Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Общество как система связей и отношений между людьми возникло намного раньше государства. Человек как общественное существо мог выжить и развиваться только в коллективе.
Самой ранней формой объединения людей было первобытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Родовая община — это группа лиц, объединенных родством, общей хозяйственной деятельностью, общим местом обитания, общими ритуалами. Как правило, род включал несколько десятков человек. Разделение труда носило половозрастной характер; все результаты трудовой деятельности распределялись поровну между членами общины.
В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитивные, отношения, возможны были конфликты. Координация отношений и урегулирование конфликтов требовали управляющего начала, власти.
Разрастание рода приводило к отпочкованию от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло племя. Отношения между родовыми общинами были нерегулярными и, как правило, не простирались дальше разгра-
ничения хозяйственной территории и обмена избыточными продуктами.
Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрослых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинившегося члена рода за пределы общины) были обязательными для всех. В любом обществе власть так или иначе воплощается в определенной личности. В родовой общине первенство между пока еще равными друг другу сородичами принадлежало старейшине. Он не обязательно был самым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удачливый добытчик, организатор охоты. Весьма сходным было положение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже; лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от племени-соперника. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринималась как производная от власти коллектива.
Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в первобытном обществе ни свойственного государству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной территории, на которую распространяется власть родовой общины.
Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения), которые имели достаточно сложную регулятивную систему. Основными источниками правил поведения были мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, т.е. служили регуляторами общественных отношений. Их характерные признаки:
1) они исходили от рода и выражали его интересы;
2) они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, их соблюдение обеспечивалось всем родом;
3) они не отражали различия между правами и обязанностями: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Это — мононормы.
Мононормы — правила поведения, объединявшие зачатки права, морали, религии. Примером мононормы может быть известное у всех примитивных человеческих сообществ табу — запрет на совершение какого-либо действия (например, охоты на определенный вид животных). Действие табу обеспечивалось не только страхом перед наказанием, но и страхом перед гневом богов, осуждением или высмеиванием со стороны общины. Наиболее распространенным видом мононорм являлись обычаи.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени. Обычаями осуществлялось нормативное регулирование труда, быта, семейных отношений.
Для первобытного общества характерны следующие особенности нормативного регулирования:
1) нормы в первобытном обществе складывались стихийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно;
2) ведущим способом регулирования был запрет;
3) характерным было отсутствие субъективных прав, зарождение зачатков позитивных обязанностей. Права и обязанности члена родовой общины составляли единое целое;
4) нормы поведения обеспечивались всем коллективом общины, а не специальным аппаратом принуждения, отсутствовавшим в первобытном обществе.
Социальные нормы первобытного общества регулировали, а власть обеспечивала функционирование примитивной хозяйственной деятельности (охота, рыболовство и собирательство), быт, воспроизводство населения и разрешение конфликтов внутри общества.
В дальнейшем под воздействием социально-экономических и политических условий, прежде всего, в процессе государствообразования мононормы перерастают в нормы права и морали.