Техническое регулирование и применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер
С 1 июля 2010 г. в соответствии с Решениями МежгоссоветаЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 38 и 39 на единой таможенной территории Таможенного союза начало действовать единое правовое поле в области санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, предусматривающее применение единых перечней подконтрольной продукции и требований к ней, а также единого порядка ее ввоза и обращения на единой таможенной территории.
В соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением МежгоссоветаЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1, на российско-белорусской границе отменены санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарныи и карантинный фитосанитарный виды контроля. При этом на белорусской части таможенной границы Таможенного союза дополнительно создано 22 санитарно-карантинных поста в пунктах пропуска. С 1 июля 2011 г. указанные виды контроля должны быть отменены и на казахстанско-российской границе.
Большинство норм законодательства Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер являются нормами прямого действия.
Национальные законодательства государств — членов Таможенного союза применяется исключительно в части, им не противоречащей.
Применение мер санитарного контроля осуществляется на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия.
Сторонами осуществляются меры по включению норм законодательства Таможенного союза в этой сфере в национальные законодательства.
В целях приведения обязательных требований к продукции в соответствие с едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к подконтрольным товарам, Сторонами разработаны новые и внесены изменения в действующие санитарные правила.
Применение мер ветеринарного контроля с 1 января 2011 г. осуществляется на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые будут признаваться всеми государствами - членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия Единым ветеринарно-санитарным требованиям к продукции. В Республике Беларусь национальное законодательство в целом приведено в соответствие с законодательством Таможенного союза.
В области карантина растений фитосанитарные сертификаты оформляются в соответствии с единой международной формой. При этом сертификат, выданный на территории одной из Сторон, признается на территориях других государств-членов Таможенного союза. Сторонами ведется работа по отмене применения импортных карантинных разрешений.
В сфере технического регулирования в соответствии с принятыми решениями ведется работа по унификации законодательства. Определен перечень продукции, на которую документы о соответствии могут выдаваться по единым формам и признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям безопасности.
Дальнейшая унификация технического регулирования в Таможенном союзе будет осуществляться путем принятия единых технических регламентов Таможенного союза в соответствии с подписанным 18 ноября 2010 г. межгосударственным Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Таможенное регулирование со вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение МежгоссоветЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 48) заработала единая система таможенного регулирования на Единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В настоящее время завершается реализация утвержденного Решением МежгоссоветаЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с ним подготовлено 20 проектов международных договоров, 16 из которых приняты и применяются. 3 проекта соглашений находятся в стадии доработки (о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом; об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза; об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза).
В целях единообразного обеспечения форм и методов таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза разрешаются вопросы:
— о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;
— об осуществлении транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза;
— об Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза.
В соответствии с ТКТС подготовлены и приняты 75 нормативных документов, которые отнесены к компетенции Комиссии. В том числе решениями Комиссии утверждены: формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости.
Стороны ведут работу по приведению национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. В Республике Беларусь подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторах, внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых указов и структурных элементов указов Президента Республики Беларусь».
Необходимым условием эффективного правоприменения законодательства Таможенного союза является унификация уголовных, административных и гражданских законодательств государств-членов Таможенного союза в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Уголовное законодательство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации единообразно закрепляет систему преступлений, посягающих на установленный порядок перемещения товаров и ценностей через таможенную границу. К таким преступлениям относятся: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение объектов культурного наследия на территорию государства, из которого они были вывезены, незаконный экспорт объектов экспортного контроля, невозвращение валюты из-за границы.
Анализ соответствующих норм уголовного законодательства трех государств выявил различные подходы к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте, а также несогласованность законодательных предписаний относительно оснований конфискации товаров, являющихся предметом контрабанды. Необходимо унифицировать определение предмета контрабанды и положения о конфискации имущества за контрабанду.
В соответствии с принятыми МежгоссоветомЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 г. Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза и Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях целесообразно провести сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуальных законодательств и административно-процессульных норм государств-членов Таможенного союза с целью приведения их в соответствие с терминами и понятиями законодательства Таможенного союза.
Комиссией проводится мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза. По результатам правоприменительной практики первых месяцев после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссией принято Решение от 17 августа 2010 г. № 335, в соответствии с которым до 1 июля 2011 г. на белорусско-российской и казахстанско-российской границах таможенный и иные виды контроля осуществляются исключительно на основании стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов.При этом Сторонами ведется работа по обеспечению таможенного контроля за отдельными товарами, подпадающими под временные изъятия из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленными Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 г. С прекращением действия норм этого Протокола и переносом согласованных видов контроля на внешнюю границу Таможенного союза с 1 июля 2011 г. необходимо решить вопрос об организации контроля за обращением товаров, в отношении которых согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 казахстанской Стороной в течение переходного периода продолжительностью до 5 лет применяются ставки, отличные от Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Прекращение таможенного оформления и контроля в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых через межгосударственных границы внутри Единой таможенной территории, существенно облегчило взаимную торговлю и обеспечило рост экономической активности.
В перспективе, после завершения формирования Единого экономического пространства, представляется целесообразным разработать мероприятия по отмене на межгосударственных границах государств — членов Таможенного союза паспортного контроля и подготовить соответствующий международный договор, предусматривающий также унификацию норм визового режима и создания на единой таможенной территории зоны свободного перемещения граждан с единой информационной системой.
В целях обеспечения переноса таможенного и других согласованных видов контроля, планируемого с 1 июля 2011 г., Решением Комиссии Таможенного союза № 173 от 26 февраля 2010 г. сформирована совместная группа экспертов Сторон, которой поручено провести оценку и анализ состояния технического оснащения и обустройства, технических и технологических возможностей, аппаратного и программного обеспечения пунктов пропуска на территориях государств — членов Таможенного союза, а также разработать Типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля.
В рамках работы по поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур Таможенного союза подготовлен проект Соглашения между государствами — членами Таможенного союза об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза (Решение Комиссии от 14 октября 2010 г. № 433), в отношении которого проводятся процедуры внутригосударственного согласования. Это позволит перейти к практической реализации переноса транспортного контроля на внешнюю границу Таможенного союза.