В октябре 1946 г. проект конституции стал законом, Франция 4 республикой.

Конституция 1946 г. закрепила создание парламентской республики, вновь уточняя и расширяя права человека и гражданина (старинный текст декларации прав человека и гражданина 1789 г. был дополнен): равноправие мужчины и женщины, право на создание профсоюзов, право на труд, отдых, право на забастовки, на коллективное определение условий труда, всеобщее бесплатное светское образование.

Избирательный закон вводил пропорциональное представительство: депутатские места делились между партиями пропорционально количеству полученных голосов.

Тема 5. Германия во второй половине ХХ века.Вопросы:

1. Экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

2. Государственное устройство, партийно-политическая система.

3. Внешняя политика.

1. Экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

В результате разгрома гитлеризма Германия оказалась отброшенной назад не только в области материального производства, но и в смысле развития и организации экономической системы вообще. Затем в «ускоренном порядке» как бы снова повторила некоторые вехи общей эволюции капитализма: переход от экономического либерализма (в облике «социального рыночного хозяйства») к современным методам государственномонополистического регулирования хозяйственной жизни; от экспорта товаров к форсированному развитию экспорта капитала и т.д.

Для ликвидации всех прорех в экономической системе западногерманского капитализма, оставленных в наследство гитлеровским режимом, потребовались многие годы.

Поэтому экономическое развитие ФРГ на протяжении 50-х гг. можно рассматривать как восстановление в широком смысле этого слова. Лишь с начала 60-х гг. экономическое развитие нормализуется.

Теоретической концепцией возрождения Западной Германии стала доктрина «социального рыночного хозяйства». Основные принципы которой заключались в сохранении частной собственности на средства производства, в отрицании необходимости планирования, в свободном ценообразовании, в экономической самостоятельности и ответственности бизнеса.

После окончания второй мировой войны промышленность Западной Германии оказалась сравнительно хорошо сохранившейся, т.к. тяжелых боев в пределах Германии не было.

Немецкие монополисты сохранили свои капиталы, а благодаря денежной реформе 1948 г. укрепили свое финансовое положение. Послевоенное германское законодательство создало благоприятные условия для обогащения крупных монополий и банкиров: в 1949 г. издан закон о расчете балансов предприятий на основе новой западногерманской марки; в 1951 г. - закон об инвестиционной помощи; целая серия налоговых реформ и т.д.

Эти законы стимулировали рост капиталовложений в промышленность. Удельный вес капиталовложений в стоимость общественного валового продукта ФРГ намного превзошел США и Великобританию.

Примерно 4/5 всех вложений капитала направлялось в ключевые отрасли тяжелой промышленности. До второй половины 50-х гг. ФРГ была фактически избавлена от бремени собственных военных расходов, за нее расходы несли Великобритания, Франция и США. Поэтому правительство ФРГ смогло вложить значительный капитал в промышленность за счет государственного бюджета.

В послевоенный период наблюдался значительный приток иностранного капитала, особенно американского, в Западную Германию. Это объяснялось:

1) дешевизной рабочей силы; 2) выгодной налоговой системой; 3) выгодным законодательством.

К примеру, американские автомобильные, станкостроительные и другие компании платили немецким рабочим на своих предприятиях в ФРГ в 4 раза меньше, чем в США.

В середине 1958 г. удельный вес иностранных предприятий в акционерном капитале ФРГ равнялся 15 %. Финансовые группы США - Морганы, Рокфеллеры, Форды, Гарриманы и др. - создали в Западной Германии разветвленную сеть своих филиалов.

Немаловажным фактором подъема промышленного производства в 1959 - 1961 гг. явилось создание Европейского экономического сообщества – «Общего рынка» (1957 г.). Стремясь занять более выгодные позиции на «Общем рынке», западногерманские монополии развернули в промышленности широкое экономическое и техническое перевооружение, усиленно организовывали массовое производство. В ФРГ форсированно производилась модернизация заводов, средств транспорта.

Широкое обновление основного капитала и начавшееся со второй половины 50-х гг. развертывание военного производства обусловили относительно высокие темпы роста промышленности. В 1961 г. объем промышленной продукции ФРГ был в 2,6 раза выше, чем в 1950 г.

Наиболее быстро развивалась авто и авиастроение, электротехническая, химическая промышленность и производство оборудования. В них объем производимой продукции возрос в 3,3 - 5,6 раза. Намного медленнее рос выпуск продукции в отраслях промышленности, производящих товары народного потребления. Текстильная, обувная промышленности даже не удвоили объема производства, а кожевенная выросла всего на 24 %.

Включение Саара в состав ФРГ в 1959 г. еще более усилило тяжелую промышленность.

Итак, ФРГ к концу 50-х гг. по производству многих видов промышленной продукции вышло на второй место в капиталистическом мире. По удельному весу в промышленном производстве индустриально-развитых стран в 1961 г. ФРГ сравнялось с Великобританией, а в 1962 г. - заняло второй место после США.

Таким образом, 50-е гг. были лишь началом формирования современного государственно-монополистического капитализма в ФРГ. Государственное вмешательство не было постоянным, оно носило преимущественно косвенный характер. Лишь в неотложных случаях правительство брало на себя более активную роль.

В целом за весь послевоенный период западногерманская промышленность, в общем, показывает ежегодный прирост. Но темпы роста были неравномерными - в среднем 3 % в год.

Сельское хозяйство в целом отставало от промышленности. После второй мировой войны была проведена аграрная реформа. Однако она не разрешила коренного вопроса окончательной ликвидации остатков феодализма и наделения всех крестьян землей.

В ФРГ по существу сохранились пережитки феодализма: крупные помещичьи латифундии; испольщина, полуфеодальная эксплуатация батраков (7/10 всех сельскохозяйственных рабочих пользовались жилищем и питанием нанимателя).

Сельское хозяйство, несмотря на высокие темпы механизации, отставало от промышленности в техникоэкономическом отношении. Доля сельского хозяйства в валовом продукте страны равнялась 8,3 %. Оно обеспечивало потребности производства и населения в сельскохозяйственной продукции не более чем на 65 %.

Как и в промышленности, в сельском хозяйстве идет интенсивный процесс концентрации. Уже в 1958 г. крупные землевладельцы владели 1/3 всей земли в стране.

Правительство вело курс на развитие лишь крепких помещичьих и кулацких (та к называемых семейных) хозяйств. Мелким крестьянским хозяйствам отказывали в государственных субсидиях. За 1949 - 1960 гг. количество крестьянских хозяйств сократилось на 324 тыс.

В июле 1961 г. правительство объявило об очередном «плане» в отношении сельского хозяйства. Результатом этой дальнейшей «перестройки» структуры сельского хозяйства явилось «высвобождение» из сферы сельскохозяйственного производства около 1, 5 млн. человек.

Резкое сокращение занятости в сельскохозяйственном производстве поставило вопрос о судьбе нового “избыточного” населения и, следовательно, вопрос о безработице.

В концепции «социального рыночного хозяйства» был сделан акцент на социальный аспект, на обеспечение позитивного «социального климата» в стране. Была создана правовая основа социальной политики. В ее проведении особое значение приобрело соседство ГДР. Например, иногда было достаточно лишь угрозы забастовки, как предприниматели шли на уступки.

Законодательство установило 48 часовую рабочую неделю. В 1949 г. издан закон о коллективных договорах, однако он не определял размер фактической заработной платы, предприниматель мог повысить или понизить ее до тарифных ставок, переговоры тарифных партнеров формально проходили без содействия государственных органов. Но в случае разногласий - вмешательство федерального трудового суда и правительства.

В 50-е гг. издан ряд законов, регулирующих отношения работодателей и рабочих:

1951 г. - закон о паритетном соучастии в наблюдательных советах крупных фирм горнозаводской и металлургической промышленности;

1952 г. - закон о статусе предприятия.

Ряд законодательных актов касался социального страхования (пособия по старости, болезни, по случаю увечья на работе, по безработице).

Итак, развитая социальная политика и повышение уровня жизни западногерманских рабочих были результатом высокой экономической конъюктуры. Со второй половины 50-х гг. в ФРГ практически не было безработицы, в промышленности были заняты даже иностранные рабочие.

Особенности развития ГМК в ФРГ были связаны с теорией «социального рыночного хозяйства», т.к. большая роль в развитии экономики и регулировании социальных отношений отводилась непосредственно частным монополиям, сильно укрепившим свои позиции. Одновременно наблюдалось значительное вмешательство государства в экономику, в первую очередь с использованием госбюджета и кредитной политики. Существовал заметный государственный сектор.

К началу 60-х гг. были в значительной мере исчерпаны источники экономического подъема 50-х гг.

Частичные кризисы 1958 и 1963 гг. свидетельствовали о неустойчивости экономики ФРГ.

К концу 50-х гг. выросла доля населения, занятого в сфере материального производства (54 %); сократилась доля сельскохозяйственного населения; изменилась структура занятости. Изменилось соотношение между спросом и предложением, выросла стоимость жизни, участилось стачечное движение.

Первый циклический кризис перепроизводства в ФРГ приходится на 1966 - 1967 гг. Он затронул почти все ранее динамичные и процветавшие отрасли. Особенности этого кризиса заключались в следующем:

1. Он наступил после самого длительного по времени и самого большого по масштабам циклического подъема производства.

2. Он протекал в условиях невиданной внешнеэкономической экспансии.

3. Во время кризиса произошло значительное сокращение запасов.

4. Наблюдалось движение цен - снижение оптовых цен, рост розничных цен. А это свидетельствовало о том, что тяжесть экономического кризиса была переложена на плечи трудящихся. Это было связано с перепроизводством товаров и накоплением нереализованной продукции в форме запасов.

5. Впервые в 1967 г. увеличилась армия безработных.

6. Наблюдалось наступление на социальные завоевания трудящихся: сокращена рабочая неделя, отменены сверхурочные, введены «праздничные» смены на предприятиях и т.д.

7. Волна банкротств затронула не только мелкие и средние предприятия, но также крупные концерны.

8. Своеобразным было не только течение, но и начало кризиса. Постепенное вползание и развертывание кризиса при отсутствии резких взрывов и спадов.

9. Обычно кризис сопровождается кризисом в банковской сфере, здесь же банковский капитал устоял, т.к. государство основные свои регулирующие мероприятия осуществляло в области финансовой и кредитной политики.

В 1967 г. правительство приняло активные антикризисные меры в рамках двух программ (краткосрочных и среднесрочных). Наиболее пострадавшие отрасли (строительство, черная металлургия, электротехническая промышленность) получили государственные субсидии на оплату заказов. Путем дефицитного финансирования была оказана помощь строительной промышленности, кризисное состояние которой отрицательно воздействовало на всю экономику.

С осени 1967 г. наметился выход из кризиса. Однако подъем был очень короткий. Вероятность нового спада наметилась в начале 70-х гг.

70-80-е гг. занимают важное место в истории индустриально-развитых стран, т.к. произошли крупные изменения в экономике, социальных отношениях, политике и идеологии.

Экономическое положение в 70-80-е гг. характеризовалось внутренней неустойчивостью и замедлением темпов роста. Капиталистическое мировое хозяйство испытало тогда циклические экономические кризисы перепроизводства 1970-1971, 1974-1975. 1980-1982 гг. Эти кризисы оказали тем большее влияние на страны капитализма, что они переплелись с глобальными структурными кризисами - энергетическим, сырьевым, продовольственным, экологическим, валютно-финансовым. Каждый из этих кризисов имел свои особенности. К примеру, причинами инфляции в 1971 г. были:

1) политика дефицитного финансирования вызвала рост государственного долга, а, следовательно, увеличение денежной массы и обесценивание денежной единицы;

2) политика монополий по извлечению максимальных прибылей путем взвинчивания цен на их продукцию;

3) внешнеэкономическая экспансия, так называемая импортируемая инфляция - в период кризиса происходил большой приток обесцененных долларов в ФРГ в надежде застраховаться от девальвации доллара и нажиться в случае ожидавшейся ревальвации марки. Другими словами обесцененные доллары обменивались на марки, что еще в большей степени усиливало инфляцию в ФРГ, т.е. США «экспортировали инфляцию» в ФРГ.

Настрой относительно перспектив экономического подъема сохранялся до начала кризисных тенденций в экономике, т.е. до 1974 г.

С началом кризиса обострились внутренние разногласия, приведшие к отставке в мае 1974 г. правительства В.

Брандта с поста канцлера, его преемником стал Г. Шмидт.

С началом кризиса застопорилось проведение социальных реформ, начатых на рубеже 60-7-х гг.:

- 1969-1971 гг. федеральное законодательство о стипендиальном обеспечении и бесплатном посещении занятий в вузах;

- в середине 70-х гг. был принят общий закон о высшей школе, чтобы ликвидировать ее отставание от США и Японии, увеличились расходы на образование.

Новый кризис 1974-1975 гг. нанес более сильный удар. Тяжесть кризиса - сочетание структурного, валютнофинансового и циклического спада. Промышленное производство сократилось на 7,5 %, в некоторых отраслях - на 15-20 %.

Правительство предприняло попытки проведения антикризисных мер: - стимуляция государственных и частных инвестиций; - ослабление контроля над оборотом капитала.

Ожидаемый эффект не был получен, происходил дальнейший спад производства, рост инфляции и безработицы.

С 1975 г. была принята «Экономико-политическая программа СДПГ на 1975-1985 гг.». Она предусматривала повышение эффективности производства, его наукоемкости и рациональной организации. Попытки установить 4,5-6 % ежегодный прирост производства были признаны нереальными.

Под давлением профсоюзов повышалась заработная плата, в т.ч. и у низкооплачиваемых категорий рабочих.

Была проведена реформа пенсионной системы - пенсионный возраст был снижен до 63 лет, выросли наиболее низкие пенсии.

С осени 1980 г. - новый кризис, вызвавший падение производства, рост безработицы до 2,5 млн. человек, мощную волну банкротств, крах гиганта электротехнической промышленности «АЭГ – темфункен».

Таким образом, механизм государственно-монополистического регулирования терял свою эффективность. Началась критика неокейнсианской политики.

В 1983 социал-демократы уступили руководство страной консервативному блоку ХДС/ХСС и СвДП во главе с Г. Колем.

«Неоконсервативная волна», проявившаяся в деятельности Г. Коля вела к снижению уровня государственномонополистического регулирования, к ограничению вмешательства государства в экономику, к сокращению расходов на социальные нужды, к идеологизации внешнеполитического курса.

В фазу экономического подъема ФРГ вступила во второй половине 80-х гг., а в 1988-1989 гг. начался циклический бум.

Источниками экономического подъема были факторы внутреннего и внешнего порядка: рост производительности труда, рост корпоративных прибылей, увеличение потребительского спроса, снижение цен на энергоносители, повышение заказов из-за границы. Как следствие ускорился инвестиционный процесс, активизировалась структурная перестройка экономики.

Кабинет Г. Коля придя к власти объявил о жесткой экономии, сократил дефицитное финансирование, сохранив, однако, умеренное увеличение расходов государства; увеличил субсидии частному сектору; снизил в 2 раза амортизационные сроки в строительной промышленности (подарок предпринимателям).

В 1986 г. была проведена налоговая реформа, в результате произошло снижение подоходного налога и налога на прибыль корпораций, что привело к увеличению капиталовложений, особенно в наукоемкие отрасли.

Однако по-прежнему, не была решена проблема занятости. Сохранялась безработица, несмотря и на значительный отток иностранных рабочих. Хотя безработица составляла 2 млн. человек, наметилась тенденция к ее снижению среди молодежи.

Программа Г. Коля предусматривала сокращение ассигнований на социальные нужды. Чтобы повысить производительность труда и рентабельность производства была введена модель «гибкого рабочего времени» - от 37 до 40 часов. В середине 80-х гг. на такой режим было переведено свыше половины всего персонала в промышленности. В результате предприниматель проводил селективную политику в отношении рабочих, снижал значение коллективных тарифных ставок, что способствовало расслоению среди рабочих.

К концу 80-х гг. ФРГ входила в тройку ведущих индустриально-развитых стран, уступая по объему производства США и Японии. Наиболее развиты металлургия, химическая, электротехническая, машиностроительная отрасли, строительная промышленность. С 1972 г. ФРГ является крупнейшим торговоэкономическим партнером СЩА.

После объединения Германии встала задача экономической интеграции обеих частей страны. Поэтому в предвыборной кампании декабря 1990 г. ХДС/ХСС сделали упор на необходимость создания жизнеспособных рыночных структур в Восточной Германии и обеспечение социальных гарантий для ее населения.

Развитие ситуации показало, что процесс выравнивания условий жизни на востоке Германии с западными стандартами медленный и дорогостоящий.

В 1990 г. на востоке производство сократилось на 50%, безработица возросла в 3 раза. Чтобы смягчить положение был введен досрочный выход на пенсию в 55 лет. Несмотря на то, что заработная плата увеличилась в 2 раза, пенсии мужчин составляли 90%, а женщин - 130% западных пенсий, это не привело к выравниванию уровня жизни. Негативную роль сыграла и дезорганизация восточногерманского населения, потерявшего минимум социальных гарантий государства, которое дотировало цены на продукты, квартплату, детские сады, и выброшенного в океан рыночных отношений.

Медленно шла и приватизация в промышленности. В глубоком кризисе было и сельское хозяйство, т.к. население предпочитало покупать продукты западного производства, которые по качеству в принципе были не лучше восточных. Хотя, кризис в сельском хозяйстве начался еще до объединения.

О возникновении многих проблем говорили еще до объединения, но лишь после воссоединения выяснилось, что экономика ГДР находилась в более худшем положении. На предприятиях - устаревшее оборудование. Территории (1/3) - в плачевном экологическом состоянии.

Тем не менее, перестройка восточногерманской экономической структуры продвигалась вперед, деиндустриализация постепенно перерастала в реиндустриализацию. Открывались новые предприятия (свыше полумиллиона). К примеру на западе - лишь 100 тыс.

К середине 90-х гг. восточногерманские земли превратились в динамичный экономический регион Европы. Благодаря специальной программе «Региональное развитие экономики» с общим объемом инвестиций в 14,5 млрд. марок появилось 112 тыс. новых рабочих мест к 1992 г., началась реконструкция жилого фонда. Произошли сдвиги и в аграрном секторе, завершилась деконцентрация бывших сельскохозяйственных кооперативов. Из 21 тыс. сельскохозяйственных предприятий 12 тыс. стали частными. Хотя большинство, не выдержав конкуренции, разорились, одновременно наполовину сократив площадь сельскохозяйственных угодий.

Сразу после объединения было создано ОПЕКУНСКОЕ ВЕДОМСТВО, занявшее ключевое положение в экономике новых земель. Оно должно было к концу 1994 г. осуществить приватизацию, санацию или ликвидацию народного имущества бывшей ГДР. Ведомство приняло под свою ответственность 8,5 тыс. предприятий, а продало 14,5 тыс. Это объясняется тем, что ряд крупных предприятий был разделен на более мелкие фирмы. Выкупали менеджеры, коллективы работников или иностранные компании. Предполагалось, что продажа государственного имущества ГДР принесет в казну ФРГ солидную прибыль. Тем не менее, на деле Опекунское ведомство израсходовало огромную сумму (343 млрд. марок), чтобы довести эти предприятия до продажного состояния и сбыть их, заплатить отступные сотням рабочих и служащих, досрочно отправленных на пенсию.

В конечном итоге, после окончания работы Опекунского ведомства дефицит составил 270 млрд. марок (1994 г.)

Гора долгов Опекунского ведомства и 3 млн. ликвидированных рабочих мест остались тяжелым бременем для федерального бюджета и сохранения всех видов социального обеспечения на западе на прежнем уровне. Эти долги вошли с 1995 г. в «фонд наследственных нагрузок», ликвидировать который предполагалось через 30 лет.

Таким образом, реконструкция восточногерманской экономики непосредственно затронула население старых земель. Суть проблемы выразил президент фон Вейцзеккер в речи при подписании договора об объединении: «Объединиться – это значит - научиться делиться».

Еще одна сложная проблема - социально-психологическая интеграция. Отношения между «осси» (восточники) и «весси» (западники) далеки от безоблачных.

С начала 90-х гг. усложнились условия развития Германии как социального государства, наблюдался кризис социального государства, который выразился в:

- нехватке средств на социальные статьи бюджета;

- демографическом процессе старения нации;

-расходы стали превышать доходы, государство стало жить в долг.

В конце 90-х гг. перед Германией стоял ряд сложных проблем: - болезненное сокращение социальных и государственных расходов; - проблема иностранцев (свыше 7 млн. человек) и др.

Хотя экономическая ситуация в конце 90-х гг. относительно устойчива, прирост ВНП - 2-2,3 % в год. Из-за роста безработицы (10% самодеятельного населения) такой рост не являлся достаточным для поддержания социальной сферы на прежнем уровне.

2. Государственное устройство, партийно-политическая система.

Крушение фашизма открывало перспективу демократического обновления Германии. Однако автоматически этот процесс произойти не мог. Дезорганизация общественной жизни действовала деморализующе на население, многие крах фашизма отождествляли с ликвидацией немецкой государственности и нации.

Тем не менее, монополисты лишившись прежнего положения в экономике, стремились к восстановлению своего экономического могущества и политического господства, рассчитывая на поддержку оккупационной администрации западных держав.

После окончания второй мировой войны верховная власть в Германии в соответствии с Актом о капитуляции 5 июня 1945 г. была сосредоточена в руках оккупационных держав - СССР, США, Великобритании и Франции. Для управления был создан четырехсторонний Контрольный Совет, а в отдельных зонах оккупации - соответствующая зональная администрация, цель которой проведение т.н. «четырех Д»:

- денацификации, т.е. очищение общественной, политической и экономической жизни от фашизма и нацизма; - демилитаризации;

- декартелизации;

- демократизации страны.

Под контролем западных держав находилось 2/3 территории Германии. Политика западных держав была непоследовательной, это отражало борьбу ряда тенденций в решении германского вопроса:

Первая точка зрения американского политика министра финансов Моргентау - ослабить Германию как конкурента США и Великобритании, превратив ее в аграрное государство, т.н. «картофельное поле».

Вторая точка зрения американского президента Г. Трумэна - восстановление Германии как базы американского влияния в Европе.

Третья точка зрения французских властей - максимальное ослабление Германии, раскол, установление границ по Рейну, включение Саара в состав французского государства.

Четвертая точка зрения английских властей - необходимость радикальных преобразований в Германии, проведение национализации по примеру английской.

Однако под давлением американских властей взяла верх вторая точка зрения.

Под предлогом «поддержания порядка» был объявлен на германской территории «политический карантин», на основании которого были распущены антифашистские комитеты.

В целом администрация США, Великобритании, Франции искусственно тормозили развитие общественной жизни в своих зонах.

После отмены карантина в начале 1946 г. допускалось создание демократических организаций на местном уровне, т.е. таким образом, сознательно тормозилось объединение антифашистских сил. Значительную преграду составляли и бывшие нацисты, в руках которых сохранились некоторые органы административной власти (в английской зоне 90% чиновников занимали посты и во времена Гитлера).

Самой сложной послевоенной проблемой Германии было возрождение национального самосознания, новое понимание своего места в мире, решение вопроса виновности в войне. Политическая активность масс была минимальной. Большая часть прежней чиновничьей и политической элиты была обвинена в связях с нацистами, удалена с общественных должностей.

Первые шаги к расколу Германии были сделаны, прежде всего, из-за разного подхода оккупационных властей к осуществлению стабилизационных мероприятий. Поводом к расколу стало усиление спекулятивного товарообмена между зонами. Поэтому с согласия администрации всех 4-х зон 30 июня 1946 г. на границе между советской и западными зонами был введен режим строгого контроля за движением людей и товаров.

Ситуация обостряется с лета 1946 г. В июле было объявлено об объединении американской и английской оккупационных зон, а в декабре 1946 г. было подписано соглашение об образовании «экономической объединенной области» Бизонии.

Разную направленность приобрели и политические изменения в восточных и западных землях Германии. Формирование партийно-политической системы носило сложный характер.

Первоначально этот процесс происходил в русле Потсдамских соглашений: денацификация (т.е. очищение общественной, политической, экономической жизни Германии от фашизма и нацизма) и демократизация страны. В ноябре 1945 - октябре 1946 гг. работал Международный трибунал в Нюрнберге, в ходе которого к ответственности были привлечены нацистские и военные преступники.

Одновременно шел процесс формирования обновленной немецкой политической элиты. И вот здесь партийное строительство в восточных и западных землях приобретает значительную специфику.

Советская администрация разрешила в 1945 г. деятельность в восточногерманских землях четырех партий - Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Христианскодемократического союза (ХДС), Либерально-демократической партии Германии (ЛДПГ). Уже в 1948 г. при поддержке СВАГ были созданы Народно-демократическая партия (НДП) и Демократическая крестьянская партия (ДКП), призванные расширить социальную базу левого блока.

В июне 1945 г. в Берлине была воссоздана Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) во главе с О. Гротеволем. Она рассматривала себя как общегерманская партия. Однако правые лидеры СДПГ, находящиеся в Западной Германии отказались признать полномочия Берлинского ЦК. Определенную роль в этом сыграл К. Шумахер. Он основал собственное бюро в Ганновере, а к концу 1945 г. сумел поставить под свой контроль социально-демократические организации западных зон.

К весне 1946 г. была восстановлена КПГ. В ее руководстве существовало сильное леворадикальное крыло во главе с Вальтером Ульбрихтом, отстаивавшем необходимость социалистического строительства в Германии. Лидер КПГ Вигельм Пик занимал более умеренную позицию, заявляя об ориентации партии на создание парламентской демократической республики в рамках всего немецкого государства.

Борьба леворадикального и умеренного течений в СДПГ была еще более жесткой: леворадикалы во главе с О. Гротеволем (Берлинский ЦК) и умеренные во главе с К.Шумахером (Ганноверское бюро), поддерживаемое администрацией английской зоны.

Руководство СДПГ выступало за объединение с КПГ и формирование единой общегерманской левой партии. На объединенном съезде КПГ и СДПГ в апреле 1946 г. возникла новая партия Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Ее программа в перспективе предполагала социалистическое строительство. Председателями стали Пик и Гротеволь, равные по правам. Члены СДПГ, не поддержавшие программу СЕПГ, были исключены из ее рядов.

Правые социал-демократы во главе с Шумахером воссоздали в мае 1946 г. СДПГ на съезде в Ганновере. Шумахер был сторонником единого, независимого немецкого государства, во избежание угрозы советского военно-политического присутствия был готов смириться с расколом страны. Во внутренней политике он был сторонником введения «социализма» путем экспроприации всей буржуазии.

Раскол социал-демократов привел к обособлению и западногерманского коммунистического движения. Западные оккупационные власти запретили создание единых коммунистических и социал-демократических организаций под эгидой СЕПГ. В апреле 1948 г. конференция западных коммунистических организаций избрала собственное правление во главе с Максом Рейманом.

«Карантин» практически не мешал политической самоорганизации и буржуазии, которая взяла курс на создание одной крупной политической организации на биконфессиональной основе (католики и протестанты).

В результате разгрома гитлеризма были распущены НСДАП и другие фашистские террористические организации, типа СА, гестапо и СС. Однако в западной части Германии реакционные круги не были разгромлены, они стремились с помощью подходящих партий восстановить свое утраченное влияние в массах. В общих чертах это должна была быть партия, оказывающая сильное по возможности влияние на массы, призванная способствовать восстановлению господства монополистической буржуазии в западных оккупационных зонах. Эта партия должна была воспрепятствовать демократическим преобразованиям, открывавшим путь для социалистического общественного строя. Такими партиями стали: Христианскодемократический союз (ХДС) и ограниченный пределами федеральной земли Баварии Христианско-социальный союз (ХСС).

Германия имела давние традиции христианского политического движения. Поэтому важное место в послевоенной политической элите заняли христианские демократы.

ХДС создавался в 1945-1946 гг. в западных оккупационных зонах Германии вначале как местная организация. В создании этой партии нашли отражение довольно широкие настроения в поддержку христианства, демократии и социальной справедливости, связанные с антифашистскими идеями и стремлением к демократическому обновлению. Поэтому, христианско-демократические организации относительно быстро завоевали влияние в массах. Формально ХДС был основан 17 июня 1945 г. в Кельне. Одновременно сформировался ХДС и в Берлине - оппонент левых партий по вопросам проведения экономических преобразований в советской зоне. Лидер восточногерманской ХДС - Нушке, западногерманской ХДС - Аденауэр. Аденауэр настаивал на жестком антикоммунистическом курсе ХДС. С конца 1946 г. возросла поддержка ХДС со стороны оккупационных властей западных зон, когда в отношениях союзников начала быстро нарастать отчужденность, и раскол Германии становиться очевиден. Аденауэр открыто поддержал идею формирования западногерманского государства.

Надежным союзником ХДС в проведении такого политического курса стал ХСС, возникший в 1946 г. в Баварии как католическая христианская партия (в последствии межконфессиональная). Лидер - Штраус стремился сохранить автономию своего движения.

С 1949 г. ХДС и ХСС сотрудничают в бундестаге в рамках одной фракции. Главной частью реставрационной политики после 1945 г. стало основание ХДС/ХСС.

В ХДС/ХСС сосредоточились главные силы монополистического капитала, в основном его консервативные, националистические и милитаристские элементы. Здесь объединились представители правого крыла Веймарской партийной системы - Партии центра, Немецкой народной партии, Немецкой национальной народной партии и бывшие члены фашистской партии НСДАП. Для создания массовой базы использовались религиозные настроения, которые после второй мировой войны распространились среди мелкой буржуазии. То есть прослеживается христианский характер ХДС/ХСС.

Партии и их аппарат играли большую роль в системе государственно-монополистического капитализма, т.к.: от их успеха в избирательной кампании зависят места в парламенте, следовательно, и формирование правительства; они принимают участие в разработке конкретной экономической политике.

Именно поэтому так велик интерес монополистического капитала к партиям. Однако партии не могут получать желаемых мест без голосов широких слоев населения. Партийное руководство должно учитывать не только интересы монополистического капитала, но и настроение трудящихся.

Поэтому, если монополистические союзы строят свой аппарат и разрабатывают экономическую политику в прямом соответствии с интересами монополистической верхушки, то буржуазные партии должны учитывать интересы всего класса и создавать видимость представительства от народа. Например, основные буржуазные партии ХДС и ХСС неустанно подчеркивали в демагогических целях, что они якобы «партии народа».

В условиях ГМК правящая партия тесно связана как с государством, так и с монополистическим капиталом. Что касается государства, то это обнаруживается непосредственно: лидер партии становится канцлером и формирует правительство.

Политические партии либеральной ориентации не сумели приобрести в послевоенной Германии столь же прочное положение, как левые и христианские демократы.

В 1945 г. в восточной зоне оккупации возникла ЛДПГ, но распространить свое влияние на всю территорию она не смогла, оказавшись под прессингом со стороны советской администрации. В западных зонах в декабре 1948 г. была образована Свободная Демократическая партия (СвДП) во главе с Теодором Хейсом.

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик.

1947 г. ознаменовался резким обострением международной обстановки в связи с началом «холодной войны». Опираясь на решения Ялтинской и Потсдамской конференций, советское руководство пыталось сохранить полный контроль над советской зоной оккупации и вместе с тем не утратить возможности влиять на ситуацию в Германии в целом.

В разгар Берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдесхайме состоялось совещание министровпрезидентов западных земель, в ходе которого было решено создать западногерманское государство с включением в него Западного Берлина.

По поручению западных держав из представителей ландтагов (представительные органы в землях) был создан Парламентский Совет, которому принадлежали функции Учредительного собрания. Парламентский Совет должен был разработать конституцию. Учитывая тот факт, что Совет не представлял всю Германию, авторы конституции рассматривали ее как временный документ.

Конституция получила название «Основного Закона», в ней зафиксирован принцип «единоличного представительства» Западной Германией всех немцев.

Западные державы передали Парламентскому Совету «Оккупационный статут», ограничивающий суверенитет Западной Германии. США, Великобритания, Франция оставили за собой право контроля над внешней политикой, внешней то

Наши рекомендации