Психотехника политических действий

Политика формируется и осуществляется людьми, отдель­ными лицами и командами. На их действия влияют обычаи, субъективные мотивации, даже настроения. Порой некоррект­ные решения принимаются из-за отсутствия или неточности информации. Гуго Мюнстерберг (1863-1915) – известный немецкий психолог считал знание людей инструментом, позволяющим нейтрализовать ущерб, наносимый социальными переменами и случайностями. В то же время ученый не отрицал возможности злоупотреблений этими знаниями. В условиях социально-политических и экономических пе­ремен трудно удержать власть. Психологи видят политическую опору в выдвижении понятных всем и каждому идеи и лозун­гов, в создании комфортной социальной среды.

Психологическое воздействие предполагает прежде всего понимание предрасположенности людей; знание характерных черт и их непроизвольных выражений, способностей и приоб­ретенных навыков; особенностей поведения. Поскольку индивид является членом той или иной соци­альной группы, подход к нему строится на изучении групповой специфики, пронизывающей данную личность. Сребенком мы ведем себя иначе, чем со взрослым, с французом иначе, чем с японцем, со священником иначе, чем с кинорежиссером. Нам должна быть более или менее известной комбинация психоло­гических свойств, типичных для данной группы.

Созидание политического образа

Раздвоение души человеческой, создание «образа», связан­ное в известной мере с системой парламентаризма и выборными кампаниями, распространено в США и других странах За­пада. Быть «найс» – приятным лидером, партнером и собесед­ником превратилось в приоритетную задачу социального обще­ния. Как формируется политический имидж?

Задача состоит в том, чтобы закрепить представление о конкретном человеке в самом привлекательном и достойном виде. Это может быть удачливый бизнесмен, акции его пред­приятия обеспечивают стабильно высокий доход, или полити­ческий лидер, от которого веет добротой и надежностью. Поли­тическая реклама неизмеримо усиливается во время избирательных компаний. Над созданием имиджа работают сегодня специальные ПР-компании, тесно сотрудничающие со средствами массовой ин­формации, – радио, телевидением, печатными органами. Соз­дание имиджа поставлено на научный фундамент, предполагает исследовательский поиск психологов и социологов, экономи­стов и историков.

Исходным является обычно разработка концепции, содер­жащей совокупность взаимосвязанных личностных качеств, поэтапность их доведения до публики, дозированность и нена­вязчивость информации, проходящей через СМИ. Особое вни­мание уделяется декорированию образа, внешности и семье ге­роя. ПР-мены стараются по мере сил способствовать тому, чтобы речи и рассуждения лидера были логичными и доходчивыми. Составление устных и письменных обращений и, в первую оче­редь, предвыборных программ, требует профессионального умения, даже мастерства, вкуса и чувства меры.

О национальной психологии

Вертикали Нью-Йорка и средневековая готика Европы от­ражают не только возраст, но и психологический склад, пред­почтения нации. Под национальным компонентом экономического поведения мы понимаем специфику мотивации – человека, группы, об­щества, сложившуюся на основе переживаний, исторического опыта и традиций; соотношение эмоционального, бессознательного и рационального начал; активности волевых дейст­вий, направленных на изменение окружающей среды.

Изучение национальной психологии, ее учет при создании политической модели представляется делом первостепенной важности. В психологии существует понятие интерференции – жиз­ненного опыта, осознанного или бессознательного, но отрица­тельно влияющего на память, на последующие действия. Интер­ференции могут иметь социальный масштаб, оказывать влияние на генотип нации.

Наши рекомендации