Отношения России с ведущими европейскими странами
В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонские клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (так называемую «восьмерку») в 1998 г.
Развитие партнерских отношений со странами Запада происходило в соответствии с соблюдением национальных интересов России. Важным событием в процессе укрепления международных позиций России явилась поездка Б. Ельцина в июле 1992 г. в Мюнхен для встречи с участниками «Большой семерки». В центре переговоров находились проблемы экономики: новые кредиты и отсрочка платежей по прежним долгам.
Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР.
В 1993–1994 гг. между Российской Федерацией и государствами ЕС были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Правительство России положительно отнеслось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». В апреле 1996 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне по ядерной безопасности. В ней приняли участие лидеры восьми ведущих государств мира: России, США, Германии, Великобритании, Франции, Канады, Японии, Италии. Были приняты Декларация Московской встречи, Программа противодействия незаконному обороту ядерных материалов и другие документы.
В дальнем зарубежье Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы, завершив его в августе 1994 г. Одновременно в 1994–1997 гг. НАТО активизировало свое расширение за счет включения в состав блока Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. Торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу, сохранились, но доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли значительно сократилась.
17 января 2002 г. состоялся первый за восемь лет визит российского президента в Польшу. Кабинет Ежи Бузека вел свою внешнеполитическую линию, сосредоточив внимание на вступлении в ЕС за счет отказа контактов с Москвой. На этот период пришлись громкие скандалы с высылкой группы российских предпринимателей, а затем российских дипломатов из Польши. С приходом новых властей ситуация изменилась: Польша захотела видеть Россию одним из своих основных союзников.
В ходе визита в Польшу стороны обсуждали взаимодействие с ЕС, проблему Калининградской области, положение в странах Балтии, транспортное сотрудничество в Балтийском регионе, прокладку газопровода в Западную Ев-ропу'через Польшу. В. В. Путин принял участие в работе II экономического форума «Польша – Россия». Интерес польских предпринимателей к российскому рынку и весьма представительный состав российской бизнес-делегации свидетельствовали о новом формате польско-российских взаимоотношений.
В 1996г. Россия вступила в Совет Европы (став ее 39-м членом), в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на интеграцию в мировую экономику. Вступив в СЕ, Россия обязалась подписать и ратифицировать важнейшие европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется европейская правозащитная система. Россия – участница 37 конвенций СЕ, которые рассматриваются как правовая основа европейского сотрудничества.
Отношения с Советом Европы развиваются неоднозначно. Фактором, осложняющим отношения, является чеченская проблема. В 2000 г., в связи с проведением на территории Чечни антитеррористической операции, впервые встал вопрос о приостановлении членства России в СЕ или о лишении ее права голоса на заседаниях ПАСЕ. В дальнейшем европейским государствам было рекомендовано подать в Европейский суд на Россию по мотивам нарушения прав человека в Чечне.
В 2000 г. наметился новый этап сотрудничества России и Запада. В апреле 2000 г. состоялся рабочий визит В. В. Путина в Великобританию, в июне – в Италию. В ходе рабочих визитов обсуждался широкий круг вопросов развития взаимодействия на международной арене в духе долгосрочного стратегического партнерства, в интересах упрочения стабильности и безопасности в мире. 2 апреля 2002 г. в Сочи в неформальной обстановке прошла встреча Президента России В. В. Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, в ходе которой обсуждались вопросы экономики и межгосударственной торговли. Обсуждались проблемы инвестиционного сотрудничества, культурные программы, а также сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса. Среди затронутых международных тем – отношения России и НАТО, сотрудничество России и Европы по созданию европейской системы безопасности, проблемы Ближнего Востока.
9–10 апреля 2002 г. В. В. Путин встретился с федеральным канцлером Герхардом Шредером, немецкой бизнес-элитой и общественностью. Главная тема визита—переговоры о системе выплат советских долгов ГДР. Переговоры по этому вопросу между лидерами России и Германии были продолжены 4 октября этого же года. А 17 апреля 2002 г. в резиденции премьера Великобритании на Даунинг-стрит состоялась встреча В.В. Путина с премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Накануне приема В.В. Путин провел встречу с представителями деловых кругов Великобритании.
В мае 2002 г. Россия приняла участие в римском саммите НАТО – Россия, а 29 мая 2002 г. Владимир Путин принимал в Москве премьер-министра Испании Хосе Мариа Аснара.
В целом отношения между Россией и западными странами развиваются в сторону урегулирования международных кризисов, предотвращения распространения оружия массового поражения, борьбы с наркоманией, ликвидации последствий стихийных бедствий. Россия успешно сотрудничает с рядом международных и национальных организаций, таких, например, как Интерпол. Совместно с ООН Россия участвовала в разрешении всех вооруженных конфликтов в мире (конфликт на Балканах, «иракская проблема»). Участие России в урегулировании балканского кризиса было значительно не только в рамках усилий международного сообщества, но и в оказании конкретной экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. На Западе Россию все чаще рассматривают как серьезного посредника между Востоком и Западом, между Америкой и Европой.
Однако в настоящее время имеют место определенные сложности в отношениях между Россией и Западом.
С одной стороны – в Мюнхене В. Путин выступил с обвинениями в адрес Запада и критикой однополярного мира. Прозвучало заявление начальника Генштаба России генерала Ю. Балуевского о возможном выходе России из Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности (РМСД). В декабре 2007 г. Россия ввела мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ).
С другой стороны – подготовка к развертыванию американской системы ПРО в Польше и Чехии. В США подписан закон о поддержке вступления Украины и Грузии в НАТО. Доклад Госдепартамента США о правах человека в мире – заявления о поддержке оппозиции в России. Противодействие созданию «газовой ОПЕК». Поддержка США и Евросоюзом эстонских властей в скандале вокруг Бронзового Солдата.