Эйхдэйкевао (АЬ-^аЬе'-теа-о), или праздник зеленой кукурузы
Слово, от которого этот праздник получил свое название, обозначает пиршество. Он продолжался четыре дня, процедура каждого из них была различна во многих деталях, но все они заканчивались пиршествами.
Когда зеленая кукуруза становилась годной к употреблению, для индейцев явно наступала пора изобилия. Они использовали ее как еще один повод ко всеобщему благодарению Великого духа, угощению и развлечению себя. Кукуруза всегда] была главным предметом потребления у ирокезов. Они возделывали это растение, а также бобы и тыкву еще до образования Лиги. От самых отдаленных времен, к которым восходит предание, передавалось у них умение возделывать и использовать эти растенияг. Они собирали плоды каждого из них в количестве, достаточной для.удовлетворения всех
г Согласно легенде, кукурузное растение выросло из лона матери Великого духа после ее погребения.
своих нужд, приготовляя их в пищу самыми разнообразными способами и делая их по меньшей мере основой своего пропитания. Согласно их способу выражения понятий, эти растения упоминаются вместе под образным названием «Наша жизнь» или «Наши кормилицы». Следовательно, нельзя считать безошибочным утверждение, что индейцы существовали главным образом охотой. После возникновения Лиги они жили в постоянных селениях и внутри определенной, четко очерченной территории. Продукты охоты тогда сделались вторичным, хотя и необходимым средством существования я. В первый день этого празднества, после произнесения вступительных речей, главными религиозными действиями являлись Пляска пера, благодарственное обращение с воскурением табака и три или четыре другие пляски. Это обращение произносилось в середине одной из плясок, следовавших за первой. Ниже приводится еще один образец этих кратких ирокезских молитв. Бросив в огонь, как обычно, немного табачных листьев, хранитель веры обращался к Ха-веннейю с такими словами:
Великий дух в небесах, внемли нашим словам. Мы собрались выполнить священный долг, как ты повелел нам. Этот обычай передан нам от наших отцов. Мы приветствуем тебя и благодарим за то, что ты сохранил столь многих из нас в этом году для участия в настоящем празднике.
Великий дух, слушай далее. Мы благодарим тебя за твою великую доброту, за то, что ты заставил нашу мать-землю снова принести ее плоды. Мы благодарим тебя за то, что ты побудил Наших кормилиц произвести плоды в изобилии.
Великий дух, наши слова все еще текут к тебе (бросает в огонь табак). Охрани нас от всякой опасности. Сбереги наших стариков. Сбереги наших матерей. Сбереги наших воинов. Сохрани наших детей. Мы воскуриваеы этот табак; да подымется дым его к тебе. Да будет наша благодарность, восходящая вместе с ним, приятна тебе. Даруй мудрость хранителям веры, чтобы они могли достойным образом руководить этими обрядами. Даруй силу нашим воинам, чтобы они с радостью могли исполнять священные пляски по твоему повелению.
Великий дух, совет, собравшийся здесь, престарелые мужи и жены, сильные воины, женщины и дети сливают свои голоса в благодарении тебе. Нэнхо6.
Прежде чем принять участие в пиршестве, народ отправлялся смотреть игры, которые часто устраивались для развлечения и сопровождали церемонии этих праздничных дней.
Второй день начинался обычно речью, за которой следовала Благодарственная пляска Ганэйоух (Са-па'-о-иЪ), являвшаяся главным
д Те, кто в ранние времена попадал к ирокезам, постоянно обращали внимание на большое количество кукурузы, выращиваемой ими. Первая экспедиция в страну сенека военного характера была совершена маркизом де Нонвилем в 1687 г., всего несколько лет спустя после того, как французы и англичане узнали о географическом местопребывании ирокезских наций. Он так говорит о количестве кукурузы: «Мы находились в четырех деревнях сенека до 24 июля. Бее это время мы провели в уничтожении кукурузы, изобилие которой было так велико, что потери, включая старое зерно, находившееся в зернохранилищах, которое мы пожгли, и кукурузу на корню, исчислялись, по произведенным впоследствии расчетам, в 400 тысяч тшо4з индейской кукурузы» (1 200 000 бушелей) (Вое. Шз!. N. У., уо!. 1, с. 238). Этот подсчет следует, однако, считать преувеличенным 10.
в Аналогичная молитва употребляется у индейцев племени оттава (Ь а Н о а * а п. НогШ . Ат., Ьопй. ей. 1735, уо!. 2, с. 34).
религиозным действием этого дня. Пляска эта не обязательно исполнялась в костюмах, хотя обычно ее танцевала избранная группа в полном одеянии. По фигурам и музыке она была сходна с Пляской пера, главное же различие между ними заключалось во введении кратких благодарственных речей между песнями, сопровождавшими пляски. Эта пляска подробно объяснена ниже, но, чтобы сделать ее понятной здесь, следует упомянуть, что музыку к ней составляли благодарственные песни, исполнявшиеся избранными певцами, которые отбивали такт на трещотках из панциря черепахи. Каждая песня продолжалась около двух минут, в течение которых группа танцевала с большим воодушевлением, двигаясь колонной вокруг помещения. Когда песня замолкала, танцоры обходили вокруг дома совета в тот же промежуток времени под удары трещоток.
В перерывах между песнями произносились благодарственные речи. Один человек поднимался и благодарил, например, клен такими словами: «Мы приносим благодарность клену, который предоставляет свой сладкий сок на благо человеку». Снова возобновлялась пляска и исполнялась следующая песня, после чего каким-нибудь другим человеком опять произносилась речь примерно следующего содержания: «Мы приносим благодарность кустам и деревьям, снабжающим нас плодами». Затем пляска продолжалась как прежде. Таким образом благодарственные речи, песни и пляски сменялись до тех пор, пока не было оказано внимание всем значительным явлениям природы. На празднике зеленой кукурузы и урожая во время Благодарственной пляски всегда произносились установленные речи, составлявшие существенную часть культа ирокезов. Эти речи или по крайней мере главные из них можно было бы свести к одной и показать круг явлений, которые они охватывали, помня в то же время, что каждое явление служило темой особой речи, после чего следовала благодарственная песня, соответствующая данному случаю, под музыку которой исполнялась пляска. Следует далее добавить, что эти речи объединялись, чтобы составить главную часть ежегодного благодарственного слова Великому духу, произносившегося при сожжении белой собаки. Их обычное построение таково:
«Мы приносим благодарность нашей матери-земле, которая питает нас. Мы приносим благодарность рекам и потокам, которые доставляют нам воду. Мы приносим благодарность всем травам, дающим лекарства для исцеления наших недугов. Мы приносим благодарность кукурузе и ее сестрам, бобамГ и тыквам, которые дают нам жизнь. Мы приносим благодарность кустарникам и деревьям, которые снабжают нас плодами. Мы приносим благодарность ветру, который, приводя в движение воздух, изгоняет болезни. Мы приносим благодарность луне и звездам, которые дают нам свой свет, когда уходит солнце. Мы приносим благодарность нашему Деду Хено за то, что он защищает своих внуков от ведьм и всякой нечисти и посылает нам дождь. Мы приносим благодарность солнцу за то, что оно смотрит на землю благосклонным оком. Наконец, мы приносим благодарность Великому духу, в котором воплощена вся благость и который направляет все на благо своих детей».
Ш
После окончания Благодарственной пляски следовали две-три другие, а после них — угощение, которым и заканчивались обряды дня.
Третье утро предназначалось для Благодарственного концерта, называвшегося Эйхдовех, АЬ-До'-луеп, и составлявшего главный ритуал дня. Совет открывался вступительной речью одного из хранителей веры о сущности, целях и установлении нраздника. Новшеством в их богослужении был ряд кратких речей, следовавших одна за другой и выражавших благодарность большому количеству предметов; каждый из ораторов сопровождал свою речь соответствующей песней со словами и нередко музыкой собственного сочинения. Припев к каждой песне хором подпевали все, вознося, таким образом, единый хвалебный гимн. В песнях перечислялись объекты природы и приносилась благодарность непосредственно каждому из них, как в Благодарственной пляске; но в Эйхдовех они не были ограничены миром природы или миром духов. Хорошие поступки, личные достижения, политические события — одним словом, все дела общественной и частной жизни могли использоваться в этом случае для выражения чувства признательности. Часто проходили один-два часа, прежде чем все успевали выразить благодарность друг другу за личные одолжения, творениям природы — за постоянное служение их потребностям и Великому духу и Невидимым помощникам — за их покровительственную заботу. Многие из речей по этим поводам, особенно те, которые относились к объектам природы, оставались неизменными из года в год. Но те, которые складывались на почве частных отношений людей, обычно менялись в зависимости от обстоятельств. Последнее считалось одним из их важнейших религиозных церемоний и всегда оставалось одним из любимых обрядов. По окончании Эйхдовех устраивались две-три пляски, обычно еще до удовольствий пиршества, которым, как указывалось выше, завершался ритуал каждого дня.
На четвертый день празднество заканчивалось игрой в персиковые косточки гусгаэй (§из-§а-а), игрой азартной, в ходе которой индейцы расточительно бились об заклад и к которой они питали крайнее пристрастие. Эта игра не носила характера религиозного действия, но являлась любимой забавой, которой заканчивался церемониал праздника зеленой кукурузы. Она описана ниже.
Следует помнить, что в эпоху установления этих религиозных празднеств они заканчивались в полдень; в средний период истории ирокезов празднества продолжались до сумерек; но в последнее время за дневными торжествами всегда следует вечернее развлечение — пляски,— хотя оно и не является частью религиозных обрядов. Далее можно указать, что в настоящее время эти торжества длятся лишь три дня, причем обряды третьего и четвертого дней исполняются в третий.
На исходе каждого дня народ угощался роскошным блюдом — саккоташ. Это было традиционное угощение в сезон зеленой кукурузы. Приготовлялось оно из кукурузы, бобов и тыквы и всегда было любимой пищей краснокожего человека. В связи с этим будет уме-
стно указать, что в настоящее время ирокезы не садятся вместе за общую трапезу, за исключением религиозных советов особого значения. Угощение, приготовленное на месте советов, распределяется по окончании его и разносится женщинами в сосудах, приносимых для этой цели, по домам, где им наслаждается каждая семья у своего собственного очага. Но если народ, по древнему обычаю, пирует вместе, что еще практикуется иногда, то для этого выбирают сумерки. Огромные еще дымящиеся котлы супа, или каши из дробленой кукурузы (Ъопшюпу) или саккоташа, приносят и ставят среди собравшихся. Прежде чем принять участие в этом вечернем пире, ирокезы никогда не забывали произнести перед едой молитву, что было простым обрядом, но вполне гармонировало с характером их культа. Она представляла собой протяжное восклицание на высокой ноте, произносимое одним из хранителей веры и сопровождаемое постепенно нарастающим хором голосов на низкой ноте. Это обозначало общую благодарность великому Подателю пиршества.