Характеристика политических действий
Политическое действие можно характеризовать с учетом различных критериев. (См.: Л.С. Санистебан. Основы политической науки.-М.-1992.-С.51-55). Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы "прекратить что-то делать". Позиция воздержания не является нейтральной, поскольку всегда имеет определенные последствия. Тот, кто воздержался, облегчил действия других. Непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом. Те, кто практикует абстенционизм, иногда полагает, что находится вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию.
Абстенционизм практикуется изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств может рассматриваться как внешний абстенционизм. Отказ от участия в выборах, голосовании (абсентеизм), от принятия каких-либо решений, участия в блоках, коалициях и т.д. также можно рассматривать как формы абстенционизма, которые имеют политические последствия.
Политическое действие можно характеризовать как рациональное и иррациональное. Рациональное действие означает, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам.
Практика показывает, что рациональность политического действия – скорее идеал, а не широко распространенное явление. Талант лидера и измеряется, в частности, способностью приблизиться к этому идеалу. Что же касается иррационального политического действия, то оно, как правило, заканчивается неудачей из-за неспособности политиков увязать цели и средства, слепого отношения к действительности, которую рассматривают в соответствии со своими догмами и схемами. Это почва политических иллюзий, которые зачастую приводят к печальным для общества последствиям.
Реальные политические действия, которые мы наблюдаем ежедневно, представляют собой сочетание различных степеней рациональности и иррациональности. Да и сама политическая жизнь есть переплетение достижений и ошибок.
Политическое действие можно рассматривать как инерционное и творческое. Инерционные действия воспроизводят принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняют ее. Творческие действия вносят в политику перемены, новые моменты, динамику. Политические системы функционируют, как правило, на основе этих двух типов действий, поочередно переживая стадии стабильности и изменений. В них не бывает ни абсолютной стабильности, ни постоянных изменений.
Политическое действие может быть стихийным или организованным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности. Кроме того, не все действия лидеры политической системы могут контролировать, что приводит к возникновению стихийных движений, выдвигающих своих лидеров. В реальной политической борьбе всегда присутствует синтез сознательных действий и элементов стихийности, непредвиденных и неконтролируемых действий.
Виды политических действий
Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война.
Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Социальные и политические революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе. Их причины могут быть различны, но основная, несомненно, заключается в том, что господствующие классы теряют свою легитимность. Революционный взрыв могут вызвать война, политический кризис, интервенция, тупики в решении социальных проблем, политическая коррупция и т.д. Выделяются следующие типы социальных и политических революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.
Революция – чрезвычайно сложное явление. Господствовавшие классы и группы лишаются экономической и политической власти. Появляется новая политическая элита, предлагающая обществу новый проект развития, управляющая на основе других ценностей и институтов. Революционные процессы, как правило, являются насильственными, предполагают открытое столкновение групп, борющихся за господство.
В победившей социальной революции выделяются следующие этапы: ее вызревание (революционная ситуация), взрыв, победа, институционализация. Эти этапы различны по продолжительности, сопровождаются разрушениями, человеческими жертвами, внутренней борьбой в среде революционеров. Не случайно говорят, что "революция пожирает собственных детей". В случае успеха революции заканчиваются созданием новых политических и государственных институтов, новых форм жизни, которые защищаются новой элитой, в том числе и с применением насилия.
Одной из главных опасностей победившей революции является предоставление привилегий определенным группам. Возникает противоречие между идеалами, провозглашенными революционерами и новой политической элитой, и привилегиями, что порождает критику и разочарование широких масс. Революционная элита, как и любая другая, подвержена коррупции, понимаемой как использование политического влияния в личных целях. Возможно, самое сильное сопротивление революционным переменам связано с сознанием людей. Невозможно также в короткие сроки коренным образом преобразовать общество. Все это вызывает разочарование в целях, идеалах и результатах революции.
В связи с тем, что не все слои населения поддерживают революционные изменения в обществе, формируется движение, которое выступает против революции. Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Для финансирования контрреволюционных движений используются средства эмигрантов и тех стран, которые заинтересованы в ликвидации революционного режима. Обычно контрреволюционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. Если широкие массы поддерживают революционные силы, то контрреволюция терпит поражение. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти прежних господствующих групп.
Открытое сопротивление народа законной власти может выражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах. Серьезной политической проблемой для Советской власти были крестьянские бунты, инициатива которых нередко шла от сельских сходов. Бунт – результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы.
Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Классическим примером успешных реформ, проведенных в XX веке, можно считать реформы капитализма в развитых странах, которые не изменили его сущности, однако способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов.
Реформистская стратегия не пытается реорганизовать общество в целом на основе общего плана, но лишь устранить препятствия, мешающие его нормальному функционированию. Реформизм направлен на решение конкретных проблем, он характеризуется духом прагматизма. Успех зависит также и от своевременности их проведения. Запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности, а открывают путь к революционным процессам, предотвратить которые как раз и стремились с помощью реформ.
К третьему типу политических действий относятся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Государственные перевороты – это, как правило, дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч – дело политических аутсайдеров.
Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.
Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Популист в современной политике – это деятель, заигрывающий с массами. Как свидетельствует историческая практика, популизм расцветает в условиях низкой политической культуры общества в силу особой политической ментальности широких масс.
В современных условиях разумной альтернативы реформам нет. Необходимо всем политическим силам стремиться к согласию, создавая атмосферу доверия, формируя механизм общения людей от высшего уровня до рядовых граждан. Альтернатива гражданского согласия – вражда; насилие порождает только ответное насилие и вражду. Потому из арсенала политических действий надо использовать далеко не любые, заботясь о гражданском мире и процветании государства.
Политическое участие