Значение и место древнерусской культуры в процессе формирования и развития великой русской культуры.
- Создание древнерусской культурой единого культурного фундамента для развития восточного славянства.
- Оформление единого русского литературного языка.
- Создание предпосылок для синтеза восточно-христианской и народно-языческой культуры.
- Превращение Православия в единый фундамент русской культуры и государственности.
Крещение наших славянских предков Владимиром Святым положило начало целой эпохе духовно-культурного формирования русского народа. Подобно равноапостольному князю, преобразившемуся после приобщения к христианству (распустившему свой многочисленный гарем, воздвигшему храм во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте убийства киевскими язычниками христиан Феодора и Иоанна, начавшему оказывать щедрую помощь бедным и убогим и даже остерегавшемуся карать преступников из-за боязни жестокосердия и греха), древнерусское общество с 988 г. стало на путь религиозно-нравственного совершенствования. Особенности крещения страны, обстоятельства исторической жизни и своеобразные душевные качества восточного славянства привели к тому, что служение Православию превратилось на Руси во всенародное дело. Христова вера внутренне сплотила русских людей, сделала Русь самостоятельной культурно-исторической индивидуальностью, противостоящей как католическому Западу, так и нехристианскому Востоку. Если бы Русь, находящаяся на стыке разных религий и цивилизаций, всенародно не утвердилась в Православии – она оказалась бы неизбежно разорвана между разными вероисповеданиями и не состоялась как великая политическая и культурная держава. Начиная свою историю в стране, не защищенной природою, открытой с востока, юга и запада, легко доступной вражеским нападениям, русский народ, по верной мысли С.М. Соловьева, восполнил отсутствие ясных физических границ своей страны твердыми духовными границами, в которых стал развивать свою культурную жизнедеятельность.
II. Русская культура в XIV-XVI вв.
Материалы стандарта:
Русские земли и княжества XII – середине XV вв. Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры
Кодификатор ЕГЭ:
Русские земли и княжества в XII – середине XV в. |
Роль церкви в консолидации русских земель. |
Куликовская битва и ее значение. Зарождение национального самосознания. |
Культура Руси в XII – XV вв. |
Складывание идеологии самодержавия. Культура Руси в XVI в. |
Ключевые даты и события
XIV-XVI в.
1328 г. – перенесение престола митрополита из Владимира в Москву
1354 г. – посвящение в митрополиты Владимирского епископа Алексия, способствовавшего укреплению позиций московских князей и преодолению распрей между русскими князьями
1367 г. – строительство каменного кремля в Москве
1405 г. – роспись Андреем Рублёвым иконостаса Благовещенского собора в Москве
около 1408 г. – создание первого общерусского летописного свода – Троицкой летописи
1408 г. – создание Андреев Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным фресок Успенского собора во Владимире
1425-1427 г. – написание Андреем Рублёвым иконы «Троица»
1439 гг. – подписание константинопольским патриархом унии с Римской католической Церковью в условиях надвигающейся мусульманской угрозы на Ферраро-Флорентийском соборе, которая ставила Православную Церковь в духовную зависимость от Римского папы
1441 г.– отказ Василия II и русских епископов признать решения Ферраро-Флорентийского собора
1448 г. – избрание собором русских епископов Рязанского епископа Иону митрополитом без согласия Константинополя, что означало фактическую независимость (автокефалию) русской епархии
1475-1479 гг. – строительство Успенского собора в Москве
1481 г. – написание Дионисием икон для Успенского собора в Москве
1484-1489 гг. – строительство Благовещенского собора в Москве
1480 г. – создание Московского летописного свода
1487-1491 гг. – создание на территории Московского кремля Грановитой палаты
1505-1508 гг. – строительство в Москве Архангельского собора
1505-1508 гг. – строительство в Москве церкви-колокольни Ивана Лествичника (Ивана Великого)
1510-1511 гг. – «послание» игумена Филофея государю Василию III
1532 г. – возведение храма Вознесения в Коломенском
1554 г. –завершение написания «Великих Четьих-Миней»
1555-1561 гг. – строительство Покровского собора «на рву» (храма Василия Блаженного)
1564 г. – появление «Апостола» - первого образца отечественной казённой печатной продукции
Персоналии
Подвижники Церкви и деятели культуры |
Митрополит Киевский и всея Руси Пётр Рязанский старец Софоний Митрополит Алексий Игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский Монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый Стефан Пермский Андрей Рублёв Феофан Грек Даниил Чёрный Игумен Филофей Нил Сорский Иосиф Волоцкий Вассиан Патрикеев Максим Грек Иван Пересветов Андрей Курбский Сильвестр митрополит Макарий митрополит Филипп (Фёдор Степанович Колычёв) Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти Марк Фрязин Новый Алевиз Солари Пьетро Барма и Постник Иван Фёдоров Фёдор Конь Андрей Чохов |
Основные термины и понятия
Уния. Автокефалия. Иосифляне. Нестяжатели. Ересь. Стригольники.
Культурно-исторические источники
«Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» (XIV в.); «Задонщина» Софония (конец XIV в.); «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.); «Повесть о Московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской» (конец XIV- начало XV в.), «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого (конец XV в.), послания игумена Псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III (1510-1511), «Стоглав», «Великие Четьи-Минеи» (1554), Домострой (середина XVI в.), «Переписка» Ивана Грозного с Андреем Курбским (вторая половина XVI в.)