Лекция 14. Политическая культура и политическая коммуникация.
План.
1. Понятие «политической культура».
2. Особенности современной российской политической культуры.
3. Понятие «политическая коммуникация».
1. Понятие «политическая культура»
Появилось в 18 веке в трудах немецкого философа-просветителя И.Гердера. Теории политической культуры сформировались в 50-60 годы ХХ века. Дискуссии о политической культуре в политологии идут в нескольких направлениях. Т. Парсонс с точки зрения структурного функционализма в основу понятия политической культуры положил те ценности, которые поддерживают нормальное функционирование политической системы. Д. Истон рассматривал политическую культуру как совокупность только тех представлений и ценностей, которые определяют политические действия. Психологический подход, представленный Г. Алмондом и С. Вербой, рассматривает политическую культуру как систему политических ориентаций и убеждений, свойственных отдельной личности, существующих в индивидуальном сознании и часто не совпадающих мнением большинства.
В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода к трактовке политической культуры.
1. Политическая культура представляет собой всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба).
2. Политическая культура – это проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно), матрица поведения человека в политике, ориентирующая его на определенные нормы поведения в политике (М. Даглас).
3. Политическая культура – это способ политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентаций в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран).
Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение:
Политическая культура – совокупность форм поведения людей в политической сфере, отражающая их ценностные представления о политике.
Политическая культура оказывает непосредственное влияние на политический процесс, на формирование власти, способы достижения ее легитимности, степень и формы участия граждан в политической жизни общества.
Функции политической культуры.
1. Идентификации – определение человеком совей групповой принадлежности.
2. ориентации – объяснение смысла политических явлений.
3. Адаптации и социализации – освоение политических норм и образцов поведения.
4. Интеграции – сохранение целостности государства
5. Коммуникации – осуществление взаимодействия субъектов политики.
Структура политической культуры
1. Познавательный элемент включает в себя политические знания
2. Нравственно-оценочный элемент - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, цели.
3. Поведенческий элемент – политические установки, типы, формы, стили, образцы политической деятельности, политическое поведение.
Типология политической культуры.
Типологии политической культуры различны. Наиболее известна типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, выделивших три типа политической культуры: патриархальный, характеризующийся отсутствием интереса к политике; подданнический, отличающийся ориентацией на политические институты и невысокой активностью граждан в политике; активистский, отражающий заинтересованность граждан в политике и активное участие в ней. По цивилизационному основанию различают политическую культуру западного и восточного типов. В. Розенбаум выделят фрагментированный тип политической культуры, характеризующийся отсутствием согласия по основным принципам политического устройства общества, и интегрированный, отличающийся относительным консенсусом в обществе. Существует также «открытый» и «закрытый» типы.
2. Особенности современной российской политической культуры.
Политическая культура России сформировалась под влиянием особых геополитических факторов, в частности, размеров ее территории, условий климата и цивилизационных факторов, отражающих соединение признаков восточной и западной цивилизаций. Политическая культура России отличается внутренним расколом, представляет собой сочетание различных субкультур, прежде всего рациональной, опирающейся на западные ценности, и традиционалистской, ориентированной на ценности восточного типа. В основе традиционалистской субкультуры лежат принципы социальной справедливости, коллективизма, определяющие ведущую роль государства в политической жизни, склонность к силовым методам разрешения конфликтов, несанкционированные формы протеста. Рациональная, западная культура с принципами свободы личности, индивидуализма, ограниченной роли государства в социально-экономической жизни общества еще не достаточно укоренилась, имеет узкую социальную базу. России необходима культурная самоидентификация, преодоление раскола в обществе на основе сочетания цивилизационного своеобразия страны и мировых тенденций к демократизации общества.
3. Понятие «политическая коммуникация» - это средства общения и связи между субъектами политики. Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную представил К. Дойч. Впоследствии, развивая данный подход, Ю.Хабермас делал акцент на коммуникативных действиях и соответствующих элементах политики: ценностях, нормах. Г. Шельски на первый план выдвинул не социальные, а технические аспекты организации власти. Канадский ученый Дж. Томсон предложил выделять три уровня информационно-коммуникативных связей: семантический, технический, инфлуентальный. Семантический уровень раскрывает зависимость коммуникативных процессов от языковых средств, как вербальных (словесных), так и невербальных (жесты, мимика, смех) –знаков, символов, изображений, которые обеспечивают адекватное восприятие смысла и значения передаваемых сигналов. Технический уровень – это технические каналы передачи информации (электронные и бумажные носители информации, сети, технологии хранения и передачи информации, банки данных). Инфлуентальный уровень (от слова «влияние») раскрывает степень влияния информации на человеческое сознание, определяет факторы эффективности передачи информации.
Различают межличностные, групповые и массовые коммуникации. В политике главную роль играют массовые информационно-коммуникационные процессы. На этом уровне действуют участники, специально подготовленные к взаимодействию с общественным мнением: государственные институты, государственные СМИ, независимые и оппозиционные, зарубежные СМИ, политические рекламные агентства. Способы влияния делятся на две группы: мобилизационные, т.е. агитация, пропаганда; и маркетинговые, т.е методы паблик рилейшнз (ПиАр), политическая реклама.