Национальный интерес. Национальная безопасность
Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.
Национально - государственный интерес включает три основных элемента:
- военная безопасность;
- экономическое процветание и развитие;
- государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.
Иногда добавляют:
- рост национального благосостояния;
- защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;
- расширение его влияния в мировой политике.
В наши дни элементы и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств. Крах “реального” социализма, противоречия, кризис и конфликты, плюралистическая демократии, распад СССР, окончание “холодной войны”, породили многосторонние связи между государствами в таких областях как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование.
В этих условиях обеспечение национального интереса представляет собою открытую систему взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Национальный интереснаходит свое выражение во внешней политике. Он представляет собой основу для разработки политики правительства, определяет конкретные цели государства в отношении других государств и возможные пути их достижения.
Поднациональной безопасностью понимается обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан. В системе национальной безопасности существуют свои особые ценности и приоритеты. Их иерархия определяется как принадлежностью этой системы к региональным и международным структурам, так и тем, что в ее собственном содержании каждый элемент имеет свои приоритеты. Если для общества - сохранение и умножение материальных и духовных ценностей, а для государства - внутренняя стабильность, надежная обороноспособность, суверенность, независимость, национально-государственная и территориальная целостность. Тем самым в национальной безопасности объединяются жизненно важные потребности и интересы всех социальных субъектов.
Факторы национальной безопасности можно разделить на две большие группы: военные и невоенные.
К военной группе факторов относятся, в частности:
1. Состояние вооруженных сил страны, наличие в распоряжении национального руководства современных ядерных и обычных вооружений, мобилизационные возможности (людские, материальные, финансовые).
2. Состояние возможных театров военных действий (ТВД).
3. Наличие (отсутствие) военных союзников, участие (неучастие) в военно-политических союзах и других межгосударственных и коалиционных группировках.
В числе невоенных факторов следует назвать:
1. Природно-экономические условия страны.
2. Геополитический фактор: размеры и освоенность территории; протяженность и состояние государственных границ; характер отношений с сопредельными странами.
3. Собственно социальные факторы: жизненный уровень населения, его политические, культурно-образовательные, нравственные, профессиональные, демографические, этнические характеристики.
4. Состояние государственной и информационной безопасности государства.
Перечисленные, а также и другие объективные и субъективные, военные и невоенные факторы национальной безопасности обеспечивают безопасное развитие страны, действуя в определенном комплексе, единой системе, не подменяя и не отменяя друг друга.
В современных условиях, когда безъядерный, ненасильственный мир еще не достигнут, военные факторы продолжают играть существенную роль в стремлении государств обеспечить свою безопасность.
Внешняя политика
Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах, регулирование отношений данной страны с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемые путем различных средств и методов.
Целями внешней политики являются сохранение государством своего суверенитета и обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности. В результате реализации этих целей создаются благоприятные условия для внутриполитического, экономического и социального развития страны.
Функции внешней политики.
Исходя из национальных интересов, можно определить основные функции внешней политики:
1) организация дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
2) обеспечение безопасности и обороны страны;
3) организация экономических связей и торговли с другими государствами;
4) организация культурных связей;
5) правительственно-информационная.
Достижение поставленных целей и осуществление функций во многом зависят от средств, используемых внешней политикой. Их набор весьма разнообразен (от договоров до военной агрессии). Следовательно, внешнеполитический курс, а также средства его осуществления во многом зависят от политического режима того или иного конкретного государства.
Внешняя политика - это продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами с помощью различных средств и методов. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим строем.
Одновременно внешняя политика обладает рядом специфических черт, обусловленных, прежде всего, тем, что в мире существуют различные государства (около 200) с их несовпадающими интересами и программами. Ныне, как никогда, возрастает роль и значение глобальных проблем, в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только единые действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика продолжает внутреннюю политику.
Важнейшим средством внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений (например, министерств иностранных дел) по ее осуществлению, защите прав и интересов государств за границей. Их внешнеполитические цели реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей, которые поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений. Издавна с интересами государств за рубежом связана деятельность органов внешней разведки.
В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов. Одна из коренных ее проблем - утверждение принципа мирного сосуществования государств в качестве универсального инструмента ведения мировых дел в интересах каждого народа и всего человечества в целом.