Основы конституционного строя рф
Конституционный строй — это система общественных отношений в стране, в которой
соблюдается порядок, установленный нормами конституции.
Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
Народовластие | Ст. 1, ч. 1. Ст. 3 | Россия — демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляя ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления |
Федерализм | Ст. 1, ч. 1. Ст. | Равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Центральные органы лишены монополии на власть, субъектам РФ предоставлена определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией. |
Правовое государство | Ст. 1,ч.1 | Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы |
Разделение властей | Ст. 10 | Единая государственная власть разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через «систему сдержек и противовесов» |
Приоритет прав человека | Ст. 2 | Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина |
Российская Федерация — социальное государство | Ст. 7 | Политика российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др. |
Суверенитет | Ст. 4 | Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантирует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ на всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ |
Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности | Ст. 8, ст. 9 | Закрепляется многообразие форм собственности и их равная оxpaнa: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция |
Политическое многообразие (плюрализм) | Ст. 13, ч.3-5 | В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функционирующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды. |
Светский характер государства | Ст. 14 | Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой. |
Понятие власти
Это понятие тесно связано с понятием «политика». Слово «политика» произошло от греческого слова politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:
1. Политика — это отношения между государствами и социальными
группами, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания
политической власти в обществе, а также отношения между государствами на
международной арене.
2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий,
общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения
политической власти или ее завоевания.
3. Политика — это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства,
связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Под политической системой общества понимают совокупность различных политических
институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и
взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Функции политической системы общества разнообразны:
1) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;
2) формирование правовой системы;
3) обеспечение стабильности и безопасности общества;
4) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
5) социальный контроль.
Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать:
1) наличие не менее двух партнеров;
2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем
этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;
3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать,
а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;
4) подчинение воле, выраженной в приказе.
С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для
сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с
другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством государства. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д. Источники власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация источников власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые. К
экономическим источникам власти относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным — систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным — знания и
информацию, к силовым — институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).
Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus
— законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям.
Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин
«легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М.
Вебером. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимности. Традиционный обусловлен традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите. Легальный (или рационально-легальный) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. В наиболее полном виде легальный тип легитимности воплощен в правовом государстве. Харизматический тип легитимности (от греч. charisma — божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическая легитимность трансформируется в традиционную или легальную. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны. Описанные выше типы легитммности редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения, по результатам выборов и т. д. Легитимность следует отличать от легальности, которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.