.
6. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
7. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
(США, Бразилия, Индия, Канада, Австралия, Аргентина, Нигерия, Танзания и др.).
Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Существует четыреспособа размежевания компетенции:
Исключительная компетенция федерации означает, что по определенным предметам ведения принимаются только федеральные законы и основанные на них другие федеральные нормативные акты.
Конкурирующая компетенция федерации и субъектов федерации означает, что по определенным предметам ведения субъекты федерации вправе принимать свои законы, поскольку по этим вопросам не приняты федеральные законы. Практически в сфере конкурирующей компетенции федеральный законодатель может урегулировать все вопросы, если он считает, что это нужно для сохранения единого экономического и правового пространства или что эти вопросы не могут эффективно регулироваться законодательством отдельных субъектов федерации.
Совместная компетенция федерации и ее субъектов означает, что по определенным предметам ведения сначала принимаются федеральные законы, а затем в соответствии с ними принимаются законы субъектов федерации. В сфере совместной компетенции субъекты федерации не вправе принимать законы, не основанные на федеральных законах.
Исключительная компетенция субъектов федерации предполагает круг вопросов, в решение которых федерация вмешиваться не вправе.
А) Территориальная федерация:
- значительно ограничен государственный суверенитет субъектов федерации.
- юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.
- субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях (Индия),
- в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. Это положение вытекает из смысла конституций США, Бразилии и других стран.
- управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства (США, Бразилия)
Б) Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством:
- Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией.
- Обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, они имеют свои высшие представительные, исполнительные, судебные органы власти. Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.
- Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Федеративное государство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав.
- право наций на самоопределение – самостоятельное решение вопросов о своей государственности, каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.
Примечание:
Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.
В юридической литературе различают три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин).
К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. — Аляска в США), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями); ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся, государства (например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау, Федеральные штаты Микронезии).
Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции Российской Федерации равны, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов.
Третья разновидность — так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).