Тема 2. Границы государственного регулирования

Регулирование – это когда есть возможности регулировать, и мы знаем, чего хотим добиться в результате регулирования. Регулирование может иметь разную интенсивность и направленность по силе.

Существуют:

А) минимально необходимые границы государственного вмешательства (=100%);

Б) максимально допустимые границы государственного регулирования.

Не существует оптимальных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь страны безотносительно конкретных исторических реалий. У каждой страны есть свои особенности: размеры, система государственного управления, поэтому и нет универсального рецепта. Надо смотреть, что исторически сложилось в стране.

Однако могут быть выделены области, где перестаёт эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции, и требуется срочное вмешательство государства. Государство берёт на себя негативное, а именно преодоление фиаско рынка.

Сферы государственного регулирования:

1)правильная организация денежного обращения;

2)предоставление государством общественных товаров;

3)устранение государством последствий внешних эффектов;

4)осуществление перераспределения доходов;

5)обеспечение правовой базы;

6)монополия и инфляция;

7)государственное регулирование хозяйственной конъюнктуры / государственная антициклическая политика;

8)развитие фундаментальных научных исследований;

9)региональная политика;

10)реализация национальных интересов в мировой экономике.

Рассмотрим их подробнее.

1) Правильная организация денежного обращения, т.е. создание денежной системы, облегчающей обмен товарами и услугами. Это сфера государственного вмешательства. Государство должно регулировать, сколько денежных средств в экономической системе; контролировать денежную массу.

Уравнение макроэкономического тождества = Уравнение Фишера:

Q * p = M * V, где:

Товарная масса
Денежная масса

Q– национальный объём выпуска;

p –уровень цен;

M –величина предложения денег в экономике;

V– скорость оборота денежной массы[1] – количество раз участия национальной денежной единицы в сделках.

Фактически за количество денег в национальной экономике отвечает эмиссионный банк (в России – Центробанк).

Процентная ставка r

r*
MD

Денежная масса
MS

MS – предложение денег; задано и контролируется государством; эмиссионный банк страны следит за предложением. Центробанк никому не подчинён: ни Правительству, ни Президенту, никому. Это самостоятельная структура.

MD – спрос на деньги.

MS = MD(в идеале должны быть уравнены).

MD = MDт + MDА

MDт – транзакционный спрос на деньги – спрос на деньги для приобретения товаров и услуг;

MDА –спекулятивный спрос – спрос на деньги для сохранения богатства.

MDА (r):r↑→MDА ↓;

r↓→MDА↑ (зависимость обратная).

MDт (Q): Q↑→ MDт↑;

Q↑→ MDт↑ (зависимость прямая).

Национальный объём выпуска
Деньги для покупки товаров

MDт (Q) = (Q * p)/V

Товарная масса
Скорость обращения

2) Предоставление государством общественных товаров:

Товар в экономике обладает двумя свойствами:

v исключения (детский совок для песка: сделан для детей, покупают родители, но могут также пользоваться садоводы. Т.е., по сути, товар произведён для отдельной группы людей);

v соперничества (досталось одному, не досталось другому: пирожки в буфете).

Проблема зайцев (свет → налоги).

Обычно товары и услуги обладают 2-я общими свойствами:

1) лицо, осуществляющее предложение, может решить, что одним людям оно будет предлагать свой товар, а другим – нет. Это называется свойством исключения.

2) использование единицы товара одним лицом ограничивает возможность использования данного товара другими лицами – свойство соперничества.

Общественные товара и блага не обладают свойствами исключения и соперничества.

Общественные товара и блага здесь: национальные сети коммуникации, охрана общественного порядка, единая энергетическая система, государственное управление, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др.

Кроме того проблемой, которую разрешает в данной сфере государство, является проблема «зайцев». Если какая-либо группа людей заплатила за общественное благо, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно не платить. Все хотят стать «зайцами». В результате общественное благо не будет профинансировано.

Это сфера 100% - ого вмешательства государства, но государство в данном случае может выступать как производителем, так и заказчиком.

3) Устранение государством последствий внешних эффектов:

Внешние эффекты = экстерналии – то, что проявляет себя как негативная сторона сделки, но в её стоимость не включается (применение дуста, строительство металлургического завода).

В процессах рыночного производства и потребления могут возникнуть дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксирующиеся рынком. Они заключаются в неспособности рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен.

При этом возникают ситуации, когда действия производителей или потребителей оказывают воздействие на 3-их лиц, т.е. людей, не участвующих в сделке. Эффекты, направленные на 3-их лиц и никак не отражающиеся в ценах, называются внешними эффектами (загрязнение окружающей среды).

Требуется вмешательство государства по устранению внешних эффектов.

1,2,3 → никто не имеет ни возможности, ни стимула влиять на данные сферы, кроме государства. Это минимальные границы государственного вмешательства в экономику. Государство вынуждено строить мосты, дороги, создавать экологическое законодательство и контролировать его исполнение, потому что больше никто не в состоянии это сделать.

4) Осуществление перераспределения доходов: получение доходов связано с конкуренцией. Конкуренция проявляется и на рынке труда. Работодатель, когда принимает работников на работу, руководствуется принципами рационального поведения (квалификация ↑, деньги ↓). Остальные не получают работу, поэтому не имеют средств к существованию. Это безработные, не реализовавшие труд. Всё решает перераспределение доходов.

Существует ряд категорий населения:

· неимущие (получают жилищные субсидии – это тоже перераспределение доходов);

· трудоспособные категории населения, которые не смогли реализовать свой труд (безработные);

· нетрудоспособные: дети и пенсионеры (не имеют фактора производства);

· чиновники: сами доход не создают, т.к. работают в нематериальной сфере.

Ранок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате конкуренции на рынке факторов производства. Размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие факторами производства (нетрудоспособные). Кроме того существуют люди трудоспособные, но не имеющие работы (безработные). Также рыночное распределение доходов не применимо к тем, кто занят производством общественных товаров, чья деятельность становится задачей государства, а не рынка (чиновники, работники бюджетной сферы).

Во всех перечисленных случаях (неимущие, нетрудоспособные, безработные, бюджетный сектор) государство в праве вмешиваться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиций рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали и нарушает право человека на достойное существование в обществе.

Ни одно государство не гарантирует права граждан на труд. Механизм рынка не реализует автоматически права на труд для тех, кто может и хочет работать.

Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости и материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

5) Обеспечение правовой базы является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики.

Государство должно определять правила, по которым будут функционировать субъекты экономики. Между ними может возникнуть конфликт интересов. Государство создаёт арбитражный суд → решает споры между предприятиями.

Почему регулирование правовой сферы – это максимально допустимые, а не минимально необходимые границы государственного вмешательства? Потому что в данной сфере государство регулирует уровень активности.

Протекционизм (отечественный производитель защищён; правовое регулирование ↑)
Фритредерство (политика свободной торговли; правовое вмешательство убираем)  

Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности, гарантирование соблюдения контрактов.

Правительство устанавливает такие законы и правила игры, которые регулируют отношения между субъектами экономических отношений (предприятиями). На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитража области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики и применять власть для наложения соответствующих наказаний.

Однако жестокость российского законодательства компенсируется необязательностью его выполнения.

M * V
6) Монополия и инфляция – две хронические болезни рынка (ущемляют интересы населения).

Q * p = ↑ денежная масса

Существует проблема с обесценением доходов населения и ростом затрат на производство. Также обесцениваются средства государства на перераспределение. Нужно проводить особую антиинфляционную политику. Небольшая инфляция стимулирует развитие экономики (расширенный V выпуска, ↑ p, ↑ предложение). Инфляция стимулирует производство товаров и услуг.

Монополия – естественный процесс рынка. Плоха та фирма, которая не хочет стать монополией. Главные конкурентные преимущества любой фирмы: высокое качество, низкая цена на товар, уникальность товара.

Мы боремся с тем, когда права населения ущемляются.

Монополизм и инфляция – две хронические болезни рыночной экономики, которые нуждаются в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики. Данные виды политики государственного регулирования связаны с необходимостью государства регулировать ситуацию с ущемлением интересов потребителей.

7) Государственное регулирование хозяйственной конъюнктуры / государственная антициклическая политика:циклы – объективные законы. Циклы влияют на население.

На подъёме: ↑ деловая активность предприятий, есть стимулы к расширению производства, т.к. есть спрос на продукцию. Цены на продукцию ↑ (по закону предложения). Это принцип рационального поведения. P ↑ → могу ↑ прибыль.

Запускается инфляционная спираль: идёт инфляция цен; люди хотят больше купить, хотят большую ЗП. ЗП ↑ → ↑ затраты на производство (инфляция издержек) → растут цены на товары. Идёт перегрев экономики, идёт обесценение доходов населения и государства.

Когда растёт уровень цен, наполняемость денег уменьшается. Государство планирует бюджет. Налоги, которые представляют собой доходы государства, обесцениваются. Государству может не хвать средств для выполнения поставленных целей.

Государство берёт на себя задачу сглаживать негативные проявления экономических циклов. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления:

· рассасывание товарных запасов;

· рост импорта;

· ухудшение платёжного баланса

· превышение спроса на рабочую силу над предложением → необъективный рост зарплаты и цен.

В такой ситуации задача государственного регулирования – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы уменьшить глубину возможного последующего спада в будущем.

В условиях же экономического спада государству необходимо проводить политику стимулирования.

Данная сфера относится к максимально допустимым границам вмешательства, потому что в каждой стране государство самостоятельно выбирает, через какие инструменты действовать: что принять, насколько (по длительности).

8) Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли. В данной сфере государство реализует свою структурную и научно-техническую политики.

Рыночный механизм – механизм саморазвития: ориентация на удовлетворение спроса – положительная сторона рыночного механизма. Действует принцип развития (галоши на меху) и рационального поведения (существуют технологии, которые быстро внедряются, снижая издержки производства и оптимизируя его). Но так бывает не всегда: есть технологии, результат от внедрения которых невозможно предсказать (будет толк или нет). Государство, чтобы стимулировать инновационное развитие страны, снижает налоги для тех предприятий, которые используют в своей деятельности новые технологии.

9) Региональная политика: государство фактически решает вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов.

Существует несколько видов районирования: проблемное, дискретное, др. Государство сглаживает асимметрию развития российских регионов и запускает механизмы выравнивания, в т.ч. горизонтального, когда у органов власти субъектов РФ полномочия одинаковые, а возможности разные.

10) Реализация национальных интересов мировой экономике:предполагается проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

Торговая деятельность и внешнеторговые связи определяет в определённой степени национальную безопасность. Если не будет контроля в данной области, то продвижение наших товаров на иностранные рыки будет сходить на нет. Интересы отечественного производителя будут ущемлены. Имидж страны будет падать.

Протекционизм: отечественные предприятия довольны; интересы население ущемлены: люди вынуждены покупать не самое хорошее, выбрать особо не из чего.

Фритредерство: свободная торговля, покупатели рады (теперь и ни широкий выбор), но страдают отечественные производители (им трудно конкурировать с зарубежными компаниями).

Нужна золотая середина: регулирование валютного курса и развитие нормативно-правовой базы (таможенный кодекс).

Тема 2. Границы государственного регулирования - student2.ru

Тема 2. Границы государственного регулирования - student2.ru

Тема 2. Границы государственного регулирования - student2.ru

Тема 2. Границы государственного регулирования - student2.ru

Тема 2. Границы государственного регулирования - student2.ru

Тема 2. Границы государственного регулирования - student2.ru

Наши рекомендации