Глава 3. Практика становления правового государства

В годы перестройки в конце 80-х годов начались хоть какие-то преобразования в праве. Стало происходить изменение в законодательстве, репрессивные положения отходили на второй план, вместо них стала развиваться система правосудия. Октябрь 1991 года стал событием, в котором произошло одобрение Верховным Советом РФ идея судебной системы в стране, которая была независима от других ветвей власти и ратифицировала свой собственный механизм управления. А декларация прав и свобод человека, принятая в 1991 году также в письменном виде закрепляла приоритет прав и свобод и личности, а соблюдение и защита их отходит в ответственность государству.

Чтобы данные идеи функционировали в полной мере, должна быть создана система юридически закрепленных гарантий, чтобы обеспечить дальнейшее формирование правового государства. Равенство людей, верховенство закона и остальные принципы – все должно соблюдаться на практике. В этом и состоит ключевая задача в формировании такого типа государства. Нельзя забывать о совершенствовании правовой системы страны. Хочу акцентировать свое внимание на некоторых законодательных актах, которые способствовали развитию правового государства. Например, Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, Декларация прав и свобод человека и гражданина, без чего немыслимо формирование правового государства, закон о собственности и гражданстве и т.д.

Мы уже рассуждали о том, как важно развитие гражданского общества в рамках правового государства. Стоит еще раз подчеркнуть, что без него становление и развитие такого типа государства невозможно. Вся политическая жизнь общества исходит от многопартийности, политического плюрализма, идеологического многообразия. И нельзя отрицать факт, что если самосознание народа в равной степени не будет развито, то не было бы столь огромного числа возможностей воздействовать на власть. Раньше, в течение многих лет в стране действовала однопартийная система, исключающая возможность функционирования оппозиционных партий, что сильно ущемляло права и свободы людей, их интересы. Забота о развитии гражданского правового общества, которое выступает важным звеном в цепи личность – государство, - гарант счастливой жизни людей. Нужно искоренять правовой нигилизм, который проявляется у граждан, с уважением относиться к законам страны.

Стоить отметить и такую проблему на пути формирования правового государства как неэффективность различных форм контроля над действиями властных структур. Практически граждане не имеют контроля над деятельностью судебной власти в РФ.

Очень важно работать и развивать такую структуру как органы местного самоуправления, ибо здесь происходит реализация законодательной инициативы, а также принимаются решения для каждого жителя какого-либо поселения по вопросам местного значения. Появление различного числа форм собственности предприятий также оказалось явлением, к которому граждане не были полностью готовы. Данную сферу тоже нужно тщательно прорабатывать.

Таким образом, можно сделать вывод, что есть насущные проблемы, которые придется решать, но все же мы уже стали на путь формирования правового государства.

Заключение

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что если разбираться в сущности правового государства глобально, то можно выделить огромное количество признаков, характеризующих его. Можно заметить, что правовое государство не появилось в один миг, а его концепция не придумалась сразу. На протяжении длительного исторического развития создавались в умах людей общечеловеческие ценности.

Признаками, которыми мы охарактеризовывали правовое государство в реальности не выполняются в полной мере и можно сказать, что Россия на данном этапе нашего времени не является таковым государством. Россия лишь встала на путь формирования правового государства, и именно человек, именно личность стоит в основе строящегося явления. Правовое государство олицетворяет воплощение справедливого, гармоничного устройства жизни людей, права людей защищаются и уважаются, вся власть организована в государстве такого типа на основе права и подчинена праву и разделена в соответствии с принципом разделения властей. Также принципы правового государства закреплены во многих конституциях зарубежных стран.

В целом проделана достаточно объемная работа, в которой мы изучили и систематизировали теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства. Одна из главных задач, которая была поставлена в данной работе – выявить сами проблемы формирования правового государства. Остается теперь лишь решать их по мере их поступления и пытаться построить государство такого типа, где все вышеперечисленные принципы будут, не только закреплены в правовых источниках, но и соблюдаться в реальном мире.

Список литературы

1.Баглай М.В. "Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов". - 6-е изд., изм. и доп., Москва: Норма, 2007.

2.Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000.

3.Деев Н.Н Государство и право. 1996.

4.Дмитрук В.Н. Теория государства и права. /Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 1998.

5.Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - 2-е изд. - М., 2001

6.Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М: 1993.

7.Конспект лекций проф. МГУ Авсеенко В.И.

8.Мартышкин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы//Государство и право, 1994.

9.Мицкевич А.В. Основы права. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005.

10.Нерсесянц В.С. "История идей правовой государственности", Москва: НОРМА - ИНФРА-М, 1993 г.

11.Общая теория государства и права. / Под ред. Лазарева В.В. - М., 2004.

12.Попов М.В Проблемы реализации принципа взаимной ответственности личности и государства. 2012.

13.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. В.Г. Стрекозова.- М: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995.- 384 с.

Список нормативных актов

1.Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями)

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации"



[1] Глава 1, ст.1. Конституции РФ

[2] Политико – правовые воззрения Канта. О.М.Беляева.

[3] Желдыбина, Т. А.Государственно-правовые взгляды Г. Ф. Шершеневича : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

[4] Ф.И.Шарков. Основы социального государства. Учебник для бакалавров 2016

[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. В.Г. Стрекозова.- М: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995.

[6] Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации"

[7] Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями)

[8] Венгеров А.Б. "Теория государства и права: Учебник для юридических вузов"- 3-е изд., Москва: Юриспруденция, 2000.

[9] Ст.2.глава 1. Конституция РФ

[10] Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015. Ст. 17, 46, 23, 35

11 Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015. Ст. 46, 35, 50, 26

[12] Дмитрук В.Н. Теория государства и права. /Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 1998.

Наши рекомендации