Взаимоотношения гражданского общества и демократического государства.
Гражданское общество— это сфера общественных отношений, образуемая совокупностью негосударственных институтов и самоорганизующихся групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту своих общественно значимых интересов.
Гражданское общество возникает и развивается спонтанно в ходе естественно-исторического развития по ходу расширения демократических прав и свобод. Основополагающим элементом гражданского общества является свободная личность. Исторически гражданское общество впервые сложилось в эпоху буржуазных революций в Западной Европе и США. Будучи одновременно условием и результатом сознательного участия граждан в общественной жизни, гражданское общество является сферой, в которой граждане и группы граждан реализуют свои права и законные интересы посредством собственной инициативы, ресурсов и возможностей, не прибегая к помощи государства.
Гражданское общество в широком смысле слова включает в себя всю сферу жизни и деятельности гражданине охватываемую прямой государственной регламентацией (включая частный бизнес и политические партии, не находящиеся у власти). Такое гражданское общество совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное или почти полное поглощение государством.
Гражданское общество в узком, собственном значении слова представляет собой сферу общественной деятельности индивидов, преследующих свои частные и групповые цели, которая обладает автономией в отношении экономики, политики и государственной власти. К нему относятся только некоммерческие организации, группы и лица, которые не преследуют цели прихода к власти в государстве, а занимаются такими видами и формами активности, которые способствуют самоорганизации граждан.
Гражданское общество организуется преимущественно на основе развития горизонтальных связей конкуренции и сотрудничества, размежевания и координации между равноправными субъектами (в отличие от вертикальных структурированных властью форм отношений в сфере политики и государственного управления). Как часть социальной системы гражданское общество имеет сложную, а порой и нечеткую структуру: оно может включать хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.
Гражданское общество можно определить как институционально оформленную сферу взаимодействия частных интересов. Оно может тесно соприкасаться со сферой политики, но его роль не сводится исключительно к роли «буфера», посредника между личностью и государством. Будучи, в первую очередь, самодостаточной, автономной сферой социальных отношений, оно существует параллельно с устоявшимися в стране формами воздействия на правительство. В наиболее полном виде гражданское общество может сформироваться в лишь в условиях правового государства, которое само заинтересовано в существовании гражданского общества. В ряде случаев государство сознательно отказывается от части своих функций или ограничивает их в пользу организаций и объединений гражданского общества» созданных на добровольной основе. Через их сеть государство мобилизует и привлекает для решения социальных проблем значительные материальные средства и трудовые ресурсы, позволяющие разгрузить собственные административные структуры, компенсировать недостатки их деятельности, а также решить те или иные управленческие задачи.
Гражданское общество способствует демократизации,поскольку оно преобразует запросы граждан в их собственные групповые решения, а часть их запросов переводит в сферу политики. В то же время, гражданское общество не является непосредственной причиной демократии. Демократия является лишь процедурным измерением гражданского общества, Более надежным свидетельством его существования и жизнеспособности является активность общественно-политических движений и организаций, которые дополняют такие институты демократии, как выборы, референдумы, собрания граждан и др. Их борьба за, защиту и расширение прав граждан, за дальнейшую демократизацию, способствует развитию в обществе политической культуры участия.
57. Типология политической культуры.
Разнообразие политических культур в мире обусловлено множественностью проявлений политики в историческом, геополитическом, этнонациональном и иных срезах. Одной из наиболее известных является типология, представленная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963) вместе с результатами сравнительного исследования политической культуры в пяти странах (США, Великобрита^ нии, Западной Германии, Италии и Мексике).
• Патриархальная (провинциалистская или приходская) политическая культура (parochial political culture) характеризуется ориентацией на местные, локальные ценности и может проявляться в форме дружбы, патрон-клиентных отношений, семейственности. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет явно выраженных политических ролей вроде роли избирателя. Такой тип культуры характерен для общины, деревни или региона, для постколониальных
стран. В ней не существует специализированных политических ролей, а лидер сообщества выполняет «диффузные политико-экономическо-религиозные роли». Представители подобного сообщества не ожидают никаких действий со стороны политической системы. В более дифференцированных политических системах представитель патриархальной политической культуры может иметь какое-то представление о существовании центрального правительства, но он либо не испытывает по отношению к нему никаких чувств, либо относится к нему негативно, и это отношение не связано ни с какими нормами.
• Подданническая политическая культура (subject political culture) отличается наличием у индивида четких и устойчивых ориентации в отношении институтов политики, но слабым участием в обеспечении их функционирования. Она предполагает пассивное отношение индивида' к политической системе. Он ориентируется на традиции и, подчиняясь власти, ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.), хотя и опасается ее диктата. Представители подданнической политической культуры знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают по отношению к ним определенные чувства. Они оценивают действия власти как справедливые или несправедливые, но не пытаются их корректировать. Этому типу политической культуры свойственна ориентация на неукоснительное выполнение требований руководства и демонстрацию лояльности к господствующим официальным ценностям и нормам. Такой тип политической культуры преобладает в обществах, где граждане не ощущают себя субъектами политики в силу таких причин как необразованность или незащищенность. Именно этот тип политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, доминировал в СССР, начиная с 20—30-х гг. Типичным его воплощением являются абсолютистские монархии.
• Активистская политическая культура (партиципаторная или политическая культура участия — participant political culture) ориентирует граждан на активное политическое участие, которое является осознанным и добровольным. Участвуя в выборах, в работе политических партий, граждане выражают свои интересы и влияют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, лояльны к политической системе. Такому типу политической культуры свойственна достаточно высокая политическая грамотность граждан и их убежденность в эффективности своих действий.
В действительности национальные политические культуры сочетают в себе признаки различных типов, то есть являются смешанными. Учитывая это, Алмонд и Верба выделили три типа смешанных политических культур:
1. Провинциалистско-подданнический.
2. Подданническо-партиципаторный.
3. Провинциалистско-партиципаторный.
В результате смешения этих «чистых» типов возникает также гражданская культура - наилучший тип для стабильной демократии. Гражданская политическая культура - это культура лояльного участника, в которой политические ориентации на участие сочетаются, не заменяя их, с подданническими и провинциалистскими. В гражданской культуре существует уверенность граждан в своей политической компетентности и согласие относительно легитимности власти, направления и содержания политики государства. В обществе распространено взаимоуважение и терпимость к инакомыслию, убежденность в возможности примирения противоречивых интересов.
Неоднородность политической культуры выражается через понятие субкультуры.
Политическая субкультура - политическая культура группы, ценности которой существенно отличаются от тех, которые доминируют в данном обществе. Возникновению политических субкультур способствует конфликтность и фрагментиро-ванность национальной политической культуры по языковому, этническому, конфессиональному или иным признакам, включая отношение к историческому прошлому страны.