Особенности лоббистской деятельности за рубежом.

Влияние лоббизма как политического института в развитых странах мира значительно возросло в последнее десятилетие. Особенно явно это выделяется в деятельности США, в которой лоббизм имеет продолжительную историю и даже свои традиции. В течение 71 года с 1946 года там действует полноценный закон, который отвечает за регулирование лоббистской деятельности. Там указываются требования к специалисту, который может осуществлять отстаивание интересов в государственных структурах – обязательное юридическое образование в совокупности с опытом работы во властных органах. В сферу действия закона входят любые лица, которые занимаются получением или сбором средств в государственных органах с целью принятия или отклонения того или иного законопроекта.

Для каждого лоббиста обязательным является процесс его регистрации в Палате представителей. В его заявлении указывается все выходные данные о нем, профессиональное положение, лица, чьи интересы он защищает, сумма оклада за завершение проекта и цель получения денежных средств из бюджета.

Каждый лоббист обязан в течение каждого последующего квартала предоставлять властным органам отчет о проделанной работе:

1) все доходы/расходы средств, которые были вложены или получены для реализации конкретных целей лоббистской кампании;

2) список организаций и лиц, которые получали выплаты из представленной выше сметы, а также назначение выделенных средств;

3) перечень СМИ, в которых были опубликованы те или иные подробности о ходе реализации лоббируемого законопроекта, либо формирование списка заранее оплаченных с этой целью публикаций.

Позднее американские юристы обнаружили в этом законе некоторый ряд недостатков: размытость некоторых положений, их противоречие друг другу, присутствие возможности обойти закон и невозможность четкого планирования соблюдения мероприятий проекта. Более того, в сферу деятельности этого документа не входил лоббизм исполнительных органов власти и косвенное лоббирование. Следствием этого стало принятие в 1995 году нового федерального «Закона о раскрытии лоббистской деятельности». Тогдашний президент Клинтон высоко оценил уровень этого документа, обозначив его эффективным законом, которые не подрывает доверие к лоббистской деятельности в Америке и служит гарантом справедливости для американского народа.

В новом законопроекте имеет место такое понятие как «охваченность» должностного лица. Под этим понимается возможность и реальное влияние лоббиста на принятие или отклонение того или иного решения. В список «охваченных» должностей вошли: исполнительный аппарат президента; руководители, их заместители и помощники в ведомствах и отраслевых министерствах; военные высшей категории; участники Конгресса; руководители палат Конгресса; сам президент и вице-президент и другие должностные лица, оказывающие содействие государственным органам.

Там же было впервые использовано такое понятие как «лоббистский консалтинг». Призыв к открытости лоббистской деятельности обозначен тем, что специалисты получают фиксированную плату за свою работу, которая не должна скрываться. Подробности лоббистских кампаний не раскрываются в случаях, когда время, затраченное на действия лоббиста, не преодолело порог в 20 % от всей продолжительности охваченных мероприятий. В законе указан перечень различий между правами лоббистов и их ответственностью за проводимые кампании. Любой комплекс лоббистских мероприятий должен сопровождаться подробным отчетом о затраченных средствах, если участник лоббирования работает в органах регистрации лоббистских организаций, которые отчитываются вышестоящим властям.

На тот момент в законе числилось 6550 официальных лоббистов, сейчас эта цифра возросла до 56000. Новый закон привел к тому, что лоббисты активно начали свою официальную регистрацию, не желая вести теневую деятельность и вступать в криминальные схемы. Налажена система отслеживания фальсифицированных лоббистских кампаний методикой штрафов при обнаружении грубых нарушений. Частым проступком была рассылка писем от несуществующих организаций с целью получения денежных средств для своих афер из государственной казны. Подобное действие облагалось штрафом в 50 тыс. долларов, а деятельность лоббистов, которые были замечены в рамках таких мероприятий, резко ограничивалась.

Претерпел изменения и Закон о регистрации иностранных агентов 1938 г., который теперь распространялся только на иностранных агентов и чиновников, работающих в министерствах иностранных дел. Но помимо этого закона их деятельность попала под влияние нового закона 1995 года, в котором обозначалось, что к иностранным просителям и лоббистам применимы все требования, которые выдвигаются и американским консалтинговым агентствам.

Дополняли официальный закон о лоббизме такие документы, как «Закон об этике служащих правительственных органов» и «Закон об избирательных кампаниях», которые были приняты в 1972 и 1978 годах соответственно. Они влияли на закон о лоббизме косвенно, но при этом успешно дополняли его положения и помогали повышать эффективность проводимых кампаний. При этом законы о лоббизме имеют распространение не только на федеральном уровне, но и на региональном. Практически каждый штат имеет в своей администрации закон, регулирующий осуществление лоббистской деятельности. К примеру, закон штата Флорида гласит о разделении экономических и политических интересов лоббистов, так как лица, которые сделали взнос за того или иного кандидата, не могут заключать договора о ведении лоббистской деятельности на территории штата. Данная тенденция выгодна потому, что стабильное финансовое сопровождение избирательных кампания становится одним из ключевых инструментов местного лоббизма, но при этом специалистам после этого поступают выгодные предложения о государственном лоббировании в масштабах страны.

В последние десятилетия лоббизм стал играть одну из определяющих ролей в американской политике. В основе этого лежит принятие закона, который обеспечивает контроль расходов на избирательные кампании. Количество коллективных и индивидуальных жертвователей было резко ограничено введением комитетов политического действия. Данные комитеты быстро стали основными сборщиками средств для каждой из существующих политических партий. Это привело к значительному увеличению числа комитетов политического действия по всей стране. Они создавались не только профсоюзами и крупными корпорациями, но ассоциациями, основным контингентом которых были представители среднего класса. На середину 2010-х годов список зарегистрированных политических комитетов составил 16500 организаций, что превысило объем этой же категории в 1990-х в 12,5 раз.

Рост политической роли данных комитетов привел к тому, что по инерции выросла роль групп интересов в политических делах страны. В некоторых случаях комитеты политического действия сами становились создателями определенных заинтересованных групп из числа профессиональных, корпоративных и социальных объединений жителей Америки. Данные категории лиц хотели перевести свои индивидуальные усилия в более эффективные групповые с целью реализации большего числа значимых общественных проектов. Доминирующие до этого общественно-политические движения сменились четко ориентированными группами интересов. В рамках таких объединений создаются отделы по лоббированию, которые представляют свои интересы в Вашингтоне. За последние 15 лет число таких группы интересов возросло в 1,5 раза – с 15 тысяч отделов до 24 тысяч. Тройка лидеров выглядит следующим образом: группы культуры и образования – 3,7 тысяч отделений, группы бизнес-сообществ – 3,5 тысячи отделений, а также 2,46 тысяч отделений для врачебных и медицинских организаций. Особую активность проявляют те, кто создает в рамках своего предприятия профессиональные отдел по работе с государственными структурами. Официальные данные гласят, что открытым лоббизмом занимается около 5,5 тысяч указанных организаций, что составляет от 25 до 30 % от общего количества заинтересованных групп.

Самыми приоритетными группами интересов становятся фермерские, профессиональные, профсоюзные и предпринимательские объединения. Поначалу самые продвинутые и высокооплачиваемые отделы лоббизма имели группы предпринимательских интересов, которые по традиции были самыми влиятельными. Но к середине XX века приоритеты сместились в сторону профессиональных групп интересов (в частности, медицинских), которые по количеству членов значительно превосходили представительства предпринимателей. Следствием этого стал факт увеличения политического внимания к этим группам интересов.

В последние десять лет самым большим числом участников стала выделяться Американская ассоциация пенсионеров, численность которой выросла с 1 до 33 миллионов членов. Она прошла официальную регистрацию в Вашингтоне. Благодаря деятельности данного объединения были приняты законопроекты, которые в разы улучшили качество социального и пенсионного обеспечения в стране. Ассоциация признана надежным защитником прав пожилых американцев. Например, в 1980-х годах объединение противостояло действиям президента Рейгана, желающего снизить размеры выплат пенсионерам и способствующего увеличению пенсионного возраста с 65 до 70 лет. На каждой из конференции Ассоциации присутствуют члены Конгресса, внимательно выслушивающие мнение здешних аналитиков. Благодаря кропотливой работе Ассоциации пенсионеров у пожилых людей США появилась уверенность в завтрашнем дне, благодаря слаженной системе пенсионного обеспечения.

Другой особой сферой, имеющей широкий выход к лоббизму, является защита прав потребителей. В данную категорию входят такие организации как Американская федерация потребителей (1967) и объединение «Гражданин-общественник» (1971). В их полномочия входит организация судебных исков против недобросовестных производителей и распространителей, которые намеренно ущемляют права массового покупателя. Следующими по своему влиянию стали экологические организации – число членов знаменитой «Гринпис» превышает 15 миллионов членов. Высокий уровень эффективности показали такие группы интересов, как организация «Общее дело», деятельность которой направлена на совершенствование процессов демократизации Конгресса, а также Национальная организация женщин, отвечающая за представление интересов женского сообщества.

Нормативное регулирование лоббизма в США имеет продолжительную историю. Официально появившись в 1946 году, лоббирование претерпело множество кардинальных изменений, но даже сейчас данный институт нельзя назвать полностью сформированным.

Лоббизм в Европе существенно не различается с политической моделью Америки. Например, если в Германии не имеется официального закона о лоббизме, то это не значит, что там деятельность лоббистов не регулируется вовсе. Лоббизм Германии находится под контролем положения «О регистрации союзов и их представителей при бундестаге», норм местных ведомств и Кодекса поведения члена бундестага. Все эти объединения призваны регулировать отношения между органами власти и представителями лоббистских организаций.

В сферу действия положения «О регистрации союзов и их представителей при бундестаге» входит регулировка «внешнего» лоббизма. Исходя из порядка положения глава бунденстага тщательно составляет списки лоббистских союзов (групп интересов), которые хотят выступать со своими разработками в парламенте. Их допуск возможен лишь в случае, если они предоставили следующий ряд сведений при регистрации: краткая информация о союзе, его географическое расположение, сфера интересов, список активных членов, состав руководства подразделения, а также адреса отделов данного объединения при правительстве и бунденстаге. Если данная форма не будет заполнена полностью, то участники данных союзов не смогут попасть даже в приемную бунденстага.

В рамках Регламента деятельности бунденстага Германии есть случаи организации общественных слушаний в присутствии членов заинтересованных групповых союзов. Значительное преимущество в этом случае получают лишь зарегистрированные союзные организации, так как в ходе слушания депутат ведет обращение к списку зарегистрированных слушателей. Иначе говоря, если союз не прошел полную регистрацию, то он никогда не попадет в число участников общественных слушаний, поэтому у его представителей не будет никаких возможностей представить точку зрения своей организации правительственным структурам.

Стимуляция групп интересов осуществляется для того, чтобы привести лоббизм к виду полноценного политического института Германии. Таким образом, появляются существенные преграды для распространения теневых технологий лоббизма и реализуются легальные способы привлечения внимания органов власти к проблемам, заявленным тем или иным союзом.

В 1884 году во Франции начал действовать закон о свободе союзов, направленный на отстаивание интересов «заводских» лоббистов. Специалисты в прямом смысле презентовали органам власти лучших производителей различных отраслей промышленности, начиная от пищевой и заканчивая металлургической. Но все же реальные контакты лоббистов и чиновников носят скрытый характер, так как властный аппарат желает существовать отдельно от лоббистских структур, поэтому не хочет легализовать подобные взаимоотношения.

Статус лоббистов поменялся в 1981 году, когда снова встал вопрос об обновлении взаимоотношений промышленников и государственных структур. Специфика принятия лоббизма французскими чиновниками заключается в том, что они выставляют себя первостепенными защитниками чьих либо интересов. Работа лоббиста для них – это работа политического эксперта, который предоставляет им проект документа, реализацию и продвижение которого депутаты решают избирать собственными силами. Часть французских депутатов признают посредническую роль лоббистов в решении проблем, но другая часть считает, что представителям интересов невозможно доверить принятие серьезных политических решений. Специалист готовит лоббистскую кампанию, которая в конечном итоге грозит быть нереализованной своим заказчиком. В некотором роде лоббисты считаются маргинальными игроками в политических делах страны. Это приводит к запаздыванию процессов легализации лоббизма во Франции.

При этом особо стоит выделить французских активистов, представляющих те или иные группы интересов, чаше всего, в виде лоббистских ассоциаций. К примеру, благодаря напору многочисленных ассоциаций семей была перекрыта идея об адресной поддержке для бедных семей, а также был отклонен законопроект по отмене пособий для семей с высоким достатком. Работники образовательной сферы (70 % работающих преподавателей Франции) с помощью продолжительных забастовок добились отставки министра образования К. Аллегра. Модернизация медицинского образования привела к тому, что ряд медицинских обследований были уменьшены в стоимости, что позволило снизить завышенные гонорары некоторых медиков. В 2010-2011 году профсоюзы и группы предпринимателей держали напряженные переговоры с главой кабинета министров Л. Жоспеном об улучшении качества обеспечения пенсионного фонда.

Исходя из этого, практика лоббизма во многих странах показывает, что он считается одним из направлений современной политической жизни с рядом достоинством, которые иногда трансформируются в негативные последствия. Поэтому подавляющее большинство государств делает упор на легализацию лоббизма, а не поощрение теневых технологий. Формирование лоббистских институтов приводит к тому, что общество принимает лоббизм, но при этом его члены хотят контролировать это явление своими силами. При официальном регулировании лоббизм защищается законом, что отвлекает лоббистов от использования нелегальных методов в отстаивании интересов. Практика прямого запрета на осуществление лоббистской деятельности приводит к тому, что данная сфера вытесняется в теневые технологии, что не позволяет эффективно регулировать политические процессы. Это имеет определенные последствия для политической стабильности любого государства.

Наши рекомендации