В настоящее время ЕС применяет санкции против РФ по поводу присоединения Крыма.

Ответные контрсанкции РФ – продуктовое эмбарго.

Россия и страны СНГ

На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995 г. Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем создания Союзного государства, становление которого идет непросто. В 1997 г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции.

В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.

В 1991–2003 гг. прослеживается устойчивая тенденция к налаживанию связей бывших республик СССР. В рамках Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ)Россия подписала свыше 800 нормативных документов: режим границ, торговли, расчеты за поставки сырья и оборудования, совместное изучение космоса, обмен информацией, оборона, защита прав русскоязычного населения.

В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще 11 государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружествас центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен Договор о коллективной безопасности,разработан и утвержден устав СНГ. С 1996 г. отношения со странами СНГ были объявлены главным приоритетом внешней политики России. В марте 1996г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан.

Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, предполагавшего восстановить в 1996–1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство. 8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании Союзного государства и Программа его реализации. В рамках будущего союзного образования предполагается создание союзного парламента, правительства, Суда, Высшего Совета.

Однако успех интеграции тормозится рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство. Распад единой рублевой зоны произошел уже в 1993 г. Страны ближнего зарубежья ищут партнеров, имеющих твердую валюту, и сокращают экспортные операции по отношению друг к другу.

После распада СССР России пришлось участвовать в прекращении воо­руженных конфликтов в ближнем зарубежье, так как создание национальных государств нередко сопровождалось всплесками вооруженной борьбы. Рос­сийские военные в роли миротворческих сил действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии,а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане.

В настоящее время остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ. Заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик стоят разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы стран ближнего зарубежья.

Таким образом, деятельность Правительства РФ внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и политическим ослаблением Россия стала терять авторитет у стран дальнего зарубежья. Кроме того, не произошло оформления Содружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторитетом на международной арене. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте РФ также неуклонно сокращается.

С целью преодоления возникших противоречий в 2002 г. проводились как саммиты глав стран СНГ, так и двусторонние встречи.

25 июля 2002 г. в загородной резиденции президента Белоруссии проходила трехсторонняя встреча лидеров России, Белоруссии и Украины. В ходе беседы обсуждались вопросы трехстороннего взаимодействия как в экономической, так и в политической сфере, а также неформальный саммит глав государств СНГ, который прошел в Сочи в начале августа 2002 г.

В 2003 г. достигнуты определенные успехи по сближению стран Содружества. В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча лидеров России, Белоруссии, Казахстана и Украины, на которой сделано важное заявление об ускорении интеграционных процессов.

Важное значение для налаживания контактов имело заключение двусторонних соглашений. 28 февраля 2002 г. В. В. Путин провел встречу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. В феврале 2003 г. в Москве состоялось торжественное открытие Года Казахстана. В ходе переговоров Путин и Назарбаев договорились о расширении торгово-экономических связей.

В октябре 2007 г. в Душанбе была подписана Концепция дальнейшего развития СНГ. А итогом Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стало создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Образован 1 июля 2010 г. за счет вступления РФ и Казахстана.

Наши рекомендации