Внешняя политика Австро-Венгрии в 1900-1914 годах

Внешняя политика Австро-Венгрии в начале 20 века становилась все более и более агрессивной. Главным направлением австро-венгерской экспансии были Балканы.

Наиболее активным проводником этой политики была «военная партия», возглавлявшаяся наследником престола Францем-Фердинандом, видевшим в победоносной войне на Балканах единственное средство, способное подавить национально-освободительное движение южнославянских народов и предотвратить распад Австро-Венгерской монархии. Правой рукой Франца-Фердинанда был начальник генштаба австро-венгерской армии фельдмаршал Конрад фон Гетцендорф.

Крупным актом австро-венгерской экспансии на Балканах была аннексия Боснии и Герцоговины 5 октября 1908 года, вызвавшая серьезный международный кризис и обострившая отношения между Австро-Венгрией, с одной стороны, Россией и Сербией- с другой. Австро-Венгрия предложила Болгарии и Румынии разделить на троих Сербию. Сербия готовилась дать отпор любому вторжению, рассчитывая на поддержку России. Но Россия не была готова к войне с Австро-Венгрией, на стороне которой выступала Германия, в 1909 году прямо обязавшаяся помочь империи Габсбургов, если Россия вмешается в австро-сербские отношения. Под давлением Германии Россия признала власть Австро-Венгрии над Боснией и Герцеговиной. Под угрозой вторжения войск Австро-Венгрии за Россией последовала и Сербия. Но воспользовавшись обеспокоенностью Италии усилением позиций Австро-Венгрии, Россия договорилась с нею совместно противодействовать дальнейшей экспансии империи Габсбургов на Балканах, а в обмен на согласие России с планами Италии в Северной Африке Италия обещала благожелательно относиться к заинтересованности России в свободе проливов-Босфора и Дарданелл.

Борьба между Австро- Венгрией и Сербией разгорелась с новой силой в 1912-1913 годах, в период первой и второй балканских войн. В Австро-Венгрии начались военные приготовления против Сербии, особенно активные к концу 1912 года. «Военная партия» рассчитывала свести счеты с Сербией, укрепить позиции Австро-Венгрии на Балканах и подавить славянские национальные движения в самой монархии. После небольших колебаний австрийские правящие круги вынуждены были отложить намеченное ими нападение на Сербию. Причиной этому был страх перед выступлением России. Однако позиция балканских государств была ослаблена вспыхнувшей в 1913 году второй балканской войной. В итоге отношения между балканскими государствами, между Австро-Венгрией и Сербией, а в связи с этим и между Австро-Венгрией и Россией стали чрезвычайно напряженными.

Германия продолжала курс на сближение с Австро-Венгрией, стремившейся опереться на Германию в борьбе против России на Балканах. Было положено начало сотрудничеству двух империй в экспансии на Восток. Хотя Бисмарку не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, в 1879 году между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России и о благожелательном нейтралитете в случае нападения одной из них на Россию. Этот договор положил начало формированию одной из двух коалиций, столкнувшихся в 1914 году.

Ослабевший «Союз трех императоров» в 1881 году был подкреплен австро-русско-германским договором о взаимном нейтралитете этих держав, если одна из них подвергнется нападению четвертой, в частности в случае нападения Англии на Россию или Франции на Германию. Добиваясь изоляции Франции, Бисмарк поощрял Италию в конкуренции с Францией, её притязания на захваченный Францией Тунис и способствовал приглушению её претензий на принадлежавшие Австро-Венгрии Триест и Трентино. Своим основным противником Австро-Венгрия считала не Италию, а Россию. Это позволило Германии, Италии и Австро-Венгрии в 1882 году подписать «Тройственный союз», продлевавшийся до 1915 года. В случае нападения Франции на Италию или Германию они обязались поддерживать друг друга, а Австро-Венгрия обещала лишь нейтралитет. Кроме того, все трое обещали друг другу благожелательный нейтралитет в случае войны с любой другой великой державой, кроме Франции, и военную помощь, если бы одна из участниц Союза подверглась нападению сразу двух великих держав. В случае австро-русской войны это обеспечивало Австро-Венгрии нейтралитет Италии.

Наши рекомендации