История и внешняя политика стран восточной Европы (Чехословакии, Венгрии, Румынии) в 1945-2010 годах
Румыния
После заключения советско-германского союза в 1939 Румыния потеряла Бессарабию и Буковину, передав их Советскому Союзу после советского ультиматума в июне 1940. В августе 1940 почти половина Трансильвании была передана Венгрии, а в сентябре 1940 южная Добруджа - Болгарии. Потеря этих территорий вынудила Кароля отречься от престола в пользу сына Михая в сентябре 1940. Генерал Ион Антонеску сформировал новый кабинет, провозгласил себя руководителем румын и стал союзником Германии. В августе 1944, после вступления советских войск в страну, король Михай объявил о выходе Румынии из войны на стороне Германии и о ее присоединении к Союзникам. Тем не менее, Румыния была оккупирована Советским Союзом, а в 1947 здесь была установлена коммунистическая диктатура. Сменявшиеся в августе 1944 - марте 1945 правительства генералов Константина Санатеску и Николае Радеску были неспособны противостоять подрывной деятельности коммунистов и открыли путь правительству Петру Гроза, созданному по указке из Москвы в марте 1945.
В декабре 1947 король Михай был вынужден отречься от престола, и была провозглашена Румынская Народная Республика. В конце 1940-х и начале 1950-х годов Румыния находилась в сфере интересов Советского Союза. Решения принимались в Москве, а исполнялись в Бухаресте коммунистической партией. Общественный и экономический порядок были перестроены по советским проектам. В 1949 началась коллективизация сельского хозяйства, и было введено экономическое планирование. Внешняя политика Румынии также регулировалась Советским Союзом.
В 1952 премьер-министром Румынии стал первый секретарь компартии Георге Георгиу-Деж. Смерть Сталина в 1953, приход к власти Н.С.Хрущева и смягчение напряженности в отношениях Советского Союза и Запада серьезно повлияли на дальнейшие событий. Решительность Хрущева в отстранении сталинистов от власти в странах-сателлитах Восточной Европы вынудила Георгиу-Дежа искать защиту у румынских националистов.
В 1950-е годы Румыния объявила о своем праве на собственный путь к социализму. Экономические и политические усилия в этом направлении позволили Георгиу-Дежу в 1964 официально заявить о независимости страны от Советского Союза по всем вопросам, касающимся ее суверенитета. Его преемник, генеральный секретарь партии Николае Чаушеску, подтвердил курс на независимость. Румыния использовала китайско-советский конфликт, начавшийся в 1961, для того, чтобы объявить о своем нейтралитете в случаях конфликтов между коммунистическими странами. Она не присоединилась к другим странам Варшавского Договора в ходе оккупации Чехословакии в 1968. Экономический рост продолжался в течение 1970-х годов. Однако в начале 1980-х годов обнаружилась нехватка продуктов питания, затем начались перебои с производством электроэнергии в результате истощения запасов нефти.
"Культ личности" Чаушеску, возникший в 1970-х годах, достиг своего пика после его 65-летия в 1983, когда его начали называть "гением Карпат" и т.п. Политическая оппозиция объединилась против объявленного им в 1988 плана снести 7000 сел, а их жителей переселить в 550 "агропромышленных центров", состоящих из жилых микрорайонов и заводов. В марте 1989 шесть оппозиционеров отправили Чаушеску открытое письмо, обвинив его в нарушениях прав человека, насилии над конституцией и разрушении экономики. Президент ответил, что перестройка в горбачевском духе не нужна, и продолжал настаивать на своем плане "систематизации". В декабре 1989 в городе Тимишоара в знак протеста против депортации венгерского пастора вспыхнуло восстание, которое закончилось смертью сотен людей, когда Чаушеску приказал армии стрелять в толпу. На следующий день начались протесты в большинстве городов, а пять дней спустя, 22 декабря 1989, чета Чаушеску вынуждена была спасаться бегством на вертолете из штаб-квартиры РКП. Вскоре они были схвачены и после быстрого суда казнены (25 декабря).
Власть тут же была передана шести авторам открытого письма марта 1989 и другим экс-коммунистам, объединившимся во Фронт национального спасения (ФНС). В мае 1990 ФНС успешно выиграл выборы, было создано правительство под руководством Петре Романа.
На президентских выборах победил Ион Илиеску. В июне 1990 тысячи шахтеров двинулись в поход на Бухарест, вероятно, подстрекаемые агентами тайной полиции "Секуритате", избивая демонстрантов и прохожих, они разгромили офисы оппозиционных партий и газет. После этого правительство запретило продолжение протестов и предприняло меры по либерализации экономики. Начало 1998 в Румынии ознаменовалось внутриполитическим кризисом, источником которого послужило стремление ДП еще раз сыграть роль "делателя королей" в надежде, что ее лидеру Петру Роману удастся занять пост премьер-министра. Несмотря на политические маневры ориентированного на продолжение курса реформ премьер-министра Виктора Чорбы, ему в начале апреля пришлось уступить свой пост Раду Василе - тоже представителю НЦХДП, не отказавшемуся ни от одного из пунктов программы своего предшественника; он предоставил ряд ключевых министерских постов представителям ДП. Новый премьер-министр - человек прагматической ориентации и здравого смысла - выступал за более сбалансированные отношения Румынии со странами не только Западной, но и Центральной Европы.
Однако от таких замен ход реформ не ускорился, а уровень жизни населения не повышался; фактически страна за 10 лет со времени отмены коммунистического правления так и не продвинулась по пути экономического развития. C падением режима Чаушеску в Румынии началась экономическая реструктуризация народного хозяйства. В целом к середине 1990-х появились юридические предпосылки для введения рыночной экономики. Однако реформы в Румынии после первоначальных успехов зашли в тупик в середине 1990-х годов. Приватизация не затронула большую часть тяжелой промышленности - в частную собственность перешло примерно 50% активов промышленных предприятий (по сравнению с 70% и более в бывших социалистических странах). В то же время из-за резкого снижения удельного веса общественных фондов резко отстало развитие инфраструктуры, а внешнеторговый баланс оказался дефицитным из-за падения экспорта и развала системы торговли, контролировавшейся Советским Союзом. После выборов 1996 новое руководство страны - президент Константинеску и премьер-министр Чорбя - попытались возобновить попытки проведения реформ, однако в течение 1997 так и не удалось преодолеть падения производства в основных отраслях.
Венгрия
Во время Второй мировой войны Венгрия принимала участие на стороне нацистского блока, её войска участвовали в оккупации территории СССР. В 1944—1945 венгерские войска были разгромлены, её территория оккупирована советскими войсками. После войны в стране были проведены свободные выборы, предусмотренные Ялтинскими соглашениями, на которых большинство получила Партия мелких сельских хозяев (57 процентов). Коалиция коммунистов и социал-демократов получила лишь 34 процента голосов. Однако коалиционное правительство, навязанное контрольной комиссией Союзников, которая возглавлялась советским маршалом Ворошиловым, отдала победившему большинству только половину мест в кабинете, а ключевые посты оставались в руках коммунистов.
10 февраля 1947 г. был подписан мирный договор между венгерским и советским правительствами. Премьер-министр Ференц Надь поехал с визитом в Швейцарию, где сложил с себя полномочия и отказался вернуться на родину. Коммунисты, пользуясь поддержкой советских войск, арестовали большинство лидеров оппозиционных партий, а в 1947 году провели новые выборы. К 1949 году коммунисты полностью захватили власть в стране. В Венгрии был установлен режим Матьяша Ракоши.
Лидер ВПТ и председатель правительства Матьяш Ракоши, прозванный «лучшим учеником Сталина», установил личную диктатуру, занимаясь копированием сталинского режима в СССР: проводил насильственные индустриализацию и коллективизацию, подавлял любое инакомыслие, боролся с католической Церковью. Была проведена коллективизация, начались массовые репрессии против оппозиции, церкви, офицеров и политиков бывшего режима и многих прочих недовольных. Начались и внутрипартийные чистки коммунистов. Одной из первых жертв стал глава МВД — Ласло Райк. За решёткой оказался и его преемник — Янош Кадар. В то же время жизненный уровень в стране стремительно падал. Экономическая ситуация в стране осложнялась ещё и тем, что Венгрия, как союзник Германии по Второй мировой войне, была обязана несколько лет выплачивать СССР, ЧССР и Югославии контрибуцию, иногда доходившую до четверти национального продукта. В Москве после смерти Сталина решили, что Ракоши излишне фанатичен, что он не способствует популярности новых венгерских властей в народе. В июле 1953 «лучший ученик Сталина» был заменён на посту главы правительства другим венгерским коммунистом, Имре Надем.
И. Надь прожил почти двадцать лет в России и, по некоторым данным, был тесно связан с НКВД и лично Берией. На посту главы правительства этот венгерский политик провёл ряд мер, направленных на улучшение жизни народа (были уменьшены налоги, увеличены зарплаты, либерализированы принципы землепользования), прекратил политические репрессии. Это сделало его популярным среди простых венгров и опасным для Москвы, увидевшей в Наде излишне самостоятельную политическую фигуру. В итоге, менее чем через два года тот был смещён с поста премьер-министра и исключён из ВПТ.
Новый глава правительства Андраш Хегедюш продолжил сталинистский курс во всех отраслях общественной жизни. Среди широких слоёв венгерского народа это вызывало недовольство. Стихийно зарождались требования возвращения к власти Надя, проведения альтернативных выборов, вывода из Венгрии советских войск. Многие венгры вовсе считали социалистический курс своей страны ошибочным.
Внутрипартийная борьба в Венгерской партии труда между сталинистами и сторонниками реформ началась с самого начала 1956 года и к 18 июля 1956 г. привела к отставке Генерального секретаря Венгерской партии труда Матьяша Ракоши, который был заменён на Эрнё Герё (бывшего министра госбезопасности).
Отстранение Ракоши, а также вызвавшее большой резонанс Познанское восстание 1956 г. в Польше, привели к росту критических настроений в среде студенчества и пишущей интеллигенции. С середины года начал активно действовать «Кружок Петёфи», в котором обсуждались самые острые проблемы, встающие перед Венгрией. Активную роль в провоцировании недовольства сыграли западные спецслужбы, в частности британская разведка, готовившая на своих базах в Австрии отряды боевиков, позже заброшенные в Венгрию.
16 октября 1956 года часть студентов университета в Сегеде организованно вышли из прокоммунистического «Демократического Союза Молодёжи» (венгерского аналога комсомола) и возродили «Союз Студентов Венгерских Университетов и Академий», существовавший после войны и разогнанный правительством. В течение нескольких дней отделения Союза появились в Пече, Мишкольце и других городах.
Активное участие в провоцировании недовольства сыграли западные спецслужбы. В частности, британская разведка МИ-6 еще с 1954 года обучала венгерских диссидентов в своих военных лагерях в Австрии (возле Граца), после чего забрасывала их обратно в Венгрию. Впоследствии многие из них приняли участие в мятеже.
Наконец, 22 октября к этому движению присоединились студенты Будапештского Технологического Университета (в то время — Будапештского Университета Строительной Промышленности). Они сформулировали перечень из 16 требований к органам власти (немедленный созыв внеочередного партийного съезда, назначение Имре Надя премьер-министром, вывод советских войск из страны, разрушение памятника Сталину и др.) и запланировали на 23 октября марш протеста от памятника Бему (польский генерал, герой Венгерской революции 1848 г.) до памятника Петёфи.
К 8 ноября, после ожесточённых боёв, были уничтожены последние очаги сопротивления восставших. Члены правительства Имре Надя укрылись в посольстве Югославии. 10 ноября рабочие советы и студенческие группы обратились к советскому командованию с предложением о прекращении огня. Вооруженное сопротивление прекратилось.
После 10 ноября ещё до середины декабря рабочие советы продолжали свою работу, нередко выходя на прямые переговоры с командованием советских частей. Однако к 19 декабря 1956 года органами государственной безопасности рабочие советы были разогнаны, а их лидеры арестованы.
Сразу же после подавления восстания начались массовые аресты: всего спецслужбы Венгрии и их советские коллеги арестовали около 5000 венгров (846 из них были отправлены в советские тюрьмы), из них «значительное количество членов ВПТ, военнослужащих и студенческой молодёжи».
Премьер-министр Имре Надь и члены его правительства 22 ноября 1956 года были обманным путём выманены из посольства Югославии, где они укрывались, и заключены под стражу на территории Румынии. Затем они были возвращены в Венгрию, и над ними состоялся суд. Имре Надь и бывший министр обороны Пал Малетер были приговорены к смертной казни по обвинению в государственной измене. Имре Надь был повешен 16 июня 1958. Всего было казнено, по отдельным оценкам, около 350 человек. Около 26 000 человек подверглось судебному преследованию, из них 13 000 было приговорено к различным срокам заключения, однако к 1963 году все участники восстания были амнистированы и освобождены правительством Яноша Кадара. В официальной историографии социалистической Венгрии мятеж был назван «контрреволюционным».
Венгры в массовом порядке эмигрировали — страну покинуло почти 200 000 человек (5 % от общей численности населения), для которых в Австрии пришлось создать лагеря беженцев в Трайскирхене и Граце.
Венгерские события оказали значительное влияние на внутреннюю жизнь СССР. Партийное руководство было напугано тем, что либерализация режима в Венгрии привела к открытым антикоммунистическим выступлениям и, соответственно, либерализация режима в СССР может привести к тем же последствиям.
После подавления восстания Венгерская партия труда была переименована в Венгерскую социалистическую рабочую партию. Её возглавил Янош Кадар, под руководством которого была проведена осторожная либерализация государства, в первую очередь экономики. Была разрешена мелкая частная собственность. В период до конца 1980-х годов Венгрия занимала лидирующие положения среди социалистических стран по ряду отраслей, в частности, в электронной промышленности.
В 1989 году произошла мирная смена власти, в результате чего власть Венгерской социалистической рабочей партии была заменена парламентским строем. На смену Венгерской Народной Республике пришла Венгерская Республика.
Чехословакия
Главой страны в изгнании ещё с 1940 года оставался Эдвард Бенеш, которого поддерживали страны антигитлеровской коалиции, и в том числе СССР. Как руководитель зарубежного чехословацкого антифашистского Движения Сопротивления, Бенеш в декабре 1943 года подписал в Москве договор о дружбе и союзных отношениях с Советским Союзом. Этот договор предопределил послевоенную внешнеполитическую ориентацию Чехословакии и ход её политического развития в 1945-48 гг. 28 октября 1945 года временный парламент подтвердил президентские полномочия Бенеша, а 19 июля 1946 года новый состав парламента вновь избрал его — единогласно — на пост президента Чехословакии.
5 апреля 1945 года президент Бенеш утвердил представленную Национальным фронтом Кошицкую правительственную программу восстановления экономики Чехословакии. В момент принятия программы правительство возглавлял член вновь воссозданной (существует с 1878 года) социал-демократической партии Чехии Зденек Фирлингер. Границы национализации бывших частных предприятий и банков были очерчены в этой программе не как самоцель, а как способ организации деятельности экономики в условиях необходимости наказания коллаборационистов и других сподручных фашизма.
19 мая 1945 года был издан декрет о недействительности имущественно-правовых отношений, возникших в годы оккупации. Всё имущество производственного назначения, принадлежавшее коллаборационистам, подлежало безвозмездной передаче в народное управление.
Декретом от 12 июня 1945 года были конфискованы все земли, принадлежавшие немецким и венгерским помещикам, а также земли, владельцы которых сотрудничали с немецкими, венгерскими и (в 1938-39) польскими оккупантами. Дальнейшее решение аграрного вопроса шло в контексте выполнения задач аграрной реформы, провозглашённой в Чехословакии ещё в 1919 году. По ёе выполнении в июне 1947 года был принят закон о пересмотре задач аграрной реформы, предусматривавший дальнейшее её углубление, в частности, последующее снижение верхнего предела размеров частных землевладений.
14 октября 1945 года было избрано Временное Национальное собрание. Декрет Бенеша 24 октября 1945 года дополнительно определил условия национализации копей и крупных промышленных предприятий. Их владельцы (из числа не запятнавших себя сотрудничеством с фашистами) получали компенсацию. Таким образом, в руки государства полностью перешла энергетика, угольная, металлургическая, основная часть химической промышленности и предприятия военно-промышленного комплекса. Были также национализированы акционерные банки и страхкассы. В остальных отраслях были национализированы (с выкупом) предприятия с численностью не менее 150 человек. Таким образом, доля промышленного производства Чехословакии, переданного из частной в государственную собственность, составила 80 %.
Кошицкая программа 1946 года была для Чехословакии масштабным для своего времени опытом макроэкономического регулирования экономики, ориентированной на рынок. Окончательно задачу послевоенного восстановления экономики решил последовавший за ней первый пятилетний план 1949-53 гг.: уровень промышленного производства достиг 119 % к последнему мирному, 1937 году.
Значительный вклад КПЧ в движение Сопротивления (погибло 25 тыс. коммунистов, среди которых такие национальные герои, как писатель Ю. Фучик, депутат Национального собрания Я. Шверма и другие) — всё это, как и в других европейских странах, освобождённых от фашизма, отразилось в весомой доле голосов, отданных в Чехословакии на первых послевоенных выборах 1946 года за коммунистов — около 40 %. В пользу коммунистов играл не только авторитет СССР как страны, армия которой разгромила фашистские войска практически на всей территории Чехословакии. Несмотря на наличие аналогичных идейных связок между КПСС и «братскими партиями» в соседних Польше и Венгрии, этим странам пришлось вернуть Чехословакии территории, которые они аннексировали, как и Германия, в 1938 году в результате расчленения страны по «мюнхенскому сговору». Чехословацкая государственность в 1945 году была восстановлена на прежней территории за исключением Подкарпатской Руси (передана Чехословакии в 1920 году по Трианонскому договору как автономия) — город и железнодорожный узел Чоп с окрестностями, ранее относившийся к Кралёвохлмецкому району Словакии, был передан Украинской ССР.
26 мая 1946 года состоялись выборы в Законодательное Национальное собрание и в национальные комитеты. На них КПЧ получила наибольшее число голосов из всех политических партий, однако при всей своей популярности не имела абсолютного перевеса над ними, и вплоть до февраля 1948 года не имела гегемонии в органах власти. 25 октября 1946 года Законодательное собрание приняло закон о двухлетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1947-48 годы.
Чехословакия была в числе первых стран, оказавших помощь становлению независимости и обороноспособности государства Израиль, созданного в мае 1948 года. При активном содействии вновь назначенного министром иностранных дел Владимира Клементиса была проведена Операция «Валак», в ходе которой в Израиль с аэродрома Жатец под Прагой было нелегально многие тонны вооружения, боеприпасов, а также 23 самолёта Avia S-199 (послевоенная чешская версия истребителя «Мессершмитт» Ме-109). В 1950 году Клементиса арестовали при нелегальном переходе границы. Позже ему было инкриминировано участие в троцкистско-титоистско-сионистском заговоре, а в конце 1951 года его дело было приобщено к процессу Сланского.
Всем подсудимым во главе с бывшим Генеральным секретарём ЦК КПЧ Рудольфом Сланским было предъявлено обвинение в государственной измене. Протоколы открытого процесса, состоявшегося в ноябре 1951 года, зафиксировали особое внимание следствия к контактам подсудимых с Израилем и зарубежными евреями. В обвинительном заключении впервые в послевоенное время прозвучала непримиримая оценка сионизма. Главный обвинитель И. Урвалек заявил, что «сионизм превратился в самого верного прислужника наиболее реакционных, милитаристских и человеконенавистнических кругов мирового империализма и поэтому причастность к сионизму должна рассматриваться как одно из тягчайших преступлений против человечества»[35]. Еврейская энциклопедия, исходя из национального состава обвиняемых и тяжести приговора (из 14 обвиняемых казнено двое чехов, один словак, и 8 из 11 евреев, включая Сланского) делает вывод «о выраженной антисемитской направленности» этого политического процесса. До 1956 года осуждённых на пожизненное заключение по «делу Сланского» реабилитировали, а 1 мая 1968 года, в знаменитую «пражскую весну», президент ЧССР Людвик Свобода посмертно наградил бывших подсудимых высшими наградами государства, в том числе золотыми звёздами Героев Труда.
Февральские события 1948 года.В терминах политологии события 20-25 февраля 1948 года представляли собой вариант развития политической ситуации, инициируемой кабинетным кризисом, когда ряд министров подают в отставку в расчёте на то, что президент отреагирует на это сменой всего кабинета.
Формальным поводом этого кабинетного кризиса стало запрос Национал-социалистической партии к МВД (которое возглавлял член КПЧ) о причинах служебного перемещения 13 февраля 1948 года 8 старших офицеров Корпуса национальной безопасности. Так как ни один из этих силовиков не был членом КПЧ, кадровую политику министра авторы запроса охарактеризовали как «политически мотивированную чистку личного состава».
20 февраля 1948 года 12 из 26 министров (от Национально-социалистической, Народной и словацкой Демократическую партии) не явились на созванное Готвальдом чрезвычайное заседание правительства, где должны были выступить министры внутренних дел и национальной обороны, и одновременно подали президенту прошение об отставке. Этим они рассчитывали оказать давление на президента с тем, чтобы он отправил в отставку всё коалиционное правительство (его ещё с 1946 года возглавлял Клемент Готвальд), провёл новые выборы и сформировал новый кабинет.
Критикуя этот шаг, идеолог НСПЧ Ф. Пероутка 21 февраля заявил: «Известно, что легче отказаться от власти, чем снова вернуться к ней». В этот же день не поддержало предложение об отставке своих министров и руководство социал-демократов. Таким образом, вместе с министрами от КПЧ и двумя беспартийными этот демарш не поддержали в общей сложности 14 министров. Инициаторы кризиса из числа членов кабинета оказались в численном меньшинстве, и премьер-министр Готвальд предложил президенту Бенешу не распускать кабинет, а разрешить ему, в соответствии с Конституцией, заместить министров, выбывших по собственному желанию, новыми — что и произошло через 4 дня.
25 февраля 1948 года президент Бенеш, принимая отставку 12 министров, не стал распускать правительство, а поручил премьер-министру Готвальду заполнить вакансии новыми персоналиями. Все они были избраны из числа коммунистов, и таким образом угроза выхода из правительства как средство давления на президента страны обернулась для этих партий реальной потерей власти.
Февральские события 1948 года не сопровождались ни насильственным захватом власти, ни смещением ключевых фигур в руководстве. С соблюдением конституционных норм вновь назначенные министры принесли присягу при том же президенте; на своём посту остался и премьер-министр. Митинги и демонстрации, заявления от имени различных непартийных конференций (22 февраля в Праге прошёл съезд делегатов заводских советов), предупредительные стачки (на 24 февраля в стране была назначена всеобщая одночасовая забастовка) не привели в 1948 году в Чехословакии к вооружённым столкновениям. Компартия Чехословакии стала доминирующей, но не единственной партией в стране мирным путём. В той же последовательности — митинги с требованиями к высшей власти, смена правительства при том же президенте, и как результат резкое изменение партийной структуры власти — развивались события и через 41 год, в «бархатную революцию» 1989 года.
Для Демократической партии неблагоприятный исход инициированного ею кабинетного кризиса повлёк за собой её распад. Часть региональных организаций в Словакии заявила об организованном выходе из состава ДП, и тогда же, в феврале 1948 года, на этой основе была создана Партия словацкого возрождения. Её состав — горожане и крестьяне, проживающие в Словакии.
Среди истоков политического раскола в феврале 1948 года историки рассматривают непринятие Чехословакией помощи по плану Маршалла. Обнародованный в общих чертах 5 июня 1947 года, этот план предполагал помощь США европейским государствам в их послевоенном восстановлении на условиях, которые госсекретарь Дж. Маршалл предлагал обсудить 12 июля того же года на встрече глав государств в Париже. За неделю до начала Парижского саммита, 4 июля кабинет министров Чехословакии проголосовал за участие в нём, что предполагало подписание договора о принятии от США помощи на ещё не вполне ясных условиях.
7 июля премьер-министр К. Готвальд выехал в Москву, где узнал ещё не обнародованные к тому времени политические условия предоставления помощи со стороны США, а именно — вывести из состава правительства всех коммунистов. Для Чехословакии, где коммунисты входили в правительство ещё в довоенное время, и являлись ведущей по популярности политической партией (хотя и не имеющей большинства в кабинете министров) принятие такого условия означало бы катастрофическое разрушение баланса политических сил с непредсказуемыми последствиями в общественной жизни. Исходя из этого, по возвращении премьера в Прагу, кабинет министров некоммунистического правительства принял решение отказаться от ранее принятого приглашения в Париж и, как следствие — от американской помощи на условиях Маршалла.
Последствия этого шага для Чехословакии рассматриваются двояко. С одной стороны, отказ от принятия американской помощи ценой удаления коммунистов выдвигался причиной недостаточных темпов экономического роста. С другой — что в отличие от Мюнхенского диктата 1938 года страна не поддалась политическому нажиму извне, причём уже с 1949 года её индустриально развитая экономика получила на многие годы в лице стран СЭВ стабильный и обширный рынок сбыта, не испытывавший, в отличие от Запада, кризисов сокращения производства, благодаря чему страна не испытывала безработицы. Вновь трудоустроились и те, кто лишился политически значимых рабочих мест по недоверию в феврале 1948 года. Политическая эмиграция из Чехословакии после кризиса 1948 года оценивается незначительной цифрой 3 тысячи человек.
7 июня 1948 года Бенеш в связи с ухудшением здоровья покинул пост президента, и спустя 3 месяца умер. 14 июня 1948 года Национальное собрание избрало на пост президента Готвальда, который уступил кресло премьера Антонину Запотоцкому. При том, что высшие государственные посты с этого времени стали занимать члены КПЧ, на протяжении всех лет социалистического развития вплоть до отстранения коммунистов от власти в 1990-е годы традиции многопартийной системы в Чехословакии не прерывались. Партии-инициаторы февральского кризиса не были принудительно распущены; в некоторых из них произошёл раскол, другие же продолжили существовать под прежним именем, но с новым составом руководства. Как и в других странах народной демократии, на некоммунистическом партийном фланге в Чехословакии продолжали действовать христианские партии. Их идеология, христианский социализм, была аналогична ряду западноевропейских партий, и не противоречила программным установкам КПЧ на построение социализма.
Национализация экономически значимых предприятий была осуществлена в стране до 1948 года, в условиях классической современной демократии и многопартийной системы, при явной поддержке большинства населения страны. Но хотя за два года реализации Кошицкой программы доля частного сектора в народном хозяйстве страны сократилась до 1/5, и эти процессы продолжались и в начале 1950-х годов, Чехословакия не являлась при этом «полноценным» социалистическим государством, а лишь «создала предпосылки перехода к построению социализма».
11 июля 1960 года Национальное собрание взамен Конституции 9 мая (1948) приняло новую конституцию, по которой страна стала называться Чехословацкой Социалистической Республикой — ЧССР.
В октябре 1968 года был принят, и с 1 января 1969 года вступил в силу Конституционный закон о чехословацкой федерации, в соответствии с которым унитарное государство было преобразовано в федерацию двух равноправных республик — Чешской социалистической республики и Словацкой социалистической республики. Примечательно, что эта важнейшая реформа государственного устройства страны была начата и завершена при том же составе лидеров (Первый секретарь ЦК КПЧ — Александр Дубчек, председатель Национального собрания ЧССР — Йозеф Смрковский, премьер-министр — Олдржих Черник), которые руководили страной в период Пражской весны, причём по завершении вывода войск стран-участниц Варшавского договора, введённых в Чехословакию 21 августа 1968 года.
Примерно с осени 1989 года начался процесс демонтажа социалистической системы «сверху», сопровождаемый массовыми демонстрациями. 28 ноября на очередной встрече правительства ЧССР и правящего Национального Фронта с представителями «Гражданского форума» было соглашение решение об отмене положения о ведущей роли коммунистической партии, закреплённого в Конституции ЧССР. 29 ноября Национальное собрание утвердило эту поправку к Конституции, в этот же день оно избрало своим председателем вернувшегося в политику Александра Дубчека, на должность президента ЧССР избран известный правозащитник и диссидент Вацлав Гавел.