Отметьте на контурной карте территорию расселения племени саков- массагетов. Расскажите об археологических памятниках саков - массагетов.
Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VII—V вв. до н. э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах5. Похороненные в могильнике Уйгарак принадлежали к верхушке саков-массагетов. При раскопках обнаружен многочисленный погребальный инвентарь: лепная глиняная посуда и керамика, сделанная на гончарном круге южного происхождения, каменные жертвенники и оселки — точильные камни. В одном захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, украшенных бляхами в виде волков, остатки конской узды — удила с псалиями. Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки с изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных птиц. Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение между двумя культурными ареалами — европейским и сибирским. Культура массагетов достигла своего расцвета в середине Iтыс. до н. э. Это было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время высокого уровня. Под влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К их числу относятся открытые археологами городища Чирик-Рабад и поселение Бабиш-мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним обнаружены остатки древней ирригации. В планировке, фортификации этих населенных пунктов прослеживаются традиции оседлой культуры древнего Хорезма.
Билет № 11
Государство уйсунов.
Уйсуны, пришедшие на земли Казахстана из Центральной Азии во II в. до н.э. (около 160-170-х гг. до н.э.), заняли земли саков-тиграхауда в Семиречье. Границы их государства простирались от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от Балхаша на севере до побережья озера Иссык-Куль на юге. Столица уйсуней - Чигучен («город Красной долины»)- располагалась на берегу озера Иссык-Куль.
Государство делилось на 3 части: восточную, западную и центральную. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Глава государства назывался гуньмо (великий бек),его личная гвардия насчитывала 30 тыс. человек, родовая и племенная знать носила титул беки (беги). Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. По сведениям китайского историка Сыма Цянь государство уйсуней, насчитывавшее 630 тыс. человек, могло выставить в военное время войско численностью 188 тыс. человек. Уйсуны имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Китайцы называли государство уйсунов Усунь-го. Уйсуны вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и гуннами. Название «уйсун» встречается в китайских источниках со II века до н.э. (в сочинениях китайского историка Сыма-Цянь). По легенде, записанной Сыма-Цянь, сына убитого предводителя уйсунов вскормили ворон и волчица, что символизировало покровительство богов. Хозяйство уйсунов было комплексным (скотоводческо-земледельческим). Основное занятие - кочевое скотоводство (коневодство), в меньшей степени - земледелие и садоводство. У уйсунов существовала частная собственность не только на скот, но и на землю и воду. Рабы использовались в домашнем хозяйстве. На весенних и осенних пастбищах уйсуны строили постоянные жилища из камня, глины, саманного кирпича, с очагом посредине помещения. Жилищем уйсунов также была юрта. В большом количестве изготавливали керамическую посуду. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие в собственности 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей уйсуны метили, т.е. ставили клеймо.
В государстве уйсунов военачальники и крупные чиновники имели личные печати из золота и меди, менее знатные чиновники - из глины и камня. Социальное неравенство уйсунов хорошо прослеживается в курганных захоронениях. Высокого уровня достигло изготовление ювелирных изделий в «полихромном стиле»: методом «зерни» - припаивания шариков из драгоценных металлов на основу. Памятники культуры уйсунов относятся к III в. до н.э. - IV веку н.э. и в основном сосредоточены в Семиречье. Об обычаях, традициях, обрядах уйсунов можно судить только по археологическим памятникам.
Изображения на ювелирных изделиях, оружии, бытовых украшениях отражали религиозные представления уйсунов. Замечательным памятником их ювелирного искусства является каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье недалеко от Алматы, на высоте 2300 метров. Каргалинская диадема была изготовлена ювелиром, жившим предположительно в I в. до н.э. - II в. н.э. Она представляет собой изображение модели Вселенной. Изображенные на диадеме животные символизировали жизнь Земли. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента.
Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка - I в. до н. э. - II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони - солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. При украшении предметов быта уйсуны часто использовали изображения солнца. Умершего хоронили в центре кургана, на спине, головой на восток.