Правовое регулирование туристической деятельности

В.Н.Новиков, Д.Н.Киселёв

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методическое пособие

Минск

БГУФК

УДК ????????

ББК ?????????

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БГУФК

Рецензенты:

Горелик А.В., ректора Института парламентаризма и предпринимательства, кандидат политических наук, профессор

Нехайчик З.А., заместитель по инновационной деятельности директора Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

Новиков, В.Н.

  П68 Правовоерегулирование туристической деятельности / В.Н. Новиков, Д.Н. Киселёв ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2016. – 246 с. ISBN 978-985-6827-ХХ-Х.  
  Учебно-методическое пособие содержит систематизированный нормативный материал по учебной дисциплине «Правовое регулирование туристической деятельности». В пособие включены теоретические и правовые основы таких комплексных институтов туризма, как государственное регулирование туристической деятельности, стандартизация, лицензирование и сертификация туристических услуг, договорные отношения в туризме, паспортные, визовые, пограничные, таможенные и валютные формальности, основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, правовые основы страхования и международного сотрудничества в туризме. В учебно-методическом пособии использованы нормативные правовые акты по состоянию на декабрь 2016 года.  

УДК ??????????

ББК ????????

Содержание

Введение …………………………………………………………………
Тема 1. Основы правового регулирования туристической деятельности…………………………………………………………………. 1.1. Государственное регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………. 1.2. Общие положения о правовом регулировании туристической деятельности……………………………………………………………… 1.3. Туризм как объект правового регулирования. Основные категории учебной дисциплины…………………………………………….        
Тема 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения в сфере туризма Республики Беларусь…………………… Тема 3. Органы управления туризмом в Республике Беларусь…………………………………………………………………….. 3.1. Система и компетенция республиканских органов государственного управления туристической деятельности…………… 3.2. Система и компетенция местных органов управления туристической деятельности………………………………………………        
Тема 4. Правовое регулирование международного сотрудничества в области туризма и гостеприимства……………………………………… 4.1. Международное законодательство о туризме. Система международных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере туризма……………………………………………………………… 4.2. Международные организации по регулированию в туризме….. 4.3. Региональные туристические объединения и союзы. Регулирование в туризме в странах СНГ…………………………………… 4.4. Региональные туристические объединения и союзы в странах СНГ………………………………………………………………………….          
Тема 5. Организационно-правовые формы туристических организаций 5.1. Понятие и правовые основы предпринимательства…………… 5.2. Государственная регистрация туристических организаций и индивидуальных предпринимателей……………………………………….    
Тема 6. Стандартизация и сертификация туристической деятельности в Республике Беларусь. Лицензирование в сфере туризма и гостеприимства………………………………………………… 6.1. Лицензирование в сфере туризма и гостеприимства…………… 6.2. Стандартизация в туристической деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………. 6.3. Сертификация в туристической индустрии в Республике Беларусь………………………………………………………………………..        
Тема 7. Общие положения договорных отношений в сфере туризма… Тема 8. Договорные отношения между туристами и туристическими организациями……………………………………………………………… Тема 9. Договорные отношения между туристическими организациями…………………………………………………………….    
Тема 10. Договорные отношения между туроператором и организациями транспорта……………………………………………….. 10.1. Общие положения договора перевозки………………………… 10.2. Правовое регулирование автомобильных перевозок………… 10.3. Правовое регулирование железнодорожных перевозок………. 10.4. Правовое регулирование авиаперевозок……………………….. 10.5. Правовое регулирование водных перевозок……………………
Тема 11. Договорные отношения между туроператором и организациями размещения и питания…………………………………. 11.1. Правовые основы классификации гостиниц…………………… 11.2. Содержание и условия договора на оказание услуг субъектами размещения туристов по проживанию………………………… 11.3. Правовые основы организации питания туристов……………    
Тема 12. Страхование в туризме………………………………………… 12.1. Безопасность туризма – главное условие путешествий……….. 12.2. Правовые основы страховой деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………… 12.3. Виды и формы страхования, применяемые в туризме…………  
Тема 13. Защита прав потребителей в сфере туризма и гостеприимства……………………………………………………………. 13.1. Общие положения закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»…………………………………………………………. 13.2. Защита прав потребителей в сфере туризма………………….. 13.3. Ответственность за нарушение прав потребителей……………    
Тема 14. Правила пребывания иностранных граждан на территории Республики Беларусь…………………………………………………….. 14.1. Правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь…………………………………………………………………….. 14.2. Режимы пребывания иностранцев на территории Республики Беларусь……………………………………………………………………… 14.3. Въезд иностранных граждан в Республику Беларусь. Выезд иностранных граждан из Республики Беларусь………………………….        
Тема 15. Порядок пересечения государственной границы Республики Беларусь………………………………………………………. 15.1. Общие положения о порядке пересечения государственной границы Республики Беларусь……………………………………………… 15.2. Таможенный контроль при пересечении государственной границы Республики Беларусь……………………………………………… 15.3. Порядок перемещения туристами отдельных групп товаров…      
15.3.1 Перемещение культурных ценностей через национальную границу Республики Беларусь………………………………………………. 15.3.2 Перемещение домашних животных через национальную границу Республики Беларусь…………………………………………….. 15.3.3 Перемещение образцов флоры и фауны через национальную границу Республики Беларусь………………………………………………. 15.3.4 Перемещение лекарственных средств через национальную границу Республики Беларусь……………………………………………. 15.3.5 Порядок ввоза и (или) вывоза на территорию Республики Беларусь и транзита через её территорию служебного и гражданского оружия, его основных частей и патронов к нему…………………………      
15.4. Валютный контроль при пересечении границы……………….. 15.5. Ответственность туристов за нарушение таможенных правил..
Тема 16. Паспортно-визовые формальности в туризме……………….. 16.1. Паспортные формальности. Действия туриста в случае утери документа, удостоверяющего личность…………………………………… 16.2. Визовые формальности. Типы и виды виз Республики Беларусь………………………………………………………………………. 16.3. История создания Шенгенских соглашений…………………..    
Список литературы…………………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………….. Приложение 2………………………………………………………………… Приложение 3……………………………………………………………….. Приложение 4……………………………………………………………….





Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.

Иван Бунин.

Введение

Туризм – одна из важнейших сфер современной экономики, направленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Туризм оказывает влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров и многие другие, стимулируя социально-экономическое развитие страны. На международный туризм (путешествия и пассажирский транспорт) приходится 29 процентов мирового экспорта услуг и 6 процентов общего экспорта товаров и услуг.

Туристическая индустрия – это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Такое определение было дано на конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства. Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Туристическая инфраструктура Беларуси позволит с комфортом разместиться, отведать национальных блюд, безопасно и быстро добраться в любой уголок страны, приобрести сувениры. Благодаря развитию информационных технологий, в Беларуси создается национальная система онлайн-бронирования, которая позволяет туристу заказать номера в большинстве гостиниц страны. Республиканский бюджет совместно с областными бюджетами принимает участие в восстановлении памятников историко-культурного наследия в регионах страны. Участие государства в развитии туристической индустрии невозможно без правового регулирования этой деятельности.

Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.

Как показывает опыт, развитие туризма создает необходимые условия для повышения уровня мобильности и занятости населения страны, способствует стабильному экономическому росту региональных экономик, рациональному использованию объектов культурного и природного наследия. Все это вносит существенный вклад в обеспечение достойной жизни и свободного развития человека и гражданина, а также является одним из приоритетов устойчивого развития Республики Беларусь как социального правового государства.

Вместе с тем, туристическая деятельность требует от работников этой сферы знаний нормативных правовых актов, регламентирующих многообразие отношений между туристами и туристическими организациями, между туристическими организациями и иными организациями, прямо или косвенно участвующими в предоставлении туристических услуг.

Специалист сферы туризма и гостеприимства обязан ориентироваться в многочисленных юридических источниках, знать нормативные правовые акты различных отраслей права, уметь отстаивать права и интересы своей туристической организации со ссылкой на законодательство.

Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано в соответствии с учебной программой учебной дисциплины «Правовое регулирование туристической деятельности». Эта дисциплина является составной частью комплекса специальных дисциплин, формирующих уровень качества подготовки специалистов по специальности «Туризм и гостеприимство». Пособие призвано систематизировать нормативные правовые акты Республики Беларусь, которыми необходимо руководствоваться, формируя и реализуя на рынке туристические услуги.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм получения образования, а также слушателей переподготовки и повышения квалификации.

Общие положения о правовом регулировании туристической деятельности

Предметом гражданско-правового регулирования туристической деятельности являются общественные отношения, возникающие в сфере туризма.

Субъекты гражданских правоотношений в сфере туризма – это физические и юридические лица, вступающие в гражданские правоотношения в сфере туризма. В соответствии с действующим законодательством можно выделить следующие субъекты гражданских правоотношений в сфере туризма:

· турист – физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 часов или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

· экскурсовод – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий;

· экскурсант – физическое лицо, совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания;

· гид-переводчик – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий на иностранном языке;

· туроператоры – юридические лица, осуществляющие туроператорскую деятельность (формирование и реализация тура участникам туристической деятельности и субъектам туристической деятельности; реализация тура, сформированного туроператором – резидентом Республики Беларусь, участникам туристической деятельности и субъектам туристической деятельности; продвижение тура; оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия и др.);

· турагенты – физические и юридические лица, осуществляющие турагентскую деятельность (реализация тура, сформированного туроператором-резидентом Республики Беларусь, только участникам туристической деятельности; продвижение тура; оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия);

· субъекты туристической деятельности – туроператоры, турагенты;

· субъекты туристической индустрии – субъекты туристической деятельности, а также иные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с удовлетворением потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием.

· Субъектами агроэкотуризма являются физические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма.

· Социальный турист – потребитель социального туристического продукта.

· Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие в соответствии с законодательством социальные туры на условиях, определяемых национальным законодательством (Модельный закон «О социальном туризме» от 12 июня 2000 г. № 10–16, принят Постановлением межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан).

В Республике Беларусь в целях учета и систематизации информации о субъектах туристической деятельности формируется реестр субъектов туристической деятельности (далее – реестр).

В реестр включаются сведения о субъектах туристической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

В реестр включаются следующие сведения о субъекте туристической деятельности:

· наименование субъекта туристической деятельности;

· регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учетный номер плательщика (для субъектов туристической деятельности, зарегистрированных в Республике Беларусь);

· обособленные подразделения (филиалы, представительства) юридического лица;

· организационные формы туризма;

· адрес официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, адрес электронной почты (при их наличии), номер контактного телефона;

· сведения о приостановлении туристической деятельности, сроке такого приостановления;

· наличие добровольной сертификации туристических услуг.

Формирование и ведение реестра осуществляются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в порядке, определенном этим министерством.

Включение сведений в реестр, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, содержащиеся в реестре, и исключение таких сведений из него осуществляются на основании информации субъекта туристической деятельности, которая должна им представляться в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь по формам, установленным Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Представление информации субъектом туристической деятельности в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь осуществляется в письменной форме или в виде электронного документа.

Сведения о субъектах туристической деятельности, содержащиеся в реестре, размещаются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

Основанием для исключения сведений о субъекте туристической деятельности из реестра является исключение субъекта туристической деятельности из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо прекращение им туристической деятельности.

Деятельности

Юридическая сила нормативных правовых актов

Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт (НПА) вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).

Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.

Структурные подразделения государственных органов не вправе принимать акты нормативного характера, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь.

Схематично вертикальная иерархия нормативных правовых актов будет выглядеть следующим образом:

КОНСТИТУЦИЯ

   
 
Декреты и указы Президента Республики Беларусь, если полномочия на их издание не были делегированы Парламентом
 
 
КОДЕКСЫ (КОДИФИЦИРОВАННЫЕ ЗАКОНЫ)
 
 
ЗАКОНЫ (НЕКОДИФИЦИРОВАННЫЕ)
 
 
Декреты и указы Президента Республики Беларусь, если полномочия на их издание были делегированы Парламентом
 
 
Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совмина, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь
 
 
НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов

Соотношение международных договоров и нормативных правовых

Рисунок 2 – Иерархия нормативных правовых актов

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О туризме» законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «О туризме», Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и иных актов законодательства.

Таким образом, систему источников правового регулирования туристической деятельности составляют следующие нормативные правовые акты:

· Конституция Республики Беларусь;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Законы Республики Беларусь, направленные на регулирование отношений в сфере туризма: «О туризме»; «О защите прав потребителей» и др.;

· Указы Президента Республики Беларусь, направленные на регулирование отношений в сфере туризма (№ 371 от 2.06.2006г. «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь, №372 от 2.06.2006г. «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» и др.)

· Постановления Совета Министров Республики Беларусь, направленные на регулирование отношений в сфере туризма (№ 1064 от 12.11.2014г. «Об утверждении правил оказания туристических услуг» и др.);

· Ведомственные нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере туризма: Постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь (№ 17 от 10.07.2007г. «Об утверждении инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта» и др.), Постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь (№ 214 от 1.07.2010г. «О порядке предоставления гостиницами, санаторно-курортными и оздоровительными организациями, физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими оказание услуг в агроэкотуризме, информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства в ОВД» и др.);

· Международные нормативные правовые акты, конвенции, соглашения, заключенные и ратифицированные Республикой Беларусь, направленные на регулирование отношений в сфере туризма: («Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств»– Заключено в г. Минске 28.11.2006);

· Решения местных Советов депутатов, исполкомов, направленные на регулирование отношений в сфере туризма: (Решение Минского городского Совета депутатов от 10.06.2011 N 126 «Об утверждении Программы развития туризма в городе Минске на 2011–2015 годы»).

Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Конституция закрепила основные права граждан: на свободное передвижение (статья 30), право на отдых (статья 43), право на укрепление здоровья (статья 45) и гарантию защиты и покровительства гражданам Республики Беларусь за ее пределами.

Особая роль в регулировании туристических отношений отводится Гражданскому кодексу Республики Беларусь, который справедливо называют «экономической конституцией». Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет правовые основы предпринимательской деятельности, в частности, создания и ликвидации субъектов хозяйствования, правовой режим обращения имущества, заключения и исполнения договоров и другое.

Основным отраслевым нормативным правовым актом является Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года «О туризме».

Закон Республики Беларусь «О туризме» содержит 26 статей, объединенных в пять глав.

Глава 1«Общие положения» содержит основные термины и их определения, нормы, определяющие организационные формы туризма, основные принципы и цели государственного регулирования в сфере туризма. Глава 2 регулирует порядок создания и ведения Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь, создания туристических зон. Нормы 3 главы определяют правовые основы туристической деятельности: лицензирование туристической деятельности; права и обязанности участников туристической деятельности; права и обязанности субъектов туристической деятельности; содержание и условия договора оказания туристических услуг и другое. Глава 4 регулирует отдельные вопросы организации экскурсионного обслуживания. Глава 5 определяет основы безопасности в сфере туризма.

К основным актам Президента Республики Беларусь, регулирующим собственно туристические правоотношения относятся:

· Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь»;

· Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».

Основными постановлениями Правительства, регулирующими отношения в сфере туризма, являются:

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 2004 года № 730 «Об утверждении положений о порядке создания туристических зон и ведения государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь»;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2007 года № 895 «Об утверждении положения о порядке и условиях проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, и о порядке ведения национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь»;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2007 года № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма»;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1064 от 12.11.2014г. «Об утверждении правил оказания туристических услуг» и др.

· Основными нормативными правовыми актами Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, других республиканских органов государственного управления в сфере туризма являются:

· Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10 июля 2007 года № 17 «Об утверждении инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста»;

· Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 23 января 2007 № 1 «Об утверждении положения о системе туристической ориентирующей информации»;

· Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15 августа 2006 года № 26 «Об утверждении правил проведения туристских походов»;

· Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 июня 2006 года № 68 «Об утверждении формы информации о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных в истекшем году»;

· Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 13 марта 2006 года № 6 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина».

Отношения, связанные с туристической деятельностью, регулируются также другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, относящимися к другим отраслям права. Это Таможенный Кодекс Республики Беларусь; Уголовный Кодекс Республики Беларусь; Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; Закон Республики Беларусь «О рекламе»; Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и др.

Таким образом, систему источников правового регулирования туристической деятельности возглавляет Конституция Республики Беларусь. Данная система не является статичной, она постоянно совершенствуется. Принимаются новые нормативные правовые акты, вносятся изменения в уже принятые и действующие нормативные правовые акты, некоторые прекращают свое действие или отменяются.

Так Государственной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2016–2020 годы «Беларусь гостеприимная» предусмотрено дальнейшее совершенствование действующего законодательства в целях повышения эффективности регулирования правоотношений в сфере туризма.

Приоритет принадлежит разработке нормативных документов, направленных на развитие въездного и внутреннего туризма, привлечение инвестиций, стимулирование развития агроэкотуризма.

Запланирована гармонизация законодательства в сфере туризма в рамках Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, а также в соответствии с рекомендациями ЮНВТО. Продолжится совершенствование законодательства стран Содружества Независимых Государств.

Контрольные вопросы:

1. Какие акты законодательства образуют систему нормативных правовых актов Республики Беларусь по туризму?

2. Гражданский кодекс и закон «О туризме». Какой из нормативных правовых актов обладает большей юридической силой?

3. Какие нормативные правовые акты Министерства спорта и туризма Республики Беларусь регулируют отношения в сфере туризма?

4. Какие вы знаете международные нормативные правовые акты, регулируют отношения в сфере туризма?

5. Участвуют ли непрофильные государственные органы в регулировании отношений в сфере туризма?

Темы для рефератов:

1. Соотношение кодекса, закона и актов Президента Республики Беларусь при регулировании отношений в сфере туризма.

2. Значение нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь в регулировании отношений в сфере туризма.

Тема 7. Общие положения договорных отношений в сфере туризма

Общие положения о договоре

В процессе осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования производят и реализуют различные товары, оказывают всевозможные услуги, выполняют работы, занимаются посреднической деятельностью, осуществляют финансовые операции и многое другое, т.е. совершают всевозможные сделки, направленные на установление, изменение и прекращение хозяйственных правоотношений.

Согласно ст. 390 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Практически вся предпринимательская деятельность основана на заключении и исполнении различных договоров, предусмотренных законодательством, а также хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему. Договор в рыночных отношениях имеет большое значение и является основным регулятором взаимоотношений между равными субъектами предпринимательской деятельности. В нем устанавливается правовой режим их деятельности в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

В юридической литературе выделяют три значения договора – договор как правоотношение, договор как юридический факт и договор как юридический документ, в котором фиксируется момент возникновения обязательств между его участниками. Все три указанные значения присутствуют в любом хозяйственном договоре.

Изначально, до совершения сделки, субъекты хозяйствования в правовой связи друг с другом не состоят и соответственно правоотношение между ними отсутствует. При возникновении необходимости в совершении хозяйственной операции, например, для совершения какой-либо работы или услуги, заинтересованные субъекты хозяйствования по установленным ГК правилам заключают между собой договор подряда или договор возмездного оказания услуг, в результате чего между ними возникает урегулированное нормами гражданского права общественное отношение (правоотношение), порождающее его участников, предусмотренные законодательством права и обязанности.

Вместе с тем исполнению договора предшествует его заключение установленным законодательством правилам, что позволяет рассматривать договор как юридический факт, с которым законодательство связывает возникновение правоотношений. Договор между субъектами хозяйствования, по общему правилу заключается в письменной форме на бумажном носителе и подписывается сторонами. Это придает ему статус юридического документа, фиксирующего момент возникновения обязательств между участниками, что дает возможность субъектам хозяйственных правоотношений обратиться в суд в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств одной стороной и таким образом гарантирует правовую защищенность сторон, подписавших договор.

Заключение хозяйственных договоров осуществляется в соответствии с установленными принципами, выражающими сущность предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь. К указанным принципам относятся:

– принцип равенства участников хозяйственных правоотношений;

– принцип свободы договора;

– принцип диспозитивности;

– принцип добросовестности и разумности участников хозяйственных прав

Наши рекомендации