Чтобы одолеть врага, поймай его командира
Разверни ударные части и отбери воинов, чтобы они били по самым важным точкам врага. Они же должны устранить вражеских командиров.
Сунь Бинь говорил, если армия врага сильна, но связана с командиром лишь деньгами, суевериями или угрозами, целься в командира. Если командир падет, его армия разбежится или перейдет на сторону врага, то есть на твою сторону. Но если люди командира преданы ему, берегись: армия может продолжить сражение и после его смерти, стремясь отомстить за него.
Во времена Вёсен и Осеней[20]мятежный командир Ин Зики возглавил армию и осадил важный в стратегическом отношении город Сюянь[21]. Военачальник осажденных по имени Чжэн Сюнь заметил, что Ин Зики наблюдает за сражением издалека, так что его не могли достать стрелы городских лучников. Он пришел к выводу, что если бы он смог захватить вождя мятежников, то они бы упали духом, а значит, появилась бы возможность начать контратаку. Он поделился своим планом с лучшими лучниками.
Когда мятежники в следующий раз набросились на стены, их обстреляли ветками деревьев. Услышав об этом, Ин Зики решил, что у осажденных мало стрел, и подумал, что город готов сдаться. Перед очередным штурмом он приблизился к стене, дабы своими глазами увидеть разгром противника и окончательную победу. Сидя на лошади, он, сам того не зная, подъехал на расстояние, где уже его могли достать лучники, которые специально приберегали стрелы для такого случая. Одна стрела попала Ину Зику в левый глаз, и он умер на месте. Смерть командира на глазах почти у всей армии мятежников испугала их до такой степени, что они быстро бежали с поля боя.
Итак, если хочешь убить ядовитую змею, нужно отрубить ей голову. Если ты разрубишь змею пополам, то та часть, которая имеет голову, может внезапно тебя укусить. Если ты хочешь одолеть противника, уничтожь его командира и убедись при этом, что потерпевшие поражение не найдут себе другого вождя.
Стратагемы хаоса
Таскать хворост из‑под чужого котла
Когда атакуешь сильного, трудно атаковать его в лоб. В таких случаях нужно атаковать фланги. В больших сражениях после тщательного исследования сил врага нужно воспользоваться преимуществом, ударив по его явным стратегическим точкам. Если ты обезопасил себя и не ожидаешь удара с фланга, из‑за угла, то силы твоего соперника уменьшились.
Позаимствуй чью‑нибудь идею или даже его имущество; перехвати инициативу («кради чужой гром»). Это очень важно, когда ты не идешь в прямую атаку. Вместо того чтобы нападать на войско врага, атакуй его способность вести войну.
Если нужно что‑то уничтожить, уничтожь источник его силы.
Во времена Сражающихся царств правитель Вэй собрал и обучил воинскому искусству большую армию, с помощью которой он намеревался расширить свою территорию. Сила его войска страшила нескольких соседних правителей, и они начали поддерживать его мечты о завоеваниях. И когда двенадцать наместников и правителей были принуждены к союзу с ним, он отправился к императору, дабы получить у него разрешение увеличить свои земли. Заручившись благословением императора, царь Вэй сначала обратил свой взор на Цинь. Царь Цинь понимал, что его земли первыми попадут под удар Вэй, и собрал своих советников. Один из них, по имени Вэй Янь, спросил разрешения поехать в Вэй, чтобы предотвратить атаку.
– И как ты хочешь это сделать? – спросил царь.
– Разве вы не слышали, что поражение можно нанести и на пиршестве, генералов захватить в тот момент, когда они находятся в комнатах; города порой берут в промежутке между вином и жареным мясом, а стенобитные орудия уничтожаются циновкой для сна?
Царь признался, что не слышал об этом, и позволил Вэй Яню поехать в Вэй и попробовать его необычную стратегию. Когда Вэй Янь прибыл в царский двор Вэй, его положение позволило ему увидеться с самим царем. И тогда он сказал царю: «Ваши деяния велики. Вашим приказам подчиняются повсюду, вы руководите двенадцатью правителями и наместниками. Скоро вы будете владеть достаточным количеством территорий, чтобы стать императором. Однако, чтобы вас признали императором, нужно совершать поступки императора. И первым шагом могло бы быть строительство дворца, подобающего императорскому величию».
Царь был польщен этой лестью и сразу же приступил к огромному строительству по увеличению своих дворцов. И тогда Вэй Янь сказал царю: «Сейчас вы должны выглядеть как император и надеть ярко‑красные одежды, а также поднять девять флагов власти и флаг созвездия Красной Птицы»[22].
И снова царь не смог устоять против лести, столь открыто прославляющей его власть, и вскоре он уже ходил повсюду в красных одеждах, а за ним несли флаги. И вот уже всем в империи стало ясно, что царь Вэй намеревается стать императором. Это вызывало недовольство у знатных домов, особенно у тех, кто принадлежал к более сильным царствам Чу и Ци, ведь никто из них не залетал в своих мечтах так далеко, чтобы возжелать сесть на имперский трон, как это делал царь Вэй – правитель из провинции.
Благодаря ловким действиям Вэй Яня двенадцать правителей убедили в том, что им лучше втайне войти в союз с Ци. Когда большая армия Ци перешла границу Вэй, вэйский царь обратился к двенадцати, чтобы они прекратили вторжение. Но те вместо этого захватили царя и поместили его в тюрьму. Когда прибыла армия Ци, то на трон Вэй посадили другого принца и, дабы не дать Вэй стать слишком сильным государством в будущем, поделили часть его территории между соседними царствами.
Так, пока царь Цинь спокойно сидел и лишь наблюдал за развитием ситуации, Вэй Янь смог отвести угрозу атаки со стороны царства Вэй, при этом сместил местного царя и присоединил часть вэйской территории, даже не применяя оружия. Получив награду от своего правителя, Вэй Янь сказал: «Вот что я имел в виду, утверждая, что поражение можно нанести и на пиршестве, генералов захватить в тот момент, когда они находятся в комнатах; города порой берут в промежутке между вином и жареным мясом, а стенобитные орудия уничтожаются циновкой для сна».
***
Во времена Троецарствия мятежный военачальник Цао Цао участвовал в военной кампании против генерала Юань Чжао, когда к нему присоединился еще один генерал – Сю Ю, который поинтересовался положением дел. Цао Цао ответил ему: «У нас осталось продовольствия на один месяц, а у генерала Юаня запасов не меньше чем на год, причем хранятся они там, где ему легко взять их – в его же гарнизоне в У Чжао. То есть сейчас положение таково, что через месяц мы потерпим поражение».
Тогда генерал Ю решил применить следующую стратегию. Он приказал отделению своей отборной кавалерии одеться, как войско Юаня, и обмотать копыта лошадям тряпками, чтобы они не стучали. Замаскированные всадники выступили на следующую ночь под флагами армии Юаня. Всякий раз, когда они наталкивались на посты войск Юаня или их патруль, командир отряда говорил, что они охраняют тылы армии Юаня на случай возможной внезапной атаки. На заре отряд скрытно прибыл в гарнизон, и отборное подразделение всадников нанесло поражение противнику, огорошив его своим неожиданным появлением. Они подожгли склады с продовольствием. Когда же до армии Юаня дошли сведения о том, что их провизия уничтожена, солдаты быстро сообразили, что теперь их, скорее всего, ожидает голод. Войско потеряло желание сражаться, и через три дня генерал Юань Чжао потерпел поражение и был убит.
Итак, источник силы противника кроется либо в благосостоянии, либо в ресурсах, либо в численности его войска. Если он в богатстве – заставь его раскошелиться, если в ресурсах – уничтожь их, если в численности солдат – заставь их бежать.
Ловить рыбу в мутной воде
Создай путаницу и используй ее, чтобы приблизиться к своей цели.
Все время взбалтывай воду, перемешивай ее, чтобы рыба ничего не видела и ты мог поймать ее. Это значит: запутывай врага, чтобы он не понимал, где правда, а где нет. Запутавшийся враг более уязвим в любой атаке.
Каждый день твои передовые части должны идти вперед и завязывать перестрелку, чтобы изматывать соперника морально. Пусть твои пожилые и слабые солдаты продираются сквозь заросли и поднимают пыль, бьют в барабаны и кричат. Пусть они ходят взад и вперед, кто‑то идет направо, а кто‑то налево. Но ни в коем случае не нужно подходить к врагу ближе, чем на сотню шагов. Их генерал в конечном итоге обязательно устанет от всей этой суеты. Да и войска будут напуганы. В этой ситуации враг не отважится выступить вперед. И вот когда ты двинешься вперед со всей своей армией, враг обязательно будет разбит.
Один из шести секретных принципов Тай‑гуна гласит: «Прежде чем вступать в соприкосновение с врагом, создай суматоху, чтобы ослабить его бдительность и способность здраво судить о ситуации. Делай что‑то неожиданное, странное и необычное, поскольку это возбудит подозрение врага и разрушит ход его мыслей. Озадаченный и уставший враг более уязвим».
В давние времена Цинь У Ди послал армию численностью более двух сотен тысяч человек, чтобы атаковать царство У. Эту сильную армию возглавлял великий генерал Ду У, который по прибытии в город Ю‑Сянь близ реки Янцзы приказал Джоу Дзи тайно переправиться ночью через реку, взяв с собой всего две сотни солдат. Так и сделали. Все люди переоделись в форму воинов У и спрятались в засаде.
На следующий день Сунь Синь, генерал, защищающий Ю‑Сянь, повел свою армию в атаку на войско Дзи. Но армия У проиграла битву и отступила в город, причем две сотни чужаков смешались с солдатами У и, воспользовавшись общей суетой, проникли за городские стены. Они начали поджигать строения, это вызвало панику, и армия Дзи захватила город.
***
Во времена Вёсен и Осеней[23]армии Цзинь и Чу встретились лицом к лицу у Чжэн‑Бу перед самой битвой. Царство Чу отправило посланника в Цзинь с требованием сражения на колесницах. И правитель Чу, гун Вэн, принял вызов. Утром гун Вэн поднялся на самый верх наблюдательной башни и, оглядев приготовления, которые велись в его лагере, сказал: «И молодежь и старики ведут себя в соответствии с обычаями. Все готовы!» Затем он приказал срубить деревья, которые собирался использовать в качестве части своей непривычной тактики. Пока шло сражение на колесницах, гун Вэн начал внезапную кавалерийскую атаку на правом крыле армии Чу, чем привел последнюю в огромное замешательство. В тот момент, когда правые фланги начали врезаться в центральные отряды, войска Цзинь в центре подняли флаги об отступлении и начали движение назад. Отступая, солдаты Цзинь тащили за собой срубленные деревья, которые они приготовили заранее, тем же утром. Они подняли такое облако пыли, что командиры Чу решили, что воины Цзинь в панике и бегут. Так, основная часть войска Чу почти скрылась в облаке пыли, и солдаты не могли разглядеть, что силы Цзинь разделились на две части и развернулись. Цзинь атаковали классической тактикой «клещи» оба фланга Чу. Результатом стало серьезнейшее поражение, после которого генералу Чу было приказано совершить самоубийство. Гун Вэн получил преимущество за счет отвлечения противника, когда во время сражения на колесницах начал одновременно и неожиданную атаку, и отступление. Так силы Чу оказались в ловушке.
Во времена Сражающихся царств три центральных государства Ци, Вэй и Хань объединились в союз для нападения на северное государство Янь, которое, в свою очередь, обратилось за помощью к южному царству Чу. Царь Чу послал своего генерала Синь Яня защитить Янь. Будучи не способным начать атаку против объединенных сил, собранных в Янь, Синь Янь использовал стратагему «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао» и захватил вэйский город Янцзы.
Вэй и Ци волновались по поводу того, что враг, занимая укрепленные позиции близ их тыла, может перерезать им пути сообщения, а потому они двинулись вперед, чтобы снова взять город в свои руки. В Янцзы вели две дороги, и было решено, что силы Вэй займут западную дорогу, а Ци – западную. Это было сделано для того, чтобы Синь Янь не смог бежать.
Синь Янь добился успеха, оттянув врага от Янь, но сейчас он сам оказался почти в безвыходном положении. Он решил прибегнуть к необычной стратегии. Зная неустойчивый характер любого союза в эти безжалостные времена, Синь Янь приказал открыть западные ворота. Днем он послал всадников и повозки вверх по дороге, по направлению к лагерю Вэй, но, как только они скрылись из вида в лесу, они остановились, чтобы подождать там и вернуться. Ночью его люди бегали туда и сюда по этой дороге с факелами в руках. Наблюдатели Ци решили, что дневные перемещения выглядели подозрительно, как будто посыльные несли куда‑то подарки и подношения. А ночью дело, похоже, обстояло так, словно гонцы доставляли секретные послания.
Поверив, что Вэй ведет какие‑то дела с Синь Янем и что они готовят неожиданное нападение на них, армия Ци ночью покинула свои позиции и вернулась домой. На следующий день вэйские войска узнали, что силы Ци отошли и теперь они должны брать город в одиночестве. Решив так, армия царства Вэй тоже оставила свои позиции, дав возможность Синь Яню вернуться в Чу после успешного спасения Янь.
Итак, люди и звери сходным образом невольно обращают внимание на что‑либо необычное рядом с собой. Колдуны, мошенники, карманники и прочие профессионалы, опираясь на эту черту человека, завлекают его внимание в ловушку, а в это время сами тайно делают что‑то в другом месте.