Законность в деятельности органов власти
В соответствии с Конституцией РФ, все органы власти РФ, субъектов РФ, а так же органы МСУ и должностные лица всех уровней власти должны соблюдать Конституцию РФ, а сознанные ими законы и различные НПА не должны противоречить Конституции РФ.
Современный подход к пониманию законности заключается в том, что для ее существования необходимо такое законодательство, которое бы отражало правовые идеалы свободного демократического общества, права и свободы человека. Поэтому и Конституция, и другие законы государства должны соответствовать также общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам, что также закреплено в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15).
Режим законности является неотъемлемой частью демократического политического режима, при котором методы осуществления государственной власти основаны на законе.
Помимо верховенства закона по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам можно выделить также следующие черты законности:
Единство законности в масштабе всей страны означает, что Конституция РФ и федеральные законы действуют на территории всей Российской Федерации, а законы субъектов Федерации, действующие только в пределах их территории, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законам.
Равенство всех перед законом означает, что у всех граждан должна быть равная возможность пользоваться защитой закона и равная обязанность соблюдать его, невзирая на должностное, имущественное и социальное положение, национальную и религиозную принадлежность и другие отличия.
Неотвратимость ответственности за правонарушениеозначает, что любое правонарушение должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны быть привлечены к юридической ответственности
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания.
Неразрывная связь законности и культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Но в свою очередь законность способствует формированию культуры общества
Контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
Виды контроля:
— предварительный (осуществляется до фактического начала работ по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам или бюджету; обычно реализуется в форме определенной политики, правил, процедур);
— текущий (осуществляется непосредственно в ходе проведения работ, важна обратная связь управляющего и управляемых);
— заключительный (основывается на обратных связях);
— стратегический (тесно связан с перспективным планированием и размещением ресурсов);
— административный (тактический, требует централизации, использованием ресурсов);
— оперативный (требует децентрализации, выполнения конкретных задач);
¾ инспекционный, государственный, международный;
¾ разновидность: активный (предупреждающий), пассивный (по отклонениям);
- сплошной, выборочный.
При процедуре контроля важна деятельность профсоюзов Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" , и закон о защите прав потребителей ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" (действующая редакция от 13.07.2015).
Надзор как способ обеспечения законности заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.
Основными чертаминадзора являются:
¾ органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
¾ в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц;
¾ в соответствии с действующим законодательством органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов.
Различаются две организационные формы надзора в сфере управления:
¾ надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего на основе поступивших к ним заявлений, жалоб, дел;
¾ надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и др.).
По всем вопросам возможно обжалование дел в судебном порядке.