Тема 5. Методы государственного регулирования экономики.
Методы формируют инструментарий → инструменты, которыми органы власти могут воспользоваться в своей деятельности.
Метод– способ познания и преобразования объекта на основе определённых правил и приоритетов, применяемых при регулировании.
Метод поясняет, что и как делаем на основе существующих правил.
Инструментарий предполагает выбор формы и метода. Инструментарий – комбинация формы и метода.
Форма – то, на что будут направлены действия.
Основные требования к механизму государственного регулирования:
1) адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики в конкретных исторических рамках. Смотрим на специфику определённой ситуации, потом выбираем метод.
2) системность: все элементы регулирования должны быть увязаны между собой. Как мы, воздействуя на одно, будем воздействовать на другое. Например, поддержка производства: ↓ налоги; ↑ господдержки.
3) комплексность: механизм регулирования охватывает с разумной степенью погружения все экономические и социальные процессы. Воздействуя на одно, мы воздействуем и на другое. Если, например, школа в деревне закрыта, то это представляет собой основу миграционных процессов.
Методы ГРЭ
прямые |
косвенные |
I. административные |
II. экономические |
Инструменты денежно-кредитной политики (ДКП) |
Инструменты бюджетно-налоговой политики |
Общие |
Селективные |
Бюджетные |
Налоговые |
По объекту воздействия → |
По степени воздействия на свободу хозяйствующих субъектов |
Существуют методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия реализуются средствами административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия нацелены на тот объект, состояние которого мы хотим изменить. Прямой метод хорошо виден и часто имеет негативное отношение к методу и государству.
Воздействие от косвенного метода затрагивает всех. Косвенный метод не учитывает специфику. Государство должно усилить контроль за исполнением косвенных методов регулирования.
I. Особенности административных средств (методов):
1) Они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Т.е. государству не нужны дополнительные средства, чтобы их запустить. Пример: новый закон. Мы его запустили (одобрили), и он будет функционировать. А вот чтобы пустить программу субсидирования, нужны дополнительные средства.
2) Базируются на силе и авторитете государственной власти (жёсткий контроль, санкции за нарушения). Функция контроля будет чётко определена (кто из органов власти будет её осуществлять).
3) Включают меры запрета, разрешения и принуждения.
Меры запрета: после 21:00 запрет на продажу алкогольной продукции; запреты на производство оружия, наркотиков. Гражданский кодекс: административные методы воздействия построены на принципах запрета.
Разрешение: на отстрел, на ношения оружия.
Принуждение: лицензирование (принуждаем получить лицензию; если хочешь получить лицензию, должен выполнить ряд требований). Гражданский кодекс: организационно-правовые формы предприятий – это разрешённые формы хозяйствования в РФ; квотирование (квота на ввоз авто / вывоз газа), в данном случае делаем коридор: до 2 (тыс. / м. куб.).
4) Предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики и государственной собственностью. Их главная цель – не получение прибыли, а создание общественных благ. Они не действую в рамках рыночного механизма.
Административные средства регулирования в развитых странах используются при всём при этом в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоёв населения, однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Дополнительных финансовых средств они не требуют.
II. Экономические методы государственного регулирования подразделяются на:
v средства денежно-кредитной политики;
v средства бюджетной-налоговой политики.
Средства денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок. Т.о. государственное регулирование (ГР) направлено на денежный рынок.
Денежный рынок → нам интересно: спрос (MD) и предложение (MS) на деньги.
Кредитные учреждения (ломбард, венчурные фонды, лизинговые компании, кассы взаимопомощи) + почтово-сберегательные услуги |
Специализированные банки: Россельхоз банк (выдаёт кредиты для с/х) |
Коммерческие банки |
Неэмиссионные банки |
Эмиссионный банк |
Парабанковский сектор |
Банковский сектор |
Кредитно-банковская сфера |
ЦБ контролирует MS – фиксированная величина.
Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы[2].
ликвидность |
§ МО = наличные деньги;
§ М1= М0 + чеки, вклады до востребования;
§ М2= М1 + небольшие срочные вклады, государственные ценные бумаги;
§ МЗ = М2 + вклады;
§ L = М3 + ценные бумаги.
↓доходность, ↑ надёжность
MD= MDт+MDA ; где MD – спрос на деньги, MDт– транзакционный спрос на деньги (зависится от национального выпуска), MDA – спекулятивный спрос на деньги (для сохранения богатства). Также см. стр.7 лекций.
MDТ (Q): Q↑→ MDТ ↑ Q↑→ MDТ ↑ | MDA (r): r↑→ MDA ↓ r↓→ MDA ↑ |
MDA: акции, облигации→ r. Продажа/покупка. Например, есть облигации на 1000$, r (годовая %-ая ставка) = 10%. Тогда получается, что годовой доход = 100$.
А если r = 20%, то годовой доход = 200$.
Традиционными инструментами ДКП являются общие (прямые и косвенные) методы:
1) Прямые методы:
Ø эмиссия (выпуск денежных средств; осуществляет ЦБ);
Ø ремиссия (изъятие денежных средств; кредитная рестрикция). Это политически невыгодная процедура, которая не нравится хозяйствующим субъектам.
2) Поэтому рестрикцию проводят косвенными методами:
Ø ставка рефинансирования (rr) – процентная ставка, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.
Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.
↑ ставка → ↓ меньше возможностей кредитования у банков.
Ставка рефинансирования заглушает банковский мультипликатор (Mult): банк (размер ставки = 1,5) → банк (размер ставки = 2) → банк
rr ↑→ MS ↓ (предложение денег);
rr ↓→ MS ↑.
Ø операции с государственными ценными бумагами:
Выпуск ГЦБ ↑→ MS↓;
Погашение ГЦБ → MS↑.
Ø норма банковских резервов– установленный процент от доходов неэмиссионых банков, который хранится на беспроцентном депозите в ЦБ для того, чтобы в случае банкротства банк смог расплатиться с клиентами.
НБР↑ → MS↓;
НБР↓ → MS↑.
Используя ДКП, мы влияем на наполняемость денег.
Государство может проводить политику дешёвых или дорогих денег.
Наполняемость денег (дешёвые или дорогие): при том же номинале (например 50 руб.), можем купить больше или меньше товаров и услуг.
«Дешевые деньги»:
Если MS↑ → мы нарушаем равновесие и получается, что MS>MD → «дешёвые деньги» → население пытается от них избавиться → BD↑ (спрос на облигации↑, чтобы сохранить деньги) → BD>BS (предложение облигаций) → PB↑(цена на облигации) → r↓ → MDr(А)↑ → MD↑→ MD= MS.
Снижая доходность ценных бумаг (r), мы заставляем население тратить.
Политика дешёвых денег воздействует на финансовый рынок.
«Дорогие деньги»:
MS↓ (государство уменьшает предложение денег) → MS<MD (денег становится меньше) → «дорогие деньги» → BS↑ (предложение облигаций↑, п.ч. население их продаёт) → BS>BD → PB↓→ r↑ (чтобы не забирали деньги)→ MD(А)↓→ MD↓→ MD= MS.
Деньги дорогие, значит, их не хватает. Производители снижают цены на продукцию; ↓ качество продукции, чтобы удержать покупателей.
Селективные методы кредитно-денежной политики:
1)госконтроль над банковской системой (путём административных методов»; сила и авторитет власти). Пример (гос-во): выдаем/отзываем лицензию на банковскую деятельность;
2)управление государственным долгом в условиях хронического дефицита бюджета. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. (Использование данного инструмента приводит к возрастанию влияния гос. кредита[3] на рынок ссудного капитала[4]).
Внешние заимствования → внешние источники (МВФ, Банк реконструкции и развития, др. страны). Таджикистан – Россия: ситуация с лётчиками. 1/3 ВВП Таджикистана формируют переводы граждан данной страны из России.
О государственном долге – см. Бюджетный кодекс (изложены условия формирования).
MS↓ на деньги→ спад производства, т.к. ↓ совокупный спрос и ↓ количество рабочих мест.
Если внутри страны: можно занять у ЦБ → денежная эмиссия →инфляция, политика дешёвых денег.
3)регулирование кредитных операций и денежной эмиссии;
4)контроль по отдельным видам кредита: потребительский, ипотечный[5] и другим. В этом случае государство → перераспределить ссудные капиталы (см. стр. 15) в пользу развития отдельных отраслей или ограничить общий V потребительского кредита[6].
Ипотека: молодая семья. Воздействие на конкретные отрасли и группы населения.
Сфера гос. регулирования - региональная политика.
5)регулирование риска и ликвидности денежных операций: риск в этом случае определяется через соотношение V-ов выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Установление суммы → чтобы банк смог осуществить возврат средств = страхование вкладов - система банковской безопасности, включающая комплекс мер по защите средств вкладчиков банков в случае банкротства последних.