Государственное регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь

Государственное регулирование туристической деятельности – это деятельность государственных органов, должностных лиц, направленная на урегулирование отношений, возникающих в сфере туризма.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О туризме» субъектами государственного регулирования в сфере туризма являются:

· Президент Республики Беларусь;

· Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание);

· Совет Министров Республики Беларусь;

· Министерство спорта и туризма Республики Беларусь;

· местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;

· иные государственные органы в пределах их полномочий.

Формы государственного регулирования туристической деятельности:

       
    Государственное регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь - student2.ru
 
 
Рисунок 1 – Формы государственного регулирования туристической деятельности

Административное регулирование включает в себя:

· лицензирование в туристической индустрии;

· стандартизация и сертификация туристического продукта;

· осуществление контроля за качеством туристических услуг и соблюдением законодательства;

· создание сайтов о Республике Беларусь;

· установление правил въезда в Республику Беларусь, выезда и пребывания на территории Республики Беларусь с учетом интересов развития туризма;

· содействие кадровому обеспечению туристской деятельности (организация обучения);

· развитие и поддержка научных исследований в сфере туристской индустрии (например, в настоящее время осуществляется научное исследование на предмет местонахождения древнего Минска (Менска), организованы раскопки под Заславлем).

Косвенное экономическое регулирование включает в себя:

· содействие в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (организация рекламы др.);

· создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

· предоставление льготных кредитов;

· налоговое и таможенное регулирование (установление на­логовых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории Республики Беларусь и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Республики Беларусь);

· содействие участию белорусских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

· и др. способы.

Прямое экономическое регулирование включает в себя прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию целевых программ развития туризма.

Правовое регулирование туризма–разработка и принятие уполномоченными государственными органами в рамках своей компетенции нормативных правовых актов, направленных на регулирование и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии.

Каждая из перечисленных форм государственного регулирования туристической деятельности представляет собой крупное явление, влекущее принятие законодательных и иных правовых актов, развивающих и расширяющих предмет правового регулирования, каким выступает туристическая деятельность.

Основными принципами государственного регулирования в сфере туризма являются:

· защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма;

· развитие туризма и внешней торговли туристическими услугами;

· поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;

· развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности на рынке туристических услуг;

· гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма.

Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:

· обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;

· формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов;

· обеспечение доступности туризма;

· рациональное использование туристических ресурсов;

· создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;

· развитие туристических зон;

· развитие международных контактов.

Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма.

Общие положения о правовом регулировании туристической деятельности

Предметом гражданско-правового регулирования туристической деятельности являются общественные отношения, возникающие в сфере туризма.

Субъекты гражданских правоотношений в сфере туризма – это физические и юридические лица, вступающие в гражданские правоотношения в сфере туризма. В соответствии с действующим законодательством можно выделить следующие субъекты гражданских правоотношений в сфере туризма:

· турист – физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 часов или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

· экскурсовод – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий;

· экскурсант – физическое лицо, совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания;

· гид-переводчик – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий на иностранном языке;

· туроператоры – юридические лица, осуществляющие туроператорскую деятельность (формирование и реализация тура участникам туристической деятельности и субъектам туристической деятельности; реализация тура, сформированного туроператором – резидентом Республики Беларусь, участникам туристической деятельности и субъектам туристической деятельности; продвижение тура; оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия и др.);

· турагенты – физические и юридические лица, осуществляющие турагентскую деятельность (реализация тура, сформированного туроператором-резидентом Республики Беларусь, только участникам туристической деятельности; продвижение тура; оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия);

· субъекты туристической деятельности – туроператоры, турагенты;

· субъекты туристической индустрии – субъекты туристической деятельности, а также иные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с удовлетворением потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием.

· Субъектами агроэкотуризма являются физические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма.

· Социальный турист – потребитель социального туристического продукта.

· Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие в соответствии с законодательством социальные туры на условиях, определяемых национальным законодательством (Модельный закон «О социальном туризме» от 12 июня 2000 г. № 10–16, принят Постановлением межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан).

В Республике Беларусь в целях учета и систематизации информации о субъектах туристической деятельности формируется реестр субъектов туристической деятельности (далее – реестр).

В реестр включаются сведения о субъектах туристической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

В реестр включаются следующие сведения о субъекте туристической деятельности:

· наименование субъекта туристической деятельности;

· регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учетный номер плательщика (для субъектов туристической деятельности, зарегистрированных в Республике Беларусь);

· обособленные подразделения (филиалы, представительства) юридического лица;

· организационные формы туризма;

· адрес официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, адрес электронной почты (при их наличии), номер контактного телефона;

· сведения о приостановлении туристической деятельности, сроке такого приостановления;

· наличие добровольной сертификации туристических услуг.

Формирование и ведение реестра осуществляются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в порядке, определенном этим министерством.

Включение сведений в реестр, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, содержащиеся в реестре, и исключение таких сведений из него осуществляются на основании информации субъекта туристической деятельности, которая должна им представляться в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь по формам, установленным Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Представление информации субъектом туристической деятельности в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь осуществляется в письменной форме или в виде электронного документа.

Сведения о субъектах туристической деятельности, содержащиеся в реестре, размещаются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

Основанием для исключения сведений о субъекте туристической деятельности из реестра является исключение субъекта туристической деятельности из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо прекращение им туристической деятельности.

Наши рекомендации