Основные этапы развития политической мысли.
Политология – одна из самых молодых гуманитарных наук, как самостоятельная отрасль знания со своим предметом и методами. Она выделилась из других наук об обществе и человеке лишь в начале XX века, а сформировалась в еще более поздний период – к середине XX века. Однако попытки осознать политику как науку принимались намного раньше.
Считается, что предметная область политологии, ее идеи и основные принципы были сформулированы еще древнегреческими философами Платоном и Аристотелем. Платон, живший в 4 веке до нашей эры, начал свою литературную деятельность с небольших диалогов, посвященных категориям этики. В зрелый период им был написан трактат «Государство», а к позднейшим работам Платона относится обширный диалог «Законы». Философское учение Платона охватывает обширный круг вопросов о бытии, мире, обществе и воспитании. Платон считал, что так как большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость во внешнем факторе – в государстве и законах. Платон предложил свой проект идеального государства. В его идеальном государстве нет личной собственности, воспитанием детей занимается само государство.
Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение, и он не был склонен его идеализировать. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желания граждан.
Платон считал, что общество создано таким образом, что одни должны повелевать, а другие – повиноваться. Аристотель считал, что в каждом человеке есть зачатки философа, а, значит, он может управлять.Историческая заслуга Аристотеля в том, что он впервые дал классификацию форм государственного устройства (монархия, аристократия, демократия) и провел их сравнительный анализ.
Позднее учение Платона и Аристотеля развивают Полибий и Цицерон применительно уже к римской государственности и праву.Различные аспекты политологического подхода к изучению общества и государства развивают такие видные ученые как Николо Макиавелли (15 век), Томас Гоббс (17 век), Альфред Токвель и другие.Значительный вклад в развитие теории гражданского общества и нетождественности его к государству развивают такие мыслители как Локк, Сен-Симон и Гегель. Маккиавелизм – цель оправдывает средства.
Решающую роль в формировании политологии сыграли такие видные ученые 19 – начала 20 века как Г. Моска и В. Парето. Они развивали теорию элит, согласно которой основа общественных процессов – это борьба элит за власть.
Одним из основоположников политической социологии является Дюркгейм. Вебер создает теорию рациональной бюрократии. С начала 20 века центр политических исследований перемещается за океан в Соединенные Штаты Америки, что было связано с вполне прагматической задачей – заказом со стороны государства.
В 1906 году в Нью-Йорке было создано Бюро по Исследованию Эффективности Деятельности Муниципалитетов. К работе этого бюро был привлечен ряд ученых, в том числе известный американский ученый Ч. Остинбирд (?).Бюро выработало рекомендации по улучшению деятельности муниципалитетов (органов власти).
В 1914 году в США создается Федерация по исследованию правительственных отношений с центром в Мичиганском университете. В период между Первой и Второй мировыми войнами создается более 30 центров, изучающих определенные политические отношения: на федеральном и общенациональном уровне. Дальнейшее развитие политологии происходит по направлениям и школам. Сходные процессы происходили в странах Западной Европы. Активно развивалась политологическая мысль в Польше. Здесь выходит книга Ежи Вятра «Социология политических отношений». Георгий Шахназаров.Федор Бурлацкий.
М.Н. Перфильев.Политические учения Древнего Востока Боги и император – самое главное.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Закладываются основы политологии.Характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; обособление их как относительно самостоятельной части философии; анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.Августин Блаженный (354 - 430) трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской. Политические учения Средневековья. создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий; распад их на раздробленные политические образования; расцвет сословно-представительных монархий. Особенности политических учений этого этапа: безраздельное господство католической церкви в духовной жизни; политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов; социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей; обоснование теологической теории политической власти. Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. освобождение политической науки от теологии; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства,демократического устройства общественной жизни. Н. Макиавелли (1469 - 1527) "Государь", в которой Макиавелли: Томас Мор (1478 - 1535), Томмазо Кампанелла (- социализм, утопический. Томас Гоббс монархия - самая лучшая форма власти. Джон Локк либерализм Эпоха Просвещения.Политические учения Нового времени. Характерные черты политической мысли Нового времени:формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии; формирование концепции прав человека и гражданина. Монтескье – теория разделения властей. Социализм - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон Роберт Оуэн Шарль Фурье Руссо:утверждал, что главное зло - частная собственность; первым разграничил государство и гражданское общество; доказывал необходимость прямого народного правления. Маркс и Энгельс.Современные политические учения. В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы. Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф). Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон). Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер). Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка). Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (Зигмунд Фрейд - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.
4. В русской политической мысли XIXв. широко представлен консерватизм. В типологии русского консерватизма «условно» можно выделить: «идеологему самодержавия» Н.М. Карамзина; консервативно-романтический социально-политический идеал славянофилов, отстаивавших верность национальной «идентичности» России, ее монархически-патриархально-православным традициям допетровской Руси; концепции (в том числе и геополитические) неославянофила Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева; «русский византизм» К.Н. Леонтьева; официальный «государственнический» монархизм («узкое направление практической политики», «консервативной казенщины») С.С. Уварова, провозглашавшего незыблемость триады: «самодержавие, православие, народность», М.Н. Каткова с его идеалом централизованной монархии, К.Д. Победоносцева; неомонархизм Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина, И.Л. Солоневича.
Символом русского консерватизма стали надындивидуальные ценности государственной целостности, национального единства на основе сильной власти, порядка и православно-соборного сознания, «рационализация» функции сохранения исторической преемственности, акцент на органический характер исторического развития, неприятие радикализма как справа, так и слева и др. Так, историк Н.М. Карамзин (1766—1826) подчеркивал, что необходима «более мудрость охранительная, нежели творческая», что «для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу», что самодержавие — это «палладиум» (хранитель) России, гарант единства и благополучия народа. Истинный патриотизм обязывает гражданина любить свое отечество, невзирая на его заблуждения.
Русский консерватизм призывал к политическому единению народа на принципах нации, отечества, патриотизма, «государственности как всенародного единства, или соборной личности народа». Консервативная реакция в России в начале XX в. вызвала волну национализма и черносотенного движения.
До 1861 г. в России существовало крепостное право, поэтому практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса; в XIX — XX в. в ней представлены различные течения революционного радикализма, восходящего к революционно-демократическим политическим идеям XVIII в. в творчестве А.Н. Радищева (1749—1802).
Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России XIX — начала XX в. Он был представлен некоторыми теориями декабристов (П.И. Пестель), революционного демократизма 40— 60-х гг., революционного народничества (П.Н. Ткачев и др.) и марксизма. Постепенно утрачивая демократические и гуманистические формы, критицизм по отношению к деспотизму бюрократической власти, революционный радикализм эволюционировал к началу XX в. в волюнтаристские течения анархизма (индивидуалистическое, анархо-синдикализм) и тоталитарные концепции идеологии большевизма.
4.Сущность и генезис политики.
Термин ввел в научные обороты Аристотель в 4 веке до н.э. В переводе с греч. Политика – искусство управлять государством.
Западные политологи: политика – властное распределение ценностей внутри общества.
В марксистской теории есть 3 трактовки политики:
1) П. – устройство государственной власти
2) П – всегда концентрированное выражение экономики
3) П – отношения между людьми по поводу государственной власти в обществе.
В современной литературе есть 2 подхода в понимании и сущности политики.
Суть 1 заключается в отождествлении ее с феноменом власти. Одни ученые - марксисты - определяют ее через феномен только государственной власти, а другие – западные политологи – рассматривают политику как неотъемлемый компонент всех властных отношений, т. е. политика есть всегда и везде, где есть власть и необязательно государственная.
Суть 2: определяет политику через поиск ее социального смысла. Одни ученые видят ее смысл в политической борьбе стремлении к политическому господству(марксисты), а другие ученые (западные политологи) видят ее смысл в объединении, интеграции всех людей в обществе.
5. сущность и природа власти.
Власть - одно из фундаментальных начал общества и политической власти. Вся жизнь неразрывно связана с властью, являющейся одной из самых мощных средств защиты интересов людей, воплощения их планов, урегулирования человеческих противоречий и конфликтов. Власть - это центральная категория политической науки. Она существует везде, где есть устойчивые отношения: в семье, в организациях, во всём государстве. В зависимости от содержания власти трактуется сущность и механизм реализации институтов и политических процессов, политического поведения индивидов и социальных групп, политических интересов, борьба за завоевание и осуществление власти - это основное содержание политики, а следовательно и основной вопрос, которым занимаются изучающие политику науки.
Борьба за власть - один из важных аспектов общественной политической жизни, то есть власть - это необходимый элемент жизнедеятельности и показатель политических систем, процессов, институтов и необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Общество остро нуждается во власти как в необходимом условие, при котором функционирует социальная система, регулирующая поведение и взаимодействие в сфере общественных интересов и общественную жизнь в целом.
Власть обычно пользуется доверием и поддержкой широких масс, то есть основывается на силу авторитета. Субъект, наделенный властью, для навязывания воли подчиняющимся часто использует идеологическое воздействие, например, популистские обещания и обман. Но несмотря на это, власть имеет предметно - материальные источники силы, то есть принуждение, органы насилия, вооруженные организации людей.
Под властью понимается возможность влияния на поведение и деятельность людей при помощи насилия, права и авторитета, осуществлять свою волю. Концепция власти играет значимую роль в политической науке. Любая власть предоставляет возможность и право управлять, распоряжаться и повелевать. Концентрированное проявление власти - это взаимоотношение господства и подчинения, иных видов взаимодействия субъектов властных отношений.
Власть отражает организованную деятельность. Без власти в том или ином ее виде ни одна из общностей не могла бы существовать.
Потребность во власти обусловлена сущностью общения людей, подразумевающего подчинение участников общения одной воле с целью сохранения стабильности и целостности общества. Отсюда следуют основные свойства власти: инклюзивность (власть, которая, проникая во все виды деятельности, объединяет и противопоставляет отдельных индивидов и социальные группы) и всеобщность (власть распространяется на все сферы общения людей). Именно это выделял немецкий политолог М. Вебер, говоря о данных видах власти, как власть родителей над детьми, экономическая, юридическая, духовная и другие виды власти.
Глубинный источник власти, основа подчинения индивидов одного другому - это неравенство, не только социальное (экономическое, образовательное и т.д.), но и естественное (интеллектуальное, физическое, неравенство, порожденное половыми различиями).
В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже рассматривает три исторические формы власти:
.анонимная власть, "распыленная" среди членов примитивного общества;
2.индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;
.институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.
Дополняя типологию М. Дюверже, можно отметить четвертую историческую форму власти, которая формируется в конце нашего века, - системе "надгосударственной власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, у которых властные полномочия распространяются на население и территорию свыше десятка европейских стран.
Первые две исторические формы власти представляются догосударственными и несут неполитический характер. А третья форма власти, которая иногда называется государственно-публичной, и четвертая, надгосударственная - это и есть политическая власть. Заметим, что понятие "власть исторически связано с административным управлением древнегреческих полисов, то есть городов-государств. Искусство управления гражданами, регулирование их поведения при помощи разнообразных средств и называлось "политика.
Таким образом, исторически и логически между понятиями "власть и "политика образовалась смысловая связь.
Огромное количество подходов к определению сущности власти можно приблизительно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.
Атрибутивно-субстанциональные концепции рассматривают власть как атрибут, либо как самостоятельный "предмет" или "вещь. В русле этого подхода можно рассматривать потенциально-волевые, структурно-функциональные и инструментально-силовые концепция власти.
Потенциально-волевые концепции трактуют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять свою волю. Именно такой подход отличает немецкую классическую политологическую традицию Следовательно, М. Вебер трактует власть как "любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается.
Инструментально-силовые концепции власти свойственны прежде всего англо-американской политологической школе. Здесь власть приравнивается к средствам ее осуществления. Истоки этой традиции относятся к политической философии Т. Гоббса, понимающего власть, в первую очередь, как реальное средство принуждения, как форму силового воздействия. Один из значимых теоретиков американской политологии Ч. Мерриам связывал представление о власти с "силовым распредмечиванием. Идентичных взглядов придерживаются сторонники "силовой модели власти англо-американской школы "политического реализма, истолковывающие власть во внутренней и в международной политике как силовое воздействие политического субъекта, который контролирует определенные ресурсы и при необходимости использует прямое насилие.
Государственная власть является ядром политической власти, но полностью не исчерпывает ее содержание. Политическая власть вмещает в себя власть общественных организаций, политических партий, лидеров, союзов, и так далее. Политическая и государственная власть во многом совпадают, но их нельзя назвать тождественными. Полем деятельности государственной власти является государство и его органы. Гражданское общество управляется государством в значительно малой степени. Полем деятельности политической власти, наоборот, выступает гражданское общество.
Сущность власти связывается с волей субъекта, которая способствует перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, которая обеспечивает необходимое для доминирования навязывание своих позиций. И сила, и воля субъекта в одинаковой степени являются ее неизменными атрибутами.
7. сущность, специфика, ресурсы политической власти
Западные политологи: Политическая власть – это способность определенного класса проводить свою волю в политике.
По Маркс: «Политическая власть есть всякая основанная на принуждении власть одного класса над другим, и она появляется при двух условиях: общественное разделение (т.е. появление классов), возникновение государства.
Специфика политической власти
1. Ее легальность, т.е. законность в использовании силы и других средств властвования.
2. Ее верховенство, т.е. обязательность ее решений для всего общества
3. Ее публичность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права
4. Имеет монополию на принуждение, взимание налогов, принятие законов и ведение внешней политики
5. Ее моноцентричность
6. Многообразие ее ресурсов
Ресурсы политической власти
Т. е. это те средства, на которые власть опирается.
1. Экономические средства характеризуются господствующей формой собственности, объемом ВВП, золотым запасом страны, ее природными ресурсами. Экономические ресурсы – это активная инвестиционная, налоговая, таможенная и научно – техническая политика.
2. Социальные ресурсы, т.е. те слои населения, на которые власть опирается; это мероприятия по повышению или понижению их социальной активности
3. Юридические ресурсы – материальная база юриспруденции; законы и нормы, на которых власть сформирована и на которые она опирается
4. Административно – силовые ресурсы, т.е. органы и учреждения, осуществляющие функции жизнедеятельности общества
5. Культурно - информационные ресурсы (СМИ, компьютерные сети) – учреждения, отвечающие за культурную сохранность страны
В узком смысле политическая и государственная власть – это синонимы. В широком смысле носителем политической власти является вся политическая система общества.
8. Легитимация политической власти: сущность, типы, уровни, методы.
Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.
Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово «легитимность» происходит от лат. legitimus - законный. Но не всякая законная власть может быть легитимной. Уже в Средние века возникают теоретические обоснования того, что монарх, становящийся тираном и не выполняющий своего предназначения, лишает свою власть легитимности. В этом случае народ имеет право свергнуть такую власть (об этом, в частности, говорил Ф. Аквинский).
Легитимность — это уверенность народа в том, что власть будет выполнять свои обязательства; признание авторитета власти и добровольное подчинение ей; представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий, в том числе и насилия. Легитимная власть, как правило, способна обеспечивать стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.
М. Вебер выделял три основных типа политического господства и соответствующие им формы легитимности:
§ традиционное господство - легитимность, основанная на традициях патриархального общества, например, монархия — традиционная легитимность;
§ харизматическое господство - легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка — харизматическая легитимность;
§ господство, основанное на рационально созданных правилах — рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.
Кроме перечисленных существуют и другие виды легитимности, например: онтологическая, идеологическая, структурная и др.
Онтологическая легитимность в наибольшей степени свойственна древнему и традиционному обществам, когда существующие нормы бытия воспринимаются людьми как естественным (внечеловеческим) образом установленный порядок, а его нарушение — как катастрофа, анархия, хаос. Это признание человеком (обществом) существующего порядка как нормы бытия, которое распространяется не только на общество, но и на все космическое пространство. Такая легитимность тесно связана с жизнью и смертью канонизированного политического вождя нации. Его жизнь олицетворяет собой власть и порядок, а смерть — анархию и хаос. История знает немало примеров, когда после смерти своего вождя народ испытывал страх перед будущим. В качестве примера можно привести смерть В.И.Ленина, И. В. Сталина, Ким Ир Сена (Северная Корея) и др.
В основеидеологической легитимности лежат определенные идеологические «конструкции» — привлекательные идеи, обещания «светлого будущего» или «нового мирового порядка», религиозные догмы и т. д. Так, коммунистическая идеология и обещания скорого построения коммунизма во многом обеспечивали легитимность советскому режиму власти; идеи национал-социа- лизма способствовали легитимизации фашистского режима в Германии. Некоторые страны Ближнего и Среднего Востока возвели ислам в ранг государственной идеологии.
Структурная легитимность основывается на утвердившихся в обществе правилах и нормах установления и смены власти, например, конституции (конституционная легитимность). Если большинство граждан недовольны существующей в обществе политической властью, то они «терпят» ее до новых выборов.
Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется селегитимизацией, а потеря ею легитимности -делегитимизацией.
Любая политическая власть, даже самая реакционная, стремится выглядеть в глазах своего народа и в глазах мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Один из самых распространенных приемов — замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Нелегитимная и неэффективная власть боится вступать в диалог с обществом и со своими оппонентами, чтобы окончательно не проявить свою несостоятельность. Поэтому она всеми способами стремится ограничить деятельность независимых средств массовой информации или поставить их мод свой контроль.
9. Современные проблемы власти в россии.