Глава 5. Деятельность IV Государственной Думы

Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года. Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Председатель IV Государственной Думы М. В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства».

В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого в полном составе Дума уже не собиралась.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

Заключение

Таким образом, парламентаризм в России был "нежеланным ребенком" для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти. Однако в ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.

Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство.

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она настаивала на выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали общественное мнение.

Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией русской армии. С 1907 по 1912 год Дума санкционировала увеличение военных расходов на 51 процент.

Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась бессильна: слишком велика была помещичья оппозиция, да и среди депутатов присутствовало немало таких, кто, мягко говоря, не был заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства.

Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности.[8]

Список использованной литературы

1. Болтенкова Л. Ф. Влияние парламентов на развитие федерализма в России // Политико-правовые основы федерализма в России / под ред. Р. Хакимова. — Казань, 2006. — С. 8-23.

2. Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XX века. - М.: АСТ, 2001. – 608 с.

3. Еленин Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905-1917 годах. // Юрист.-1998. - № 3. – 80 с.

4. Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX в.: новые политики в новом политическом пространстве / Диссертация на соискание степ. д.и.н. На правах рукописи. — Пермь, 2009. — 537 с.

5. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века / И.А. Кравец. – М.: Маркетинг; Новосибирск; ЮКЭА, 2000. – 368 с.

6. Сперанский М.М. Проекты и записки. – М., 1961. С. 237.

7. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России.М.,1991. 64с.

8. Высочайший манифест от 6 августа 1905 г. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908. Ст. 26656. С. 637-638. (http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3081/)

9. Высшие законодательные органы России (1906-1993 годы). Официальный сайт Государственной Думы РФ. (http://www.duma.gov.ru/about/history/information/)

[1] Сперанский М.М. Проекты и записки. – М., 1961. С. 237.

[2] Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX в.: новые политики в новом политическом пространстве / Диссертация на соискание степ. д.и.н. На правах рукописи. — Пермь, 2009. — 537 с.

[3] Высочайший манифест от 6 августа 1905 г. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908. Ст. 26656. С. 637-638. (http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3081/)

[4] Сироткин В.Г. Великие реформаторы России.М.,1991. 64с.

[5] Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XX века

[6] Болтенкова Л. Ф. Влияние парламентов на развитие федерализма в России // Политико-правовые основы федерализма в России / под ред. Р. Хакимова. — Казань, 2006. — С. 8-23.

[7] Еленин Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905-1917 годах. //Юрист.-1998.-№ 3.

[8] Высшие законодательные органы России (1906-1993 годы). Официальный сайт Государственной Думы РФ. (http://www.duma.gov.ru/about/history/information/)

Наши рекомендации