Социально-экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.
США в первые годы после второй мировой войны занимали господствующее положение в мире. Подобно издателю журнала «Таймс», лидеры американской нации решили, что наступил «век Америки». Большинство американцев верило в эту идею около 20 лет.
США в отличие от стран Европы и Азии почти не пострадали в войне и обрели в ее результате хорошо слаженный производственный механизм, огромный внутренний и международный рынок. В первые послевоенные годы США обладали неоспоримой гегемонией в области экономики. Война вернула стране процветание.
После капитуляции Японии, Г. Трумэн объявил о вступлении страны в период реконверсии - возвращения жизни нации на мирные рельсы. Хотя реконверсия началась уже в период войны и проводилась под общим руководством Службы военной мобилизации и реконверсии. Еще в 1944 г. конгресс принял «Солдатский билль о правах», предусматривающий обеспечение ветеранов войны определенными экономическими и социальными льготами: выплата пособий по безработице в размере 20 долл. в неделю сроком на год, предоставление на благоприятных условиях займов для строительства дома или открытия своего предприятия, бесплатное обучение различного типа в течение 4 лет. Этот закон был принят кстати, т.к. в 1945 - 1946 гг. США переживали процесс «дезинтеграции вооруженных сил», было отпущено свыше 12 млн. военнослужащих.
Экономическая конъюнктура в США в первые послевоенные годы была весьма благоприятной, несмотря на то, что в связи со свертыванием военного производства произошло значительное сокращение промышленной продукции.
Экономический подъем имел место по ряду причин. Одна из них - рост выпуска автомобилей.
В сентябре 1945 г. Г. Трумэн обратился с посланием к конгрессу, в котором изложил программу социальноэкономических реформ, получившую название «справедливого курса». В этой программе он заявил о необходимости разработки и принятия законов о полной занятости, об увеличении минимуму заработной платы, о расширении системы социального обеспечения, об ограничении расовой дискриминации, проведения ряда мер в области здравоохранения, образования и жилищного строительства.
Однако, эта программа либеральных реформ встретила сопротивление со стороны консерваторов в Республиканской и Демократической партиях. Все это привело к тому, что все попытки либеральных демократов провести через конгресс серию законопроектов, расширявших социальные права трудящихся, окончились неудачей.
Широкой популярностью после окончания войны пользовалась идея ликвидации контроля над экономикой, установленного в военные годы. Предприниматели не мирились с регулированием цен, однако соглашались с контролем за заработной платой, помогавшим сдерживать требования рабочих.
Определение судеб государственного контроля, введенного в военные годы, занимало важнейшее место в политической борьбе реконверсионного периода. Правительство не могло согласиться на прекращение контроля, т.к. это обострило бы социальные конфликты. Тем не менее, конгресс ликвидировал контролирующие организации. 9 ноября 1946 г. вслед за поражением демократов на выборах в конгресс президент объявил о прекращении контроля над всеми ценами и над заработной платой.
В послевоенный период консерваторы требовали ограничения масштабов вмешательства государства в экономику. В новых условиях регулирующее вмешательство государства приобретало менее чрезвычайные, более рафинированные формы. Например, в феврале 1946 г. был принят закон о занятости. Он вводил в правило постоянную ответственность президента и государственной власти в целом за состояние экономики. Президент должен был следить за ее развитием, предпринимать меры по поощрению занятости, обеспечивать максимальное использование материальных и человеческих ресурсов и ежегодно представлять конгрессу анализ состояния народного хозяйства. Эти доклады президента конгрессу составлялись специально созданным Советом экономических консультантов и содержали анализ и прогноз, на которые ориентировался бизнес.
Итак, вторжение государства в социально-экономическую сферу рассматривалось обществом как нечто временное, терпимое до «лучших времен». Однако после войны это государственное вмешательство превратилось в постоянный элемент структуры американского капитализма.
При анализе социально-экономического развития США в 1950-е гг. нужно, прежде всего, учитывать такие его характерные моменты, как:
- медленные темпы роста производства и частые кризисы (за короткий промежуток времени - 1948-1069 гг. - американская регулируемая экономика 4 раза испытала кризисы: в 1948-49 гг.; 1953-54 гг.; 1957-58 гг.; 1960-61 гг.);
- начало массового внедрения автоматизации в различные сферы производственного процесса и развертывание
НТР;
- изменилась структура рабочей силы: произошло заметное сокращение количества ферм и фермеров; уменьшилось количество производственных рабочих и увеличилось число непроизводственных категорий рабочих;
- произошло окончательное становление в мирное время милитаризма в качестве одного из основных факторов воспроизводства;
- дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма.
Что касается кризисов, то необходимо отметить их непродолжительность (в среднем от 8 до 13 месяцев). Тогда как до второй мировой войны она составляла 21 месяц. Цикличность развития экономики осталась важнейшей ее чертой, несмотря на то, что ученые США пытались рассчитать бескризисное течение регулируемого государством производственного процесса. В США цикличность проявилась более ярко, чем в других странах. Однако после войны произошла модификация цикла, которая нашла свое выражение в асинхронности, т.е. в несовпадении кризисов в разных странах, в нарушении регулярности их наступления.
Факторы, приведшие к деформации цикла:
1) это, прежде всего, НТР, которая требует поддержания промышленных инвестиций постоянно на высоком уровне, что модифицировало регулярность, цикличность в обновлении основного капитала;
2) изменение структуры мирового рынка индустриально-развитых стран;
3) начавшиеся в 50-х гг. интеграционные процессы;
4) факт превращения капитализма в государственно-монополистический, т.к. государственномонополистические принципы организации экономики поставили определенный барьер рыночной стихии.
Следующее характерное явление для экономики 50-х гг. США - широкое внедрение автоматизации в производство, обмен и обслуживание, посредством введения автоматических машин, конвейерного метода обработки, автоматических контролирующих систем и ЭВМ. Автоматические контролирующие системы и ЭВМ полностью принадлежат 40-50-м гг., оказав революционизирующее влияние на экономику и изменив облик ряда отраслей промышленности, прежде всего химической. В 1955 г. в США насчитывалось около 1000 ЭВМ.
Ускорение темпов НТП имело своим прямым результатом повсеместное внедрение новой техники, это в свою очередь усиливало процессы концентрации капитала. В 1960 г. 100 монополий-гигантов контролировали 31 % американского индустриального капитала. В 50-е гг. впервые появилась новая форма концентрации и централизации капитала - создание конгломератов, когда устанавливается единый монополистический контроль за рядом совершенно не связанных по производственно-технологическому принципу фирм и объединений. За 50е гг. 500 ведущих монополий поглотили 3404 корпорации в обрабатывающей промышленности и торговле. После 1945 г. крупнейшие корпорации Америки расширяли свою деятельность еще более быстрыми темпами. В 1890-е и 1920-е гг. в сфере бизнеса прошло две волны слияний, а в 1950-е гг. - третья.
Лидировали при этом многоотраслевые холдинговые компании, контролировавшие (через обладание контрольными пакетами акций) разнообразные отрасли производства и услуг. Так, корпорация «Интернэшнл телефон энд телеграф» подчинила гостиничную компанию «Шератон», хлебопекарную «Континентал бейкинг», страховую «Хартфорд файер иншуранс», фирму по прокату автомобилей «Авис рент э кар» и др.
Были и объединения меньшего масштаба - например, закусочными владела фирма «Макдональдс». Крупные компании имели холдинги и за рубежом, где рабочая сила стоила дешевле, чем в США.
НТР изменила и структуру рабочей силы. Статистика зафиксировала, что число лиц наемного труда в непроизводственной сфере стало выше, чем в производственных отраслях. Поднялась квалификация рабочего, вырос его культурный и образовательный уровень. К 1956 г. большинство получавших заработную плату имело «беловоротничковые» профессии менеджеров, преподавателей, продавцов и конторских служащих.
В 50-е гг. стремительными темпами шло размывание сельского населения. Сельское хозяйство переживало трудные времена. Несмотря на увеличение сельскохозяйственного производства падали чистые доходы фермерства. Сотни тысяч ферм становились нерентабельными, (число их сократилось с 5 389 тыс. в 1950 г. до 3 711 тыс. в 1959 г.). С 1950 г. убывала самая активная часть фермерского населения - в возрасте от 18 до 44 лет. Происходил процесс поляризации в сельском хозяйстве, падала роль мелких ферм, и росло значение крупных коммерческих хозяйств.
В 1953 г. Эйзенхауэр, не дожидаясь окончания войны в Корее, отменил все меры экономического контроля, введенные администрацией Трумэна и конгрессом (прежде всего контроль над ценами и заработной платой). Он даже ликвидировал Реконструктивную финансовую корпорацию, созданную еще в 1931 г. в целях экономического регулирования.
Однако промышленный подъем в США оказался непродолжительным. Летом 1953 г. вновь начался экономический кризис, сокративший производство промышленной продукции в среднем на 10 %. Затем последовал кризис 1957-58 гг., который повлек за собой еще большее сокращение промышленной продукции - на 15 %. Оба эти кризиса замедлили темпы экономического развития страны.
Изменение экономической конъюнктуры заставило республиканцев усилить методы государственного регулирования в целях стимулирования экономики. Они сократили налоги на корпорации и на личные доходы, облегчили доступ к банковским кредитам. Правительство Эйзенхауэра приступило к широкому строительству жилья, шоссейных дорог и других крупных строительных объектов.
Все это велось отчасти из-за предоставления льготных кредитов на жилье бывшим военнослужащим. Новые автострады облегчали путь на окраины к торговым центрам. Актом конгресса в 1956 г. на строительство автострад выделялось 26 млрд. долл. - самая большая в американской истории цифра затрат на государственные работы. Предстояло построить свыше 64 тыс. км федеральных дорог, связывающих все части страны.
Серьезные сдвиги произошли и в социальной политике республиканцев. В 1953 г. было организовано Министерство здравоохранения, образования и социальных услуг. Было добавлено страхование по инвалидности к уже имеющимся формам социального страхования. Минимум заработная плата повысилась с 75 центов до 1 долл. в час. В 1958 г., в условиях кризиса, республиканская администрация пошла на временное продление сроков выплаты пособий некоторым категориям безработных.
В социально-экономической жизни американцев все большую роль играло телевидение. Появилось оно в 30-е гг., в 1946 г. - 17 тыс. телевизоров, через три года их продавалось по 250 тыс. штук в месяц. К 1960 г. 3/4 семей имело по 1 телевизору. В середине 50-х гг. средняя американская семья смотрела телепередачи около 4-5 часов в день.
Таким образом, период деятельности правительства Эйзенхауэра характеризовался тем, что, признавая за федеральным правительством ответственность за состояние экономики и социальных отношений, оно все же отводило главную роль в этой области местным органам власти и штатам, где было больше возможностей для ограничения социально-экономического регулирования. Однако преобладание в конгрессе демократов с 1954 г. оказывало сдерживающее влияние на правительство республиканцев, мешая ему отклоняться слишком далеко вправо.
В первой половине 60-х гг. темпы экономического развития США значительно возросли, наблюдался ежегодный прирост промышленной продукции (7,9 %). Наоборот, во второй половине 60-х гг. экономическое развитие страны замедлилось, ежегодный прирост промышленной продукции упал до 1,8 %. Застой в производстве стал предвестником нового экономического кризиса 1969 г.
Таким образом, в 60-е гг. в США сложились современные методы государственно-монополистического регулирования экономики. От различных форм антикризисной политики государство перешло к политике систематического стимулирования темпов экономического роста.
Выдвинул эту политику, в основу которой была положена программа «новых рубежей» правительства демократов Джона Кеннеди. В программу «новых рубежей» была положена кейнсианская идея сознательного использования бюджетного дефицита и стимулирования потребительского спроса как средства поддержания стабильных темпов экономического роста.
С этой целью Кеннеди провел ряд мероприятий в социальной области, рассчитанных на повышении платежеспособного спроса населения:
- в 1961 г. был увеличен минимум почасовой заработной платы с 1 долл. до 1, 25;
- была принята широкая программа удешевленного жилищного строительства;
- в 1962 г. принят закон, который впервые поставил перед государством задачу подготовки и переквалификации рабочей силы.
Однако многие пункты программы не были выполнены. Как только экономика стала выходить из кризиса, возросло сопротивление консервативных сил, политический курс Кеннеди стал подвергаться критике за создание крупного бюджетного дефицита и финансовую безответственность.
По мере ухудшения отношений между Белым домом и верхушкой крупного бизнеса в 1962 г., началась постепенная переориентация политики Кеннеди. Курс на увеличение федеральных расходов сменился ориентацией на налоговые методы стимулирования экономики.
Летом 1962 г. был принят закон о 7 % налоговой скидке на новые капиталовложения с целью поощрения частных капиталовложений. предпринимателям были предоставлены крупные амортизационные льготы.
В феврале 1964 г. конгресс принял закон, предложенный еще Кеннеди, но уже после его гибели - закон о всеобщей налоговой реформе, основная суть которого состояла в значительном снижении ставок подоходного налога и налога на прибыли корпораций.
Убийство Кеннеди 22 ноября 1963 г., вступление на пост главы Белого дома вице-президента Л. Джонсона не изменили социально-экономический курс политики демократов.
После преодоления кризиса 1960-1961 гг. создались благоприятные условия нового тура социальных реформ.
Правительство Л. Джонсона выдвинуло либеральную программу «великого общества». Цель: «искоренение бедности» в стране, улучшение положения миллионов бедняков.
Л. Джонсон проявил себя не столь одаренным политиком, как Кеннеди, более результативным. Своей цели в конгрессе он добивался просьбами, лестью и даже угрозами, но доводил дело до конца. Заняв место Кеннеди, он намеревался повести борьбу с бедностью в стране.
В области экономики Л. Джонсону удалось добиться снижения налогов. Управление экономических возможностей занималось профессиональным обучением бедняков и проводило среди них работу по месту жительства, чтобы привлечь их к участию в выработке государственных программ по жилью, здравоохранению и образованию.
В 1965 г. конгресс расширил систему социального обеспечения, которая была выдвинута Г. Трумэном, а Л.
Джонсону удалось ее осуществить:
- программа «Медикэр» - программа медицинского страхования пенсионеров; - программа «Медикейд» - программа медицинской помощи бедноте.
Приняты действия по расширению государственной помощи средней школе, как государственной, так и частной.
Законом о жилище предусматривалась выплата пособий беднякам на аренду жилья и учреждался департамент жилищного строительства и развития городов. Впервые была сделана попытка ограничения расовой дискриминации.
В 1964 г. отменены дискриминационные положения закона 1924 г. о квотировании иммигрантов, запрещалась дискриминация при найме на работу.
В середине 60-х гг. достигло апогея движение черных американцев за равные права с белыми. В 1965 г. - закон о защите избирательных прав негров. Через год в штатах Юга было зарегистрировано 400 тыс. избирателейнегров, а в 1968 г. - 1 млн. В 1968 г. - закон, запрещающий дискриминацию в жилищном вопросе.
Во второй половине 60-х гг. увеличен минимум заработной платы с 1,25 до 1,6 долл. в час, новый сельскохозяйственный закон, предусматривающий ограничение сельскохозяйственного производства с целью поддержания фермерских цен.
Были приняты меры по увеличению безопасности дорожного движения. В 1965 г. юрист Ральф Нейдер в книге «Опасен при любой скорости» выявил недостатки конструкции американского автомобиля и доказал, что многие марки машин, сделанных в США могут вызвать дорожное происшествие, аварию и гибель людей. В 1966 г. Л.
Джонсон утвердил два законопроекта об автомобильном транспорте.
Однако агрессия во Вьетнаме заставила Л. Джонсона свернуть реформы и пойти на повышение налогов.
Экономическое развитие США в 70-е гг. было противоречивым. С одной стороны, оно характеризовалось углублением кризисных явлений, появлением феномена стагфляции, т.е. наложения кризисных явлений в производстве (стагнация) на процесс стихийного роста цен (инфляция). С другой стороны, США в 70-е гг.
вступили в новый этап НТР, открывающий перспективы для бурного роста производительных сил.
Кризис 1969 г. сменился в 1972 7. оживлением: объем производства повысился на 20 %, однако в 1974-75 гг.
объем промышленного производства вновь уменьшился на 14,5 %.
Таким образом, экономика США на рубеже и в середине 70-х гг. дважды испытала кризисы перепроизводства. Кризисы сопровождались ростом безработицы, удлинились сроки поиска новых рабочих мест, сложилась стабильная группа хронически безработных.
Однако в 70-е гг. начался новый этап НТР, способствующий поступательному развитию экономики:
1) на смену ЭВМ пришли компьютеры на интегральных схемах (ЭВМ третьего поколения);
2) микро ЭВМ внедрены в производственную деятельность, как результата выросла производительность труда;
3) в качестве отдельной отрасли экономики выделилась информатика, т.е. создание широкомасштабных информационных систем, обеспеченных электро-вычислительными средствами накопления, обработки и поиска информации.
После 8-летнего правления демократов президентом стал республиканец Никсон (1969-1974), он долго рассчитывал и взвешивал свой каждый шаг. Его президентство совпало с войной во Вьетнаме. Первоочередной задачей Никсона стала внутренняя стабилизация. Чтобы укрепить пошатнувшуюся экономику и остановить инфляцию, Никсон ввел контроль за ценами и заработной платой, пытаясь одновременно стимулировать экономический рост; введен режим жесткой экономии, особенно на социальные программы. Под лозунгом экономии государственных средств в 1969-1970 гг. Никсон отказался от повышения ассигнований на стимулирование занятости, на прямую помощь малоимущим, здравоохранению, образование.
Новая экономическая политика прошла 4 фазы:
1. С августа 1971 г. по май 1974 г. - заморожены цены и заработная плата на 90 дней;
2. повышение цен (на 2,5%) и заработной платы (на 5,5%) под правительственным контролем;
3. все ограничения становились добровольными при сохранении государственного арбитража; 4. восстановление практики контролируемого повышения цен и заработной платы.
Планы Никсона расстроились в силу непредвиденных обстоятельств. Из-за войны между Израилем, Египтом и Сирией, Саудовская Аравия в 1973 г. наложила запрет на продажу нефти США - союзнику Израиля. Другие страны - члены ОПЕК (объединение стран-экспортеров нефти) в 4 раза подняли на нее цены. Нехватка нефти и ее резкое удорожание задели всю американскую экономику, усилили инфляцию и обусловили рост безработицы.
Чтобы решить энергетическую проблему осенью 1973 г. была провозглашена первая энергетическая программа, которая имела цель достижение «топливной независимости» и предусматривала:
- помощь бизнесу в освоении угольных бассейнов;
- развитие нефтедобычи на Аляске;
- строительство трансконтинентального нефтепровода.
Никсон попытался восстановить в стране «законность и порядок». Часть американцев возмущалась разгулом преступности, ростом наркомании и проституции. Никсон повел борьбу с демонстрантами, со средствами массовой информации, освещавшими события неугодным ему образом.
Последствием этой стратегии стало «уотергейское дело» - инцидент, ставший проявлением полного пренебрежения законностью со стороны Республиканской партии. В ходе предвыборной компании в 1972 г. были арестованы лица, связанные с предвыборной компанией республиканцев, при попытке взлома и установки подслушивающего устройства в штаб-квартире Демократической партии, расположенной в отеле «Уотергейт». Как результат возник политический скандал, продолжающийся два года. Никсону пришлось уйти в отставку. Уотергейское дело привело к раскрытию целого ряда злоупотреблений в высшем эшелоне власти.
Д. Форд (1974-1977) во внутренней политике следовал курсу Никсона. Экономические проблемы оставались: инфляция и безработица продолжали расти, а ВНП уменьшился. Сначала он предпринял попытку обуздать инфляцию, но в результате норма безработицы поднялась до 12 %, что совпало с самым глубоким спадом в экономике.
Мероприятия в социальной сфере получили дальнейшее развитие:
- размеры пенсий повышались неоднократно, в целом на 45%;
- автоматическое повышение пенсий и пособий в зависимости от увеличения стоимости жизни в стране; - очередное повышение минимума заработной платы с 1,6 до 2,3 долл. в час.
Картер (1977-1980) - президент от демократической партии. В экономике он начал с увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита. Инфляция достигла 10 % в год. Тогда Картер пошел на сокращение расходов, что поставило под удар социальные программы, составлявшие основу политики демократической партии.
Картера критиковали за неэффективность энергетической программы, рассчитанной на уменьшение зависимости США от поставок зарубежной нефти.
Выступая за регулирующую роль государства в экономике, он положил начало ослаблению административного контроля за ней.
В 70-е гг. продолжалось движение черных американцев за гражданские права, борьба черных дала толчок движению женщин Америки. Феминизм достиг апогея в начале 70-х гг.
В 1972 г. конгресс принял специальную поправку к конституции - равные права для лиц обоего пола. Однако эту поправку ратифицировало 35 штатов из 38. Через 10 лет поправка была сведена на нет.
Усилилось движение американцев латиноамериканского происхождения. Решительную борьбу повели коренные жители США - индейцы.
1967 г. - первая победа индейцев в вопросе о правах на землю и водные ресурсы.
1968 г. - получение государственной социальной помощи для соплеменников, оставленных на произвол судьбы в городах.
В 80-е гг. произошли структурные сдвиги в американском обществе. В экономике стало бесспорным доминирование сферы социальных услуг (в ней работало 3/4 всех занятых). Рост сферы услуг был обусловлен массовым применением компьютеров.
Спад экономики при Картере и инфляция разочаровали многих американцев. Поэтому им все больше импонировала концепция ограничения полномочий правительства, идея усиления обороноспособности и защита традиционный ценностей, выдвинутая консерваторами. «Новые правые» большое внимание уделяли семье и религии. Они были единодушны в таких вопросах, как ужесточение борьбы с преступностью, запрещение абортов, отмена законодательства о равноправии женщин.
Человеком, символизировавшим все эти идеи, стал уроженец штата Иллинойс Р. Рейган. Будучи политиком, получил известность, снимаясь в кино. Он олицетворял уверенность и стабильность.
В начале 80-х гг. США переживали самый глубокий после 30-х г. спад в производстве. Почти прекратился экономический рост: ВНП сократился на 2,5 %, безработица превысила 10%, продолжался энергетический кризис, американцы начали потреблять все больше импортных товаров.
Р. Рейган выдвинул программу внутренних преобразований, основанную на том, что страна начнет процветать, когда будет дана свобода частному сектору.
Уже в 1981 г. был принят закон об оздоровлении экономики, центральным звеном которого стала налоговая реформа. Он добивался снижения налогов, чтобы стимулировать потребление, накопление и инвестирование, что в свою очередь ведет к росту капиталовложений и заработков и увеличивает доходы государства. По существу, вместо прогрессивной системы налогообложения вводилась новая шкала, близкая к пропорциональному налогообложению, что было выгодно зажиточным и отчасти средним слоям населения. В течение трех первых лет предусматривалось снижение налогов с граждан на 25 %.
Р. Рейган добивался увеличения расходов на модернизацию вооружений. Возросший военный бюджет при сниженных налогах привел к еще большему превышению государственных расходов над доходами.
Одновременно было осуществлено сокращение социальных расходов.
В 1982 г. дефицит федерального бюджета превысил 100 млрд. долл. (при Картере эта цифра была в 3 раза меньше). Хотя рекордной величины государственный долг США достиг в 1988 г. и составил 2,3 трил. долл. Спад охватил все сферы экономики. Число банкротств увеличилось на 50 %.
Трудные времена переживало сельское хозяйство. Мировой экономический спад 1980 г. снизил спрос на сельскохозяйственную продукцию. Кризис сопровождался снижением цен на нефть.
Положение в ряде отраслей экономики улучшилось к 1983 г. США вступили в один из самых длительных после второй мировой войны периодов экономического подъема, (темпы экономического роста достигли в 1984 г. 6,4 % - исключительно высокий показатель для такой высокоразвитой страны, как США). Эти общие цифры обернулись различными результатами для различных социальных групп.
Итоги «рейганомики» в общем виде можно выразить следующим образом: «Богатые стали богаче, бедные беднее». Тем не менее, повышение жизненного уровня затронуло не только группы сверх богатых и богатых, но и постоянно растущие средние слои.
«Рейганомика» нанесла ущерб малоимущим американцам. Однако необходимо учитывать, что таковых в Америке благодаря предшествовавшей социальной политике было немного; были шансы на получение работы; уровень бедности в США таков, что позволяет обеспечить достаточно сносные условия даже для тех, кто находится за его чертой. Поэтому, несмотря на жесткую социальную политику, правительство не столкнулось с каким-либо протестом со стороны населения.
Однако остались и серьезные проблемы. Это засухи 1986 и 1988 гг., которые вызвали трудности в сельском хозяйстве.
19 октября 1987 г. США испытали экономическое потрясение. В этот «черный Понедельник» стоимость ценных бумаг на бирже Уолл-стрит упала на 22 %. Причина краха - обеспокоенность держателей акций состоянием внешней торговли США и дефицитом федерального бюджета (до 150 млрд.). Это поставило под сомнение стабильность экономики.
Однако США оправились от шока необычайно быстро, продолжался экономический рост, норма безработицы упала до 6, 2 % в 1987 г., до 5,2 % в 1988 г.
К концу своего второго срока Р. Рейган пользовался необычайной популярностью.
Таким образом, «консервативная волна» прошла по наиболее выгодному для правящей элиты сценарию, позволившему переложить ее издержки на основную часть населения и в то же время не допустить серьезных социальных катаклизмов. Произошла серьезная структурная перестройка экономики, придавшая новый импульс всей западной цивилизации.
К 90-м гг. наиболее сложная часть этой перестройки осталась позади, «консервативная волна» пошла на спад. Происходило это в весьма мягкой форме.
Р. Рейгана сменил в 1989 г. умеренный консерватор Д. Буш (1988-1992 гг.). Он следовал консервативной финансовой программе Р. Рейгана, охватывающей налоги, потребление и долги. Однако больший бюджетный дефицит не позволил Бушу ввести новых статей государственных расходов. Их сокращение пошло еще дальше, чем при Р. Рейгане. Причины:
- кризис в сфере государственных сбережений и займов;
- мошенничество, плохое управление и несовершенное законодательство;
- экономические спады в ряде регионов США вызвали многочисленные банкротства сберегательных учреждений.
В августе 1989 г. конгресс принял закон о реформе финансовых институтов. Для их восстановления и поддержания выделялось 50 млрд. долл. Был создан орган по опеке над запутанным и сложным процессом распродажи или закрытия обанкротившихся сберегательных учреждений. В случае их закрытия правительство должно было расплачиваться с вкладчиками и гарантировать сохранность вкладов в размере до 100 тыс. долл. Правительство брало на себя обязательство по займам, как на выгодных, так и на невыгодных для себя условиях.
В апреле 1990 г. Главное контрольно-финансовое управление Америки определило, что кризис в области сбережений и займов обойдется в 325 млрд. долл.
В январе 1991 г. начался экономический спад, затруднивший финансовые операции правительства и увеличивший кризис сбережений и займов до 170 млрд. долл.
Шаги Буша в 1991 г. по созданию в стране такого федерального бюджета, который отвечал бы закону о сокращении дефицита, осложнились экономическими и политическими причинами. В июне 1991 г. Буш заявил, что из-за изменений в национальной экономике рост налогов должен стать частью любых предложений о бюджете страны.
На ближайшее пятилетие было запланировано:
- сокращение ассигнований на военные и социальные нужды;
- увеличение налогов, в том числе на бензин и другие продукты перегонки нефти, спирт, напитки, табачные изделия;
- снимались ограничения на некоторые виды налогов с лиц, имевших высокие доходы.
Тем не менее, в 1991 г. бюджетный дефицит остался в прежнем размере. Одна из причин - дорогостоящие военные действия в Персидском заливе.
Как только завершилась война в Персидском заливе, США охватил самый глубокий после начала 80-х гг. экономический спад. Увеличилась безработица среди лиц «беловоротничковых» профессий.
В 1992 г. ситуация стала улучшаться, но экономический рост был незначителен, дефицит федерального бюджета продолжал расти, несмотря на сокращение военных расходов и удорожание медицинского обслуживания.
В 1993 г. Белый Дом занял Б. Клинтон, считающийся современным либералом. Его политический курс, однако, не особенно сильно отличался от того, что делал Буш.
В первые же месяцы своей деятельности Б. Клинтон разработал несколько проектов крупных социальных реформ:
1) План введения системы всеобщего медицинского страхования 1993 г. Финансирование всеобщего медицинского страхования предполагалось обеспечить за счет повышения ставок налога на страховые цели и введения ряда дополнительных налогов, прежде всего на табачные изделия.
Этот проект вызвал политическую борьбу в стране. Противники плана (республиканцы и американская медицинская ассоциация) считали, что план слишком дорогой и вызовет рост бюджетного дефицита. Они были против создания системы, находящейся под контролем государства и считали, что надо сделать более доступными для населения возможности частного медицинского страхования. Оппозиция была сильна, проект не был проведен через конгресс.
2) Правительство Б. Клинтона сделало попытку разработать реальный план реформы системы помощи бедным. Однако из-за огромного бюджетного дефицита 1993 г., правительство так и не внесло свой проект в конгресс.
3) Чтобы преодолеть бюджетный дефицит (в 1993 г. он составлял 255 млрд. долл.), в августе 1993 г. правительство провело через конгресс новую налоговую реформу, которая резко разрывалась с рейгановским курсом налогово-бюджетной политики:
- повышение максимальной ставки подоходного налога;
- для лиц с доходом свыше 250 тыс. долл. в год ставка подоходного налога возросла еще на 10 %, доходя до 39,6
%; - до 36 % возрастала и максимальная ставка налога на доходы корпораций.
4) В 1993 г. принят закон, предусматривающий меры по усилению борьбы с преступностью. Были ужесточены наказания за тяжкие преступления, усилен контроль над продажей огнестрельного оружия, увеличена численность сотрудников правоохранительных органов.
Первые итоги деятельности правительства Клинтона обсуждались в ходе промежуточных выборов 1994 г. Отношение общественного мнения к результатам внутренней политики было менее благоприятным, чем к внешней.
С одной стороны, неспособность правительства осуществить два основных проекта (введение всеобщего медицинского страхования и реформу системы вспомоществования) вызвали серьезные недовольства в стране. С другой стороны, средний класс был недоволен увеличением федеральных расходов, что могло привести к новому громадному росту бюджетного дефицита и роста налогов. Высокодоходные группы населения были недовольны повышением максимальных ставок подоходного налога.
После выборов 1996 г. администрация Клинтона взяла курс на поиски наиболее оптимального варианта «третьего пути», свободного от «эксцессов» либерального реформизма 60-70-х гг., и от крайностей ультраконсервативного рейганизма 80-х гг. Важная задача - найти наилучшее сочетание более ограниченного, но достаточно эффективного государственного регулирования с «ответной» финансовой политикой, основанной на поддержании сбалансированного бюджета.
Осуществление этого курса облегчалось необычайно благоприятной экономической ситуацией, сложившейся в стране во второй половине 90-х гг. Промышленный подъем перерос в настоящий экономический бум. Это привело к созданию миллионов новых рабочих мест, к сокращению безработицы при сохранении низких темпов инфляции, повышение конкурентоспособности американской экономики, к усилению позиций США в сфере внешней торговли.
В этих условиях Клинтону удалось добиться сбалансирования федерального бюджета. В 1997 г. в США достигнут бездефицитный бюджет, т.к. расходы превышали доходы всего лишь на 22 млрд. долл. А в 1998 г. впервые за несколько десятилетий доходы федерального бюджета превысили его расходы на 70 млрд. долл., а в 1999 г. продефицит федерального бюджета увеличился до 120 млрд. долл.
Сбалансирование бюджета и начавшийся рост доходов федерального казначейства облегчили проведение социальной политики. В очередной раз повысили минимум почасовых ставок заработной платы до 5,15 долл.; выросли расходы на образование и здравоохранение.
2. Эволюция институтов государственной власти США (конгресс, президент, судебная система).
После второй мировой войны в США сохранилась бипартийная политическая система, при которой у власти сменяют друг друга две партии: республиканская и демократическая.
Сдвиги, произошедшие в социально-экономической сфере, нашли соответствующие отражения и в политикоправовой области. В США оплотом реформизма по-прежнему была Демократическая партия. Основной оппонент - Республиканская партия, тоже не отвергала идеи государственного регулирования социально-экономических отношений, настаивая лишь на ограничении масштабов вмешательства государства.
После войны усилилось господство монополий в конгрессе и правительстве. Например, в правительстве Д. Кеннеди 6 министров были миллионерами: президент, министр иностранных дел, министр обороны, министр юстиции и др.
Росли функции правительства, увеличивался чиновничий аппарат. Общее число чиновников достигло к 1950 г.
8 млн. человек.
Одним из показателей растущей власти президента и его влияния на конгресс является:
1) президент имеет право обращаться с посланиями к конгрессу, при помощи посланий он фактически пользуется правом законодательной инициативы;
2) использование права вето. Часто одного заявления президента о намерении применить вето в отношении того или иного билля достаточно для провала этого законопроекта в конгрессе;
3) использование права «карманного»