Социальные проблемы советского общества в 1954-1965 годы.

В первые годы после смерти Сталина во внутренней политике правительства наметилась тенденция поворота к потребностям людей. Это наглядно проявилось уже в марте 1953 года, когда Г.М. Маленков с трибуны Мавзолея заявил о том, что законом для партии и правительства является обязанность неуклонно добиваться дальнейшего улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции. Реализация этой задачи, подтвержденной и развитой на заседаниях Верховного Совета СССР в августе 1953 года и сентябрьским (1953) Пленумом ЦК КПСС, создавала условия, благоприятствующие применению методов хозяйствования, основанных на максимальном учете экономических интересов трудящихся.

Но, однако, новые перспективные политические решения не были осуществлены. Иначе и быть не могло в условиях функционирования командной системы, принижения роли республик в разработке планов народного хозяйства. Взятый курс на экстенсивный характер экономики привел к использованию республики в качестве сырьевого придатка. Центральные ведомства, союзные министерства, сооружая новые промышленные гиганты на территории республики, не заботились о развитии ее социальной базы и сохранении экологического баланса.

Такое хроническое пренебрежение к социальным проблемам не могло пройти бесследно. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1959 года. Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, и до конца 1959 года в область приехали 132 тысячи человек. На следующий год прибыло еще 70 тысяч.

Для вновь прибывших строились дома, но ввиду их недостатка рабочих приходилось размещать в палатках. Трудности акклиматизации, недостаток питьевой воды, плохо налаженное питание вызывали у людей законное недовольство. Нередки были простои. Для социального взрыва нужен был какой-либо повод. Этим поводом для начала волнений в Темиртау послужили события 1 августа, когда группа молодежи напала на объекты общепита. Первые противоправные действия постепенно перешли в беспорядки. К сожалению, естественным, в целом, недовольством рабочих воспользовались уголовные элементы. Толпа грабила магазины, рынок, универмаг, столовые, осадила горотдел милиции. Беспорядки продолжались около трех дней. Для пресечения бесчинств были привлечены войска, применено оружие. Среди участников беспорядков появились погибшие, но и среди военнослужащих и милиции были пострадавшие. Над зачинщиками беспорядков состоялся суд. К сожалению, события, происшедшие в Новочеркасске (демонстрации рабочих, вызванные увеличением норм выработки и одновременным снижением оплаты этих норм, 1962 г.), в Темиртау и в ряде других мест, не заставили руководство республики и страны пересмотреть свои взгляды на дальнейшее развитие общества.

3. Объясните цитату М.Магауина «…повысилась гражданская активность поэзии, она стала душевной, человечной, обозначилось ее личностное свойство» на примере казахских акынов первой половины XIX века.

В казахской литературе первой половины XIX в. и устном творчестве с большим вдохновением была воспета героическая борьба народа за свою национальную независимость. Было создано много стихотворений, поэм - дастанов, посвященных Исатаю и Махамбету, Кенесары и его брату Наурызбаю, Есету и Бикету, Жанкоже и другим историческим личностям. Поэты, акыны, сказители вос­певали героическую борьбу народа, патриотизм и верность батыров и полководцев своего народа. Вместе с тем эти про­изведения смело разоблачали двуличие ханов и султанов, превратившихся в подлых колонизаторов. Историческая ценность таких произведений состоит в том, что авторы их были активными участниками, оче­видцами этих событий. Эти произведения воспитывали последующие поколения в духе свободолюбия, патриотиз­ма. Среди этой плеяды народных поэтов, акынов-жырау были такие крупные таланты, как Доскожа, Махамбет, Шернияз, Шоже, Арыстанбай, Орынбай и другие, расцвет творчества которых приходится на середину и вторую половину века. В первой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Ма­хамбета Утемисова — поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний. М. Утемисов изначально был близок к народу. За участие в 1829 г. в народных волнениях он некоторое время даже сидел в заключении в Калмыковской крепости. Позже он присоединился к восстанию Исатая Тайманова и принял в нем активное участие. Махамбет в своих произведениях нарисовал образ справедливого и смелого воина, который посвятил себя борьбе за чаяния своего народа. Поэт считал Исатая образцом для подражения. Под влиянием стихов Махамбета вокруг Исатая стали собираться казахи, не желавшие терпеть унижение и насилие как со стороны колониальных властей, так и со стороны казахской знати. Воспевая героизм Исатая, а также нещадно критикуя хана, султанов и их окружение, Махамбет своими стихами призывал народ к борьбе за равенство и справедливость.

Билет № 10

Наши рекомендации