Художественный стиль (художественно-изобразительный или художественно-беллитристический).
Художественный язык – с целью вынести за рамки Л.Я. Сфера: эстетическая (для создания словесных произведений искусства). Форма: письменная. Тип мышления: образный. Функция: воздействия + эстетическая. Художественная функция (эстетическая) – художественная мотивированность языковой формы (подбираем слова, опираясь на художественную форму).
1) Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения, сами слова вызывают интерес. Эстетическая функция разрушает автоматизм восприятия повседневной речи, именно реализация этой функции превращает текст в произведение искусства. Не все признают художественный стиль в рамка Л.Я.: здесь присутствуют художественные единицы всех стилей, нет специфических примет стиля. Стиль – не совокупность характерных единиц, он определяется их функцией, это важно для функциональной стилистики. Могут использоваться единицы с любой стилистической окраской и даже те, что выходят за пределы Л.Я. они используются не в первичной функции, а в эстетической.
2) Единицы языковые (нехудожественные), которые попадают в художественное произведение, подвергаются адаптации. В художественном тексте использование единиц должно быть мотивировано, поскольку текст должен быть понятен. Если он непонятен читателю, он теряет свою художественную ценность. Художественный текст активно использует единицы разговорного стиля, которые тоже всегда подвергаются обработке. Разговорный синтаксис в основном адаптируется.
3) Построение художественных текстов подчиняется одному принципу: перевод слова-понятия в слово-образ à художественно-образная речевая конкретизация (притяжательные местоимения, частицы, слова связаны с предметами. Конкретизация формирует в нашем сознании какие-либо картинки, образы.
Использование языковых средств:
1) конкретная лексика, в тексте не должно быть родовых наименований предметов, кроме тех случаев, когда это мотивированно эстетически
2) слова с абстрактным значением употребляются, но они конкретизируются с помощью тех или иных слов (тоска жгучая); часто с целью конкретизации используются метафоры, олицетворения
3) среди абстрактных существительных среднего рода практически не употребляются (предметные существительные среднего рода включаются в текст без ограничений: окно, небо)
4) форма числа у существительных с их прямым конкретным значением
5) краткие прилагательные в рамках стиля используются в своем конкретном значении (признак, который проявляется в конкретной ситуации относительно конкретного человека, предмета)
6) личные местоимения обычно указыают на конкретный предмет или конкретное лицо ( а не абстрактное, как в научном)
7) большую роль в создании образов играют глаголы (глагольное речеведение)
8) даже если глагольное речеведение не используется, глаголов все равно много: в 2 раза больше, чем в научном, в 3 раза больше, чем в официально-деловом
9) глаголы используются в разных видо-временных формах à динамизм повествования
10) более характерны глаголы совершенного вида (они более конкретные)
11) глаголы несовершенного вида часто имеют дополнительные оценки, которые дают определенную степень конкретности; все три формы могут использоваться, но значения разные, часто формы используются не в своих значениях; но настоящее вневременное мы практически не находим (используются те, что делают образы более конкретными)
4) Единицы художественного текста существуют в системе, очень тесно связаны. Важна и связь единиц, расположенных не только рядом, но и разделенных – контактная и дистантная связь. Вся система единиц создает образ. Если используются синтаксические конструкции, то это ряды однородных конструкций, осложненных. Эстетическая доминанта (доминирует тот или иной уровень)
5) В художественном тексте нехудожественные единицы подвергаются той или иной трансформации (диалектизмы, жаргонизмы). Т.е. слово начинает жить своей жизнью, приобретая новый оттенок. Приращение значений часто связано с авторским мировоззрением.
6) Художественная речь не только образна, но и эмоциональна. И то, и другое – эстетически направленная экспрессивность за счет единиц разных уровней. Отличительная черта – тропы и фигуры речи. Важны также нейтральные единицы
7) Слова в текстах, представляющих драму, прозу и поэзию, языковые средства ведут себя неодинаково: в прозаическом тексте самостоятельная единицы повествования – фраза, в поэтическом – слово. Специфика языка драмы определяется особенностями драмы как литературного направления, обладает двойной адресацией, важен контраст языковых средств.