Основные этапы развития западноевропейской политической мысли

Общественно-политическая жизнь Западной Европы проходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков.

Главным направлением зарубежной политической мысли X1X в. становится либерализм. Его основой является защита гражданских свобод: слова, совести, печати. Особенно отстаивал либерализм невмешательство государства в экономическую жизнь. В странах Западной Европы с неодинаковым уровнем развития капиталистических отношений и политических преобразований складываются различные формы выражения идей либерализма.
Значительное влияние на становление политической мысли того времени оказала немецкая философия, в рамках которой выделяются 2 немецких мыслителя – И. Кант и Г. Гегель.
Иммануил Кант (1724–1804) – основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории государства и права. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, а затем обобщил в трактате «Метафизика нравов»
Вклад И. Канта в разработку политической теории состоит в том, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве. По И. Канту государство – соединение множества людей, подчиненных правовым законам, а важнейший признак государства – это верховенство закона.
И. Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан. Идеалом организации государства для него служила система разделения и субординации власти.

Этот же принцип был положен мыслителем в основу разграничения форм государства на республиканскую и деспотическую. Республиканизм – это государственный принцип отделения власти (правительства) от законодательной, а деспотизм – принцип самовластного использования государственных законов, данных им самим.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) в ряде своих произведений изложил цельную систему социально-политических и правовых взглядов. Г. Гегель ввел в политическую науку понятие гражданского общества, которое представляет собой целую систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Гражданское общество упорядочивается стоящей над ним политической властью – государством. В государстве Г. Гегель различает объективную и субъективную стороны. С субъективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства

5 Развитие политической мысли в России в 11-19 веках ( Илларион, Татищев, сперанский, Соловьев, Чернышевский )

14-16 века. Политическая идеология централизованного государства, большое внимание уделяется роли России в мировой политике. Работы Андрея Курбского 1528-1583
Работы Пересветова
3) 17 век. Преобразование сословно представительской монархии в абсолютную. Процесс завершается при Петре 1. Политический трактат Юрия Крижанича "Политика"
4) 18 век. Феофан Прокопович, Василий Татищев, Иван Посашков. Если идеи Татищева и Прокоповича основываются на монархии то у Посашкова преобразовании общественной и гос жизни.
Идеология Просветительства. Она наиболее отражены у Тесницкого, Новякова, Фонвизина "Идеология Просветительства"
5) 19 век. Создается рад проектов либеральных реформ в области общественных отношений и государственного управления. Наиболее полный проект был разработан Сперанским по поручению Александра 1 в 1809 году. Его идея разделения властей( законодательная, исполнительная, судебная). Идеи отмены крепостного права, ограничение монархии. Реформирование государственного реформирования.
6) Западники и Славянофилы. Ориентация на Европу. Перспективы лежат через крестьянскую общину.
Западники - Сперанский, Чаадаев
- Карамзин, Победоносцев, Данилевский, Соловьев
Во 2й половине 19 века распространяется мысль революционного демократизма и авторы Чернышевский, Герцен, Лавров, Ткачёв, Михайловский, Бакунин

Личность и политика

Среди участников политических отношений центральное ме­сто занимает личность. Она играет в политическом процессе клю­чевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политичес­ких отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он — главная фигура на политической сцене.

Личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической куль­туры, а главное — в качестве обладателя политических прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо зап­рещенных законом. Конституция Российской Федерации запре­щает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расо­вую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Важной формой участия граждан в политической жизни страны является их право вступать в различные партии, общественно- политические организации, участвовать в управлении делами го­сударства. Коллективная форма проведения политических ак­ций — право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане формируют все выборные органы государства, на­деляют их властными полномочиями, имеют право требовать от них отчета в работе. Однако самые широкие возможности лично­сти активно участвовать в политической жизни страны открывает непосредственная (прямая) демократия. Сегодня она использует­ся в виде референдумов и выборных кампаний. Но возможности прямой демократии реализуются крайне недостаточно. Возьмем, к примеру, народный контроль за деятельностью государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций. Такой контроль оказался невостребованным. Бесконтрольность же обер­нулась ростом бюрократизма, невиданным расцветом коррупции, вседозволенностью и безответственностью на всех уровнях госу­дарственного управления.

В последние годы большую политическую остроту приобрела проблема борьбы с преступностью и укрепления законности, ус­пешно решить которую без привлечения живых сил общества, без использования прямой демократии вряд ли удастся. В этой связи уместно напомнить следующую заповедь светлых умов Древней Греции: "Народ должен сражаться за законы, как за стены своего дома". Законы сравниваются со стенами дома. Почему? Потому, что стены дома выполняют охранительную функцию, защищают человека от непогоды, других внешних воздействий. Законы тоже выполняют охранительную функцию: защищают честь, достоин­ство и неприкосновенность личности от противоправных (пре­ступных) посягательств.

Основные этапы развития западноевропейской политической мысли - student2.ru

Наши рекомендации